Решение по делу Р 59-11/13

Номер дела: Р 59-11/13
Дата публикации: 3 февраля 2014, 11:25

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 января 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

27 января 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/722

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 59-11/13, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-А», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 29, кв. 11 (далее – ООО «Альтернатива-А») и индивидуального предпринимателя <...>а Виктора Викторовича, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, ул. 13 линия, дом. 12, по факту распространения на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013 рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- ООО «Альтернатива-А», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления № 16799169800712 от 13.01.2014 и № 16799169800743 от 23.01.2014,

- индивидуального предпринимателя <...>а (далее – ИП <...> В.В.), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается ходатайством ИП <...>а В.В. о рассмотрении дела № Р 59-11/13 в его отсутствие, направленным письмом вх. № 401 от 27.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013  рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту определением № 03-01/9742 от 14.11.2013 возбуждено дело № Р 59-11/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

            Из материалов дела № Р 59-11/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена посредством размещения в печатном средстве массовой информации, а именно: на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013;

–  адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Кредитный центр РК» и предлагаемым им к продаже квартирам, всем операциям с недвижимостью: покупке, продаже, ипотеке, страхованию жилья, бесплатным консультациям, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, ИП <...>ым В.В. заключены договоры о сотрудничестве с ОАО «Коми ипотечная компания» и ОАО «Военно-страховая компания». ИП <...>ым В.В. представлена копия договора об оказании услуг № 15 от 19.03.2013, заключенного между ИП <...>ым В.В. и ОАО «Коми ипотечная компания».

Таким образом, услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, оказываются ОАО «Коми ипотечная компания», а услуги по страхованию - ОАО «Военно-страховая компания», которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются финансовыми организациями, а оказываемые ими услуги – финансовыми услугами.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих страховые услуги и услуги по ипотеке.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона  о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Недвижимость.Ухта», учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0048 от 12.10.2009, является ООО «Альтернатива-А».

В соответствии с п. 1.3 Устава редакции газеты «Недвижимость.Ухта», утвержденного директором ООО «Альтернатива-А», редакция газеты не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Редакция газеты осуществляет деятельность в рамках выполнения уставных задач ООО «Альтернатива-А».

Согласно письменной информации, представленной ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

            В материалы рекламного дела лицами, участвующими в деле, представлены копии следующих документов: счета № 815 от 10.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; счета № 814 от 30.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; платежного поручения № 559 от 11.09.2013, согласно которому ИП <...> В.В. произвел ООО «Альтернатива-А» оплату по счету № 815 от 10.09.2013 за рекламу в сентябре.

            ИП <...> В.В. в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указал, что рекламопроизводителем была представлена реклама, которая после устного одобрения ИП <...>ым В.В. была размещена в газете.

Из письменных пояснений ООО «Альтернатива-А», имеющихся в материалах рекламного дела, следует, что рассматриваемая реклама изготавливалась по устной заявке ИП <...>а В.В. и согласовывалась по электронной почте.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> В.В. определил объект рекламирования рассматриваемой рекламы, ООО «Альтернатива-А» привело представленную ИП <...>ым В.В. информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Недвижимость. Ухта», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

           При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП <...>а В.В. является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Альтернатива-А» целями создания Общества являются удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества является, в том числе рекламная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», основным видом экономической деятельности Общества является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. с целью получения прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Из письменных пояснений, представленных ООО «Альтернатива-А» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является <...> А.А., который согласно договору подряда № 9/2013, заключенному между ООО «Альтернатива-А» и <...>ым А.А. (далее – договор подряда), в период с 01.09.2013 по 30.09.2013 по заданию Заказчика – ООО «Альтернатива-А» осуществлял услуги главного редактора.

В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика обусловленную договором конкретную работу и сдать ее результат.

Согласно акту выполненных работ № 09/2013 от 30.09.2013 по договору подряда, подписанному ООО «Альтернатива-А» в лице директора Общества <...>ой Е.В. и <...>ым А.А., последний выполнил услуги главного редактора, предусмотренные договором подряда.

Вместе с тем, в статье 2.4 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье под должностными лицами в КоАП РФ следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудовых отношений.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель (ст. 56 ТК РФ).

В силу ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в том числе на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицо, выполняющее функции по договору гражданско-правового характера (в рассматриваемом случае по договору подряда) не является работником организации, с которой у него заключён такой договор. По договору гражданско-правового характера, в отличие от трудового, исполняется индивидуально-конкретное задание, предметом которого является конечный результат труда (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.05.1997 № 051/160-97).

Из представленных в материалы рекламного дела документов не следует, что <...> А.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «Альтернатива-А», следовательно, не имеется достаточных оснований считать его лицом, ответственным за соблюдение Обществом рекламного законодательства в рассматриваемый период времени.

Согласно п. 15.2 Устава ООО «Альтернатива-А», копия которого имеется в материалах рекламного дела, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», копия которой имеется в материалах рекламного дела, руководителем Общества является директор <...>а (далее – <...>а Е.В.).

Согласно приказу о приеме работника на работу № 7, копия которого имеется в материалах рекламного дела, 07.11.2010 <...>а Е.В. принята на должность директора ООО «Альтернатива-А».

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом ООО «Альтернатива-А», ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является директор <...>а Е.В.

            Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В., так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Альтернатива-А» и его должностного лица – директора <...>ой Е.В., нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...>ым В.В. и ООО «Альтернатива-А», директором ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Альтернатива-А» и <...>ой Е.В. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ИП <...>ым В.В. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 02.09.2013 по 30.09.2013 на территории г. Ухты, г. Сосногорска Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела оригиналом газеты «Недвижимость. Ухта»  № 1 (207) от 13.01.2014.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

            На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу агентства недвижимости «Кредитный центр РК», размещенную на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Альтернатива-А» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 13538 [uid] => 5 [title] => Решение по делу Р 59-11/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13538 [type] => solution [language] => ru [created] => 1391412402 [changed] => 1391412402 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1391412402 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 января 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

27 января 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/722

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 59-11/13, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-А», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 29, кв. 11 (далее – ООО «Альтернатива-А») и индивидуального предпринимателя <...>а Виктора Викторовича, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, ул. 13 линия, дом. 12, по факту распространения на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013 рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- ООО «Альтернатива-А», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления № 16799169800712 от 13.01.2014 и № 16799169800743 от 23.01.2014,

- индивидуального предпринимателя <...>а (далее – ИП <...> В.В.), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается ходатайством ИП <...>а В.В. о рассмотрении дела № Р 59-11/13 в его отсутствие, направленным письмом вх. № 401 от 27.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013  рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту определением № 03-01/9742 от 14.11.2013 возбуждено дело № Р 59-11/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

            Из материалов дела № Р 59-11/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена посредством размещения в печатном средстве массовой информации, а именно: на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013;

–  адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Кредитный центр РК» и предлагаемым им к продаже квартирам, всем операциям с недвижимостью: покупке, продаже, ипотеке, страхованию жилья, бесплатным консультациям, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, ИП <...>ым В.В. заключены договоры о сотрудничестве с ОАО «Коми ипотечная компания» и ОАО «Военно-страховая компания». ИП <...>ым В.В. представлена копия договора об оказании услуг № 15 от 19.03.2013, заключенного между ИП <...>ым В.В. и ОАО «Коми ипотечная компания».

Таким образом, услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, оказываются ОАО «Коми ипотечная компания», а услуги по страхованию - ОАО «Военно-страховая компания», которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются финансовыми организациями, а оказываемые ими услуги – финансовыми услугами.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих страховые услуги и услуги по ипотеке.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона  о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Недвижимость.Ухта», учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0048 от 12.10.2009, является ООО «Альтернатива-А».

В соответствии с п. 1.3 Устава редакции газеты «Недвижимость.Ухта», утвержденного директором ООО «Альтернатива-А», редакция газеты не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Редакция газеты осуществляет деятельность в рамках выполнения уставных задач ООО «Альтернатива-А».

Согласно письменной информации, представленной ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

            В материалы рекламного дела лицами, участвующими в деле, представлены копии следующих документов: счета № 815 от 10.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; счета № 814 от 30.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; платежного поручения № 559 от 11.09.2013, согласно которому ИП <...> В.В. произвел ООО «Альтернатива-А» оплату по счету № 815 от 10.09.2013 за рекламу в сентябре.

            ИП <...> В.В. в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указал, что рекламопроизводителем была представлена реклама, которая после устного одобрения ИП <...>ым В.В. была размещена в газете.

Из письменных пояснений ООО «Альтернатива-А», имеющихся в материалах рекламного дела, следует, что рассматриваемая реклама изготавливалась по устной заявке ИП <...>а В.В. и согласовывалась по электронной почте.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> В.В. определил объект рекламирования рассматриваемой рекламы, ООО «Альтернатива-А» привело представленную ИП <...>ым В.В. информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Недвижимость. Ухта», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

           При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП <...>а В.В. является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Альтернатива-А» целями создания Общества являются удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества является, в том числе рекламная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», основным видом экономической деятельности Общества является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. с целью получения прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Из письменных пояснений, представленных ООО «Альтернатива-А» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является <...> А.А., который согласно договору подряда № 9/2013, заключенному между ООО «Альтернатива-А» и <...>ым А.А. (далее – договор подряда), в период с 01.09.2013 по 30.09.2013 по заданию Заказчика – ООО «Альтернатива-А» осуществлял услуги главного редактора.

В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика обусловленную договором конкретную работу и сдать ее результат.

Согласно акту выполненных работ № 09/2013 от 30.09.2013 по договору подряда, подписанному ООО «Альтернатива-А» в лице директора Общества <...>ой Е.В. и <...>ым А.А., последний выполнил услуги главного редактора, предусмотренные договором подряда.

Вместе с тем, в статье 2.4 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье под должностными лицами в КоАП РФ следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудовых отношений.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель (ст. 56 ТК РФ).

В силу ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в том числе на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицо, выполняющее функции по договору гражданско-правового характера (в рассматриваемом случае по договору подряда) не является работником организации, с которой у него заключён такой договор. По договору гражданско-правового характера, в отличие от трудового, исполняется индивидуально-конкретное задание, предметом которого является конечный результат труда (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.05.1997 № 051/160-97).

Из представленных в материалы рекламного дела документов не следует, что <...> А.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «Альтернатива-А», следовательно, не имеется достаточных оснований считать его лицом, ответственным за соблюдение Обществом рекламного законодательства в рассматриваемый период времени.

Согласно п. 15.2 Устава ООО «Альтернатива-А», копия которого имеется в материалах рекламного дела, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», копия которой имеется в материалах рекламного дела, руководителем Общества является директор <...>а (далее – <...>а Е.В.).

Согласно приказу о приеме работника на работу № 7, копия которого имеется в материалах рекламного дела, 07.11.2010 <...>а Е.В. принята на должность директора ООО «Альтернатива-А».

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом ООО «Альтернатива-А», ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является директор <...>а Е.В.

            Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В., так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Альтернатива-А» и его должностного лица – директора <...>ой Е.В., нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...>ым В.В. и ООО «Альтернатива-А», директором ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Альтернатива-А» и <...>ой Е.В. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ИП <...>ым В.В. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 02.09.2013 по 30.09.2013 на территории г. Ухты, г. Сосногорска Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела оригиналом газеты «Недвижимость. Ухта»  № 1 (207) от 13.01.2014.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

            На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу агентства недвижимости «Кредитный центр РК», размещенную на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Альтернатива-А» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 января 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

27 января 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/722

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 59-11/13, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива-А», адрес места нахождения: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 29, кв. 11 (далее – ООО «Альтернатива-А») и индивидуального предпринимателя <...>а Виктора Викторовича, адрес места нахождения: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Краснозатонский, ул. 13 линия, дом. 12, по факту распространения на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013 рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- ООО «Альтернатива-А», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлениями о вручении почтового отправления № 16799169800712 от 13.01.2014 и № 16799169800743 от 23.01.2014,

- индивидуального предпринимателя <...>а (далее – ИП <...> В.В.), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается ходатайством ИП <...>а В.В. о рассмотрении дела № Р 59-11/13 в его отсутствие, направленным письмом вх. № 401 от 27.01.2014,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013  рекламы агентства недвижимости «Кредитный центр РК» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту определением № 03-01/9742 от 14.11.2013 возбуждено дело № Р 59-11/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

            Из материалов дела № Р 59-11/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается  информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена посредством размещения в печатном средстве массовой информации, а именно: на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013;

–  адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Кредитный центр РК» и предлагаемым им к продаже квартирам, всем операциям с недвижимостью: покупке, продаже, ипотеке, страхованию жилья, бесплатным консультациям, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013, является рекламой.

Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 4 статьи 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, ИП <...>ым В.В. заключены договоры о сотрудничестве с ОАО «Коми ипотечная компания» и ОАО «Военно-страховая компания». ИП <...>ым В.В. представлена копия договора об оказании услуг № 15 от 19.03.2013, заключенного между ИП <...>ым В.В. и ОАО «Коми ипотечная компания».

Таким образом, услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, оказываются ОАО «Коми ипотечная компания», а услуги по страхованию - ОАО «Военно-страховая компания», которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» являются финансовыми организациями, а оказываемые ими услуги – финансовыми услугами.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих страховые услуги и услуги по ипотеке.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона  о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Недвижимость.Ухта», учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0048 от 12.10.2009, является ООО «Альтернатива-А».

В соответствии с п. 1.3 Устава редакции газеты «Недвижимость.Ухта», утвержденного директором ООО «Альтернатива-А», редакция газеты не является юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом. Редакция газеты осуществляет деятельность в рамках выполнения уставных задач ООО «Альтернатива-А».

Согласно письменной информации, представленной ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

            В материалы рекламного дела лицами, участвующими в деле, представлены копии следующих документов: счета № 815 от 10.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; счета № 814 от 30.09.2013, выставленного ООО «Альтернатива-А» в адрес ИП <...>а В.В., в том числе за рекламу в газете «Недвижимость. Ухта» № 37 от 23.09.2013; платежного поручения № 559 от 11.09.2013, согласно которому ИП <...> В.В. произвел ООО «Альтернатива-А» оплату по счету № 815 от 10.09.2013 за рекламу в сентябре.

            ИП <...> В.В. в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указал, что рекламопроизводителем была представлена реклама, которая после устного одобрения ИП <...>ым В.В. была размещена в газете.

Из письменных пояснений ООО «Альтернатива-А», имеющихся в материалах рекламного дела, следует, что рассматриваемая реклама изготавливалась по устной заявке ИП <...>а В.В. и согласовывалась по электронной почте.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> В.В. определил объект рекламирования рассматриваемой рекламы, ООО «Альтернатива-А» привело представленную ИП <...>ым В.В. информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Недвижимость. Ухта», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

           При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> В.В., рекламопроизводителем и рекламораспространителем – ООО «Альтернатива-А».

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом экономической деятельности ИП <...>а В.В. является предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.

Согласно п. 2.1 Устава ООО «Альтернатива-А» целями создания Общества являются удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Предметом деятельности Общества является, в том числе рекламная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», основным видом экономической деятельности Общества является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>ым В.В. с целью получения прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Из письменных пояснений, представленных ООО «Альтернатива-А» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является <...> А.А., который согласно договору подряда № 9/2013, заключенному между ООО «Альтернатива-А» и <...>ым А.А. (далее – договор подряда), в период с 01.09.2013 по 30.09.2013 по заданию Заказчика – ООО «Альтернатива-А» осуществлял услуги главного редактора.

В соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика обусловленную договором конкретную работу и сдать ее результат.

Согласно акту выполненных работ № 09/2013 от 30.09.2013 по договору подряда, подписанному ООО «Альтернатива-А» в лице директора Общества <...>ой Е.В. и <...>ым А.А., последний выполнил услуги главного редактора, предусмотренные договором подряда.

Вместе с тем, в статье 2.4 КоАП РФ указано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной статье под должностными лицами в КоАП РФ следует понимать, в том числе совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителей и других работников организаций.

В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудовых отношений.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работник и работодатель (ст. 56 ТК РФ).

В силу ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в том числе на лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что лицо, выполняющее функции по договору гражданско-правового характера (в рассматриваемом случае по договору подряда) не является работником организации, с которой у него заключён такой договор. По договору гражданско-правового характера, в отличие от трудового, исполняется индивидуально-конкретное задание, предметом которого является конечный результат труда (Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.05.1997 № 051/160-97).

Из представленных в материалы рекламного дела документов не следует, что <...> А.А. состоял в трудовых отношениях с ООО «Альтернатива-А», следовательно, не имеется достаточных оснований считать его лицом, ответственным за соблюдение Обществом рекламного законодательства в рассматриваемый период времени.

Согласно п. 15.2 Устава ООО «Альтернатива-А», копия которого имеется в материалах рекламного дела, руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом – директором.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Альтернатива-А», копия которой имеется в материалах рекламного дела, руководителем Общества является директор <...>а (далее – <...>а Е.В.).

Согласно приказу о приеме работника на работу № 7, копия которого имеется в материалах рекламного дела, 07.11.2010 <...>а Е.В. принята на должность директора ООО «Альтернатива-А».

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом ООО «Альтернатива-А», ответственным за соблюдение Обществом законодательства о рекламе, является директор <...>а Е.В.

            Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В., так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – ООО «Альтернатива-А» и его должностного лица – директора <...>ой Е.В., нарушение ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а В.В.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...>ым В.В. и ