Решение по делу № А 30-11/11 в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс»

Номер дела: А 30-11/11
Дата публикации: 11 мая 2012, 10:54

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

№ 02-01/3367

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля  2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» апреля  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 30-11/11, возбужденное 10.11.2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр», юридический адрес: 628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, аэропорт, и обществом с ограниченной ответственностью «ЮТэйр-Экспресс», юридический адрес: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 80, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

при участии: <…>

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10.11.2011 № 369 возбуждено производство по делу № А 30-11/11 по признакам нарушения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс», части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», являются хозяйствующими субъектами.

Основанием для возбуждения дела послужили заявление <…> от 12.07.2011 (вх. № Г-105 от 18.07.2011) и заявление Депутата Государственного Совета Республики Коми <…> от 04.10.2011 № 39-10939 (вх. № 4974 от 05.10.2011).

<…> и <…> (заявители) надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела № А 30-11/11, на рассмотрение дела не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения антимонопольного дела № А 30-11/11 в связи с невозможностью явки по уважительным причинам в Коми УФАС России не обращались.

Комиссия в отсутствии возражений представителей ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие <…> и <…>.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <…> заявила ходатайство о прекращении производства по антимонопольному делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» входят в одну группу лиц.

Комиссия, изучив ходатайство, приняла решение рассмотреть данное ходатайство по существу по результатам рассмотрения дела.

2. Коми УФАС России в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11, на основании поручения председателя Комиссии проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта».

Из информации, представленной ООО «ЮТэйр-Экспресс» в Коми УФАС России, следует, что между ООО «ЮТэйр-Экспресс» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключено Соглашение от 30.01.2008 № 01/010В-55/2/084ВВЛ о совместной эксплуатации воздушных линий.

В соответствии с предметом вышеуказанного соглашения ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет на свои рейсы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» коммерческую емкость на маршрутах, указанных в Приложении № 2 к настоящему соглашению.

Рейсы по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» ООО «ЮТэйр-Экспресс» выполняло в рамках заключенного с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» соглашения только в качестве эксплуатанта воздушных судов, ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет подготовленное воздушное судно и экипаж для ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» для осуществления авиаперевозок.

В ходе изучения товарного рынка установлено, что в 2011 году услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» оказывали ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».

В соответствии с п. 3.7.3. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее - Регламент), Коми УФАС России письмами от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 в адрес ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» направило для ознакомления копию аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, проведенного в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11.

В соответствии с п. 3.7.2. Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

В письмах от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» предлагалось представить в Коми УФАС России в срок до 24.02.2012 замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на вышеуказанном товарном рынке, с приложением доказательств в обоснование доводов и возражений, доказательства в соответствии с п. 3.7.2 Регламента.

Ни в установленный  срок (до 24.02.2012), ни на дату заседания Комиссии по рассмотрению дела № А 30-11/11 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» не представили в Коми УФАС России замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год.

На заседании Комиссии представителями ответчиков о наличии замечаний, возражений, дополнений не заявлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По результатам исследования товарного рынка услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год доля ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке превышает пятьдесят процентов (аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом превышения пятидесяти процентной доли ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, пришла к выводу, что положение ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке является доминирующим.

3. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, привлеченных к участию в деле, пришла к нижеследующим выводам.

Из материалов дела установлено, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» при формировании тарифов на услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» руководствовалось следующими нормативными актами:

- Воздушным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральными авиационными правилами;

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифа за обслуживание воздушных судов»;

- Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.07.2010 № 141-Т/3 «Об утверждении ставок сборов за обслуживание пользователей воздушного пространства РФ»;

- Методическими рекомендациями по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний от 15.07.1999 № 7.7-188.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема услуги, рассчитаны согласно вышеуказанным кодексам, правилам, приказам, а также фактическим затратам общества.

Исходными данными для расчета ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» расходов на авиаперевозку пассажира является следующая информация:

- время полета по маршруту (час.);

- расстояние от пункта вылета (км.);

- расход топлива по маршруту (тонн.);

- максимальная воздушная масса судна (вес ВС, в тоннах);

- предельная загрузка воздушного судна (максимальное количество кресел, чел.).

Из содержания представленной ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» информации следует, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» включает следующие статьи затрат:

1)     аэронавигационные сборы:

- сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах;

- сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

2) аэропортовые сборы:

- сбор за взлет-посадку;

- сбор за обеспечение авиационной безопасности;

- сбор за пользование аэровокзалом;

- сбор за метеообеспечение.

3) наземное обслуживание:

- обслуживание пассажиров;

- подача трапа/телетрапа;

- доставка пассажиров;

- обеспечение бортпитанием;

- обеспечение АвиаГСМ;

- расходы на АвиаГСМ;

- добавка к топливу (ИМ жидкость);

- обеспечение вылета-встречи;

- обслуживание по форме А-1;

- внутренняя уборка воздушного судна;

- обслуживание санузлов;

- заправка водой;

- наземный источник питания;

- доставка экипажа;

- медицинское обслуживание экипажа.

4) сервисное обслуживание:

- питание экипажа;

- питание пассажиров.

5) собственные расходы авиакомпании:

- аренда ВС;

- оплата труда летного состава;

- отчисления на социальные нужды;

- комплексное техническое обслуживание ВС;

- страхование ВС.

6) представительские расходы (ведение претензионной работы со службами  в аэропортах, обеспечивающих обслуживание ВС, и т.д.).

7) агентское вознаграждение за продажу авиабилетов.

В подтверждение вышеуказанного ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представлен в материалы антимонопольного дела детализированный плановый расчет авиаперевозки пассажиров по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» с указанием всех необходимых для выполнения данной услуги объемов работ и услуг.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 2,33%) и НДС.

Определением от 29.02.2012 № 02-01/1446 Коми УФАС России запросило у ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» документы, подтверждающие расходы общества на все  виды работ, которые включены в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г., на каждую дату изменения стоимости, с приложением подтверждающих копий документов, расчета полученных сумм, и пояснения необходимости включения указанных затрат в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта».

ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» представило в материалы антимонопольного дела документы, подтверждающие необходимость и экономическую обоснованность включения в расчет стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» вышеуказанных видов работ.

Комиссией установлено, что изменение стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г. обусловлено следующими факторами:

- ростом облагаемой базы для исчисления дополнительного взноса в Пенсионный фонд России в размере 14 %, установленном Федеральным законом от 27.11.2011 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

- изменением структуры и ростом расходов на рейс (изменение ставок аэропортового, аэронавигационного, наземного обслуживания, стоимости авиаГСМ);

- ростом уровня планируемой прибыли с 11,9% до 19,1%, что, по мнению Комиссии, не является чрезмерным;

- ростом расходов на лизинговые платежи, связанных с заменой воздушного судна (CRJ-200 вместо ТУ-134);

- ростом уровня общепроизводственных расходов;

- ростом величины агентского вознаграждения.

В вышеуказанный период времени также изменилась ставка социального налога с 26,9% до 34,9%.

Таким образом, расходы, включенные в расчет стоимости услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за анализируемый период, обоснованы необходимыми затратами.

Также Комиссией установлено, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году являлась убыточной для ОАО «Авиакомпания ЮТэйр».

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать  как злоупотребление доминирующим положением в виде установления в 2010-2011 г.г. монопольно высокой цены на услугу по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» (авиабилеты), не имеется.

4. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст.11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Согласно ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»  под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

В материалах антимонопольного дела № А 30-11/11 имеется перечень лиц, входящих с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в одну группу.

Согласно данному перечню, ООО «ЮТэйр-Лизинг» имеет право распоряжаться 83,34% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Экспресс». В свою очередь ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет право распоряжаться 99,51% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Лизинг».

Таким образом, ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» являются хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, следовательно, положения ст. 11 и ст. 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на отношения между ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

При таких обстоятельствах, ходатайство ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» от 19.04.2012 о прекращении производства по делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона  «О защите конкуренции»  подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать доминирующим положение ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году.

2.   Прекратить рассмотрение дела № А 30-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 9517 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А 30-11/11 в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9517 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336719386 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

№ 02-01/3367

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля  2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» апреля  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 30-11/11, возбужденное 10.11.2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр», юридический адрес: 628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, аэропорт, и обществом с ограниченной ответственностью «ЮТэйр-Экспресс», юридический адрес: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 80, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

при участии: <…>

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10.11.2011 № 369 возбуждено производство по делу № А 30-11/11 по признакам нарушения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс», части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», являются хозяйствующими субъектами.

Основанием для возбуждения дела послужили заявление <…> от 12.07.2011 (вх. № Г-105 от 18.07.2011) и заявление Депутата Государственного Совета Республики Коми <…> от 04.10.2011 № 39-10939 (вх. № 4974 от 05.10.2011).

<…> и <…> (заявители) надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела № А 30-11/11, на рассмотрение дела не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения антимонопольного дела № А 30-11/11 в связи с невозможностью явки по уважительным причинам в Коми УФАС России не обращались.

Комиссия в отсутствии возражений представителей ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие <…> и <…>.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <…> заявила ходатайство о прекращении производства по антимонопольному делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» входят в одну группу лиц.

Комиссия, изучив ходатайство, приняла решение рассмотреть данное ходатайство по существу по результатам рассмотрения дела.

2. Коми УФАС России в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11, на основании поручения председателя Комиссии проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта».

Из информации, представленной ООО «ЮТэйр-Экспресс» в Коми УФАС России, следует, что между ООО «ЮТэйр-Экспресс» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключено Соглашение от 30.01.2008 № 01/010В-55/2/084ВВЛ о совместной эксплуатации воздушных линий.

В соответствии с предметом вышеуказанного соглашения ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет на свои рейсы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» коммерческую емкость на маршрутах, указанных в Приложении № 2 к настоящему соглашению.

Рейсы по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» ООО «ЮТэйр-Экспресс» выполняло в рамках заключенного с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» соглашения только в качестве эксплуатанта воздушных судов, ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет подготовленное воздушное судно и экипаж для ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» для осуществления авиаперевозок.

В ходе изучения товарного рынка установлено, что в 2011 году услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» оказывали ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».

В соответствии с п. 3.7.3. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее - Регламент), Коми УФАС России письмами от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 в адрес ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» направило для ознакомления копию аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, проведенного в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11.

В соответствии с п. 3.7.2. Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

В письмах от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» предлагалось представить в Коми УФАС России в срок до 24.02.2012 замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на вышеуказанном товарном рынке, с приложением доказательств в обоснование доводов и возражений, доказательства в соответствии с п. 3.7.2 Регламента.

Ни в установленный  срок (до 24.02.2012), ни на дату заседания Комиссии по рассмотрению дела № А 30-11/11 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» не представили в Коми УФАС России замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год.

На заседании Комиссии представителями ответчиков о наличии замечаний, возражений, дополнений не заявлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По результатам исследования товарного рынка услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год доля ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке превышает пятьдесят процентов (аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом превышения пятидесяти процентной доли ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, пришла к выводу, что положение ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке является доминирующим.

3. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, привлеченных к участию в деле, пришла к нижеследующим выводам.

Из материалов дела установлено, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» при формировании тарифов на услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» руководствовалось следующими нормативными актами:

- Воздушным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральными авиационными правилами;

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифа за обслуживание воздушных судов»;

- Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.07.2010 № 141-Т/3 «Об утверждении ставок сборов за обслуживание пользователей воздушного пространства РФ»;

- Методическими рекомендациями по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний от 15.07.1999 № 7.7-188.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема услуги, рассчитаны согласно вышеуказанным кодексам, правилам, приказам, а также фактическим затратам общества.

Исходными данными для расчета ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» расходов на авиаперевозку пассажира является следующая информация:

- время полета по маршруту (час.);

- расстояние от пункта вылета (км.);

- расход топлива по маршруту (тонн.);

- максимальная воздушная масса судна (вес ВС, в тоннах);

- предельная загрузка воздушного судна (максимальное количество кресел, чел.).

Из содержания представленной ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» информации следует, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» включает следующие статьи затрат:

1)     аэронавигационные сборы:

- сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах;

- сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

2) аэропортовые сборы:

- сбор за взлет-посадку;

- сбор за обеспечение авиационной безопасности;

- сбор за пользование аэровокзалом;

- сбор за метеообеспечение.

3) наземное обслуживание:

- обслуживание пассажиров;

- подача трапа/телетрапа;

- доставка пассажиров;

- обеспечение бортпитанием;

- обеспечение АвиаГСМ;

- расходы на АвиаГСМ;

- добавка к топливу (ИМ жидкость);

- обеспечение вылета-встречи;

- обслуживание по форме А-1;

- внутренняя уборка воздушного судна;

- обслуживание санузлов;

- заправка водой;

- наземный источник питания;

- доставка экипажа;

- медицинское обслуживание экипажа.

4) сервисное обслуживание:

- питание экипажа;

- питание пассажиров.

5) собственные расходы авиакомпании:

- аренда ВС;

- оплата труда летного состава;

- отчисления на социальные нужды;

- комплексное техническое обслуживание ВС;

- страхование ВС.

6) представительские расходы (ведение претензионной работы со службами  в аэропортах, обеспечивающих обслуживание ВС, и т.д.).

7) агентское вознаграждение за продажу авиабилетов.

В подтверждение вышеуказанного ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представлен в материалы антимонопольного дела детализированный плановый расчет авиаперевозки пассажиров по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» с указанием всех необходимых для выполнения данной услуги объемов работ и услуг.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 2,33%) и НДС.

Определением от 29.02.2012 № 02-01/1446 Коми УФАС России запросило у ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» документы, подтверждающие расходы общества на все  виды работ, которые включены в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г., на каждую дату изменения стоимости, с приложением подтверждающих копий документов, расчета полученных сумм, и пояснения необходимости включения указанных затрат в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта».

ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» представило в материалы антимонопольного дела документы, подтверждающие необходимость и экономическую обоснованность включения в расчет стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» вышеуказанных видов работ.

Комиссией установлено, что изменение стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г. обусловлено следующими факторами:

- ростом облагаемой базы для исчисления дополнительного взноса в Пенсионный фонд России в размере 14 %, установленном Федеральным законом от 27.11.2011 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

- изменением структуры и ростом расходов на рейс (изменение ставок аэропортового, аэронавигационного, наземного обслуживания, стоимости авиаГСМ);

- ростом уровня планируемой прибыли с 11,9% до 19,1%, что, по мнению Комиссии, не является чрезмерным;

- ростом расходов на лизинговые платежи, связанных с заменой воздушного судна (CRJ-200 вместо ТУ-134);

- ростом уровня общепроизводственных расходов;

- ростом величины агентского вознаграждения.

В вышеуказанный период времени также изменилась ставка социального налога с 26,9% до 34,9%.

Таким образом, расходы, включенные в расчет стоимости услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за анализируемый период, обоснованы необходимыми затратами.

Также Комиссией установлено, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году являлась убыточной для ОАО «Авиакомпания ЮТэйр».

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать  как злоупотребление доминирующим положением в виде установления в 2010-2011 г.г. монопольно высокой цены на услугу по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» (авиабилеты), не имеется.

4. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст.11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Согласно ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»  под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

В материалах антимонопольного дела № А 30-11/11 имеется перечень лиц, входящих с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в одну группу.

Согласно данному перечню, ООО «ЮТэйр-Лизинг» имеет право распоряжаться 83,34% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Экспресс». В свою очередь ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет право распоряжаться 99,51% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Лизинг».

Таким образом, ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» являются хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, следовательно, положения ст. 11 и ст. 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на отношения между ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

При таких обстоятельствах, ходатайство ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» от 19.04.2012 о прекращении производства по делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона  «О защите конкуренции»  подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать доминирующим положение ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году.

2.   Прекратить рассмотрение дела № А 30-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

№ 02-01/3367

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля  2012 года

В полном объеме решение изготовлено «27» апреля  2012 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 30-11/11, возбужденное 10.11.2011 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Авиакомпания «ЮТэйр», юридический адрес: 628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск, аэропорт, и обществом с ограниченной ответственностью «ЮТэйр-Экспресс», юридический адрес: 167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Куратова, д. 80, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»),

при участии: <…>

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10.11.2011 № 369 возбуждено производство по делу № А 30-11/11 по признакам нарушения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс», части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», являются хозяйствующими субъектами.

Основанием для возбуждения дела послужили заявление <…> от 12.07.2011 (вх. № Г-105 от 18.07.2011) и заявление Депутата Государственного Совета Республики Коми <…> от 04.10.2011 № 39-10939 (вх. № 4974 от 05.10.2011).

<…> и <…> (заявители) надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела № А 30-11/11, на рассмотрение дела не явились, с ходатайством об отложении рассмотрения антимонопольного дела № А 30-11/11 в связи с невозможностью явки по уважительным причинам в Коми УФАС России не обращались.

Комиссия в отсутствии возражений представителей ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие <…> и <…>.

На рассмотрении дела представитель ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» <…> заявила ходатайство о прекращении производства по антимонопольному делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» входят в одну группу лиц.

Комиссия, изучив ходатайство, приняла решение рассмотреть данное ходатайство по существу по результатам рассмотрения дела.

2. Коми УФАС России в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11, на основании поручения председателя Комиссии проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта».

Из информации, представленной ООО «ЮТэйр-Экспресс» в Коми УФАС России, следует, что между ООО «ЮТэйр-Экспресс» и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» заключено Соглашение от 30.01.2008 № 01/010В-55/2/084ВВЛ о совместной эксплуатации воздушных линий.

В соответствии с предметом вышеуказанного соглашения ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет на свои рейсы ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» коммерческую емкость на маршрутах, указанных в Приложении № 2 к настоящему соглашению.

Рейсы по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» ООО «ЮТэйр-Экспресс» выполняло в рамках заключенного с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» соглашения только в качестве эксплуатанта воздушных судов, ООО «ЮТэйр-Экспресс» предоставляет подготовленное воздушное судно и экипаж для ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» для осуществления авиаперевозок.

В ходе изучения товарного рынка установлено, что в 2011 году услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» оказывали ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».

В соответствии с п. 3.7.3. административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5 (далее - Регламент), Коми УФАС России письмами от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 в адрес ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» направило для ознакомления копию аналитического отчета по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, проведенного в рамках рассмотрения дела № А 30-11/11.

В соответствии с п. 3.7.2. Регламента хозяйствующий субъект может предоставлять в антимонопольный орган доказательства того, что его положение не может быть признано доминирующим.

В письмах от 21.02.2012 № 02-04/1238 и от 21.02.2012 № 02-04/1239 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» предлагалось представить в Коми УФАС России в срок до 24.02.2012 замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на вышеуказанном товарном рынке, с приложением доказательств в обоснование доводов и возражений, доказательства в соответствии с п. 3.7.2 Регламента.

Ни в установленный  срок (до 24.02.2012), ни на дату заседания Комиссии по рассмотрению дела № А 30-11/11 ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» не представили в Коми УФАС России замечания, возражения, дополнения по данным результата анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год.

На заседании Комиссии представителями ответчиков о наличии замечаний, возражений, дополнений не заявлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

По результатам исследования товарного рынка услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год доля ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке превышает пятьдесят процентов (аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела).

Комиссия, изучив материалы проведенного исследования, в том числе с учетом превышения пятидесяти процентной доли ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за 2011 год, пришла к выводу, что положение ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» на указанном товарном рынке является доминирующим.

3. Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, привлеченных к участию в деле, пришла к нижеследующим выводам.

Из материалов дела установлено, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» при формировании тарифов на услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» руководствовалось следующими нормативными актами:

- Воздушным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Федеральными авиационными правилами;

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифа за обслуживание воздушных судов»;

- Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.07.2010 № 141-Т/3 «Об утверждении ставок сборов за обслуживание пользователей воздушного пространства РФ»;

- Методическими рекомендациями по определению себестоимости внутренних и международных рейсов для российских авиакомпаний от 15.07.1999 № 7.7-188.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема услуги, рассчитаны согласно вышеуказанным кодексам, правилам, приказам, а также фактическим затратам общества.

Исходными данными для расчета ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» расходов на авиаперевозку пассажира является следующая информация:

- время полета по маршруту (час.);

- расстояние от пункта вылета (км.);

- расход топлива по маршруту (тонн.);

- максимальная воздушная масса судна (вес ВС, в тоннах);

- предельная загрузка воздушного судна (максимальное количество кресел, чел.).

Из содержания представленной ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» информации следует, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» включает следующие статьи затрат:

1)     аэронавигационные сборы:

- сбор за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах;

- сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома.

2) аэропортовые сборы:

- сбор за взлет-посадку;

- сбор за обеспечение авиационной безопасности;

- сбор за пользование аэровокзалом;

- сбор за метеообеспечение.

3) наземное обслуживание:

- обслуживание пассажиров;

- подача трапа/телетрапа;

- доставка пассажиров;

- обеспечение бортпитанием;

- обеспечение АвиаГСМ;

- расходы на АвиаГСМ;

- добавка к топливу (ИМ жидкость);

- обеспечение вылета-встречи;

- обслуживание по форме А-1;

- внутренняя уборка воздушного судна;

- обслуживание санузлов;

- заправка водой;

- наземный источник питания;

- доставка экипажа;

- медицинское обслуживание экипажа.

4) сервисное обслуживание:

- питание экипажа;

- питание пассажиров.

5) собственные расходы авиакомпании:

- аренда ВС;

- оплата труда летного состава;

- отчисления на социальные нужды;

- комплексное техническое обслуживание ВС;

- страхование ВС.

6) представительские расходы (ведение претензионной работы со службами  в аэропортах, обеспечивающих обслуживание ВС, и т.д.).

7) агентское вознаграждение за продажу авиабилетов.

В подтверждение вышеуказанного ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» представлен в материалы антимонопольного дела детализированный плановый расчет авиаперевозки пассажиров по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» с указанием всех необходимых для выполнения данной услуги объемов работ и услуг.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 2,33%) и НДС.

Определением от 29.02.2012 № 02-01/1446 Коми УФАС России запросило у ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» документы, подтверждающие расходы общества на все  виды работ, которые включены в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г., на каждую дату изменения стоимости, с приложением подтверждающих копий документов, расчета полученных сумм, и пояснения необходимости включения указанных затрат в стоимость авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта».

ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» представило в материалы антимонопольного дела документы, подтверждающие необходимость и экономическую обоснованность включения в расчет стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» вышеуказанных видов работ.

Комиссией установлено, что изменение стоимости авиаперевозки (авиабилета) пассажиров по маршруту «Ухта – Москва – Ухта» в 2010-2011 г.г. обусловлено следующими факторами:

- ростом облагаемой базы для исчисления дополнительного взноса в Пенсионный фонд России в размере 14 %, установленном Федеральным законом от 27.11.2011 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»;

- изменением структуры и ростом расходов на рейс (изменение ставок аэропортового, аэронавигационного, наземного обслуживания, стоимости авиаГСМ);

- ростом уровня планируемой прибыли с 11,9% до 19,1%, что, по мнению Комиссии, не является чрезмерным;

- ростом расходов на лизинговые платежи, связанных с заменой воздушного судна (CRJ-200 вместо ТУ-134);

- ростом уровня общепроизводственных расходов;

- ростом величины агентского вознаграждения.

В вышеуказанный период времени также изменилась ставка социального налога с 26,9% до 34,9%.

Таким образом, расходы, включенные в расчет стоимости услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» за анализируемый период, обоснованы необходимыми затратами.

Также Комиссией установлено, что услуга по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году являлась убыточной для ОАО «Авиакомпания ЮТэйр».

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать  как злоупотребление доминирующим положением в виде установления в 2010-2011 г.г. монопольно высокой цены на услугу по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» (авиабилеты), не имеется.

4. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст.11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» положения настоящей статьи не распространяются на согласованные действия хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль или если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

Согласно ч. 8 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции»  под контролем в настоящей статье, в статьях 11.1 и 32 настоящего Федерального закона понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

1) распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;

2) осуществление функций исполнительного органа юридического лица.

В материалах антимонопольного дела № А 30-11/11 имеется перечень лиц, входящих с ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в одну группу.

Согласно данному перечню, ООО «ЮТэйр-Лизинг» имеет право распоряжаться 83,34% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Экспресс». В свою очередь ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» имеет право распоряжаться 99,51% уставного капитала ООО «ЮТэйр-Лизинг».

Таким образом, ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс» являются хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, следовательно, положения ст. 11 и ст. 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не распространяются на отношения между ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

При таких обстоятельствах, ходатайство ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» от 19.04.2012 о прекращении производства по делу № А 30-11/11 по ч. 1 ст. 11 Федерального закона  «О защите конкуренции»  подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1.   Признать доминирующим положение ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» на товарном рынке услуги по авиаперевозке пассажиров и принадлежащего пассажирам багажа по расписанию по маршруту «Ухта-Москва-Ухта» в 2011 году.

2.   Прекратить рассмотрение дела № А 30-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Авиакомпания ЮТэйр» и ООО «ЮТэйр-Экспресс».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/3367 [format] => [safe_value] => 02-01/3367 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А 30-11/11 [format] => [safe_value] => А 30-11/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 65 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 65 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-11 06:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-27 06:54:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336719386 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )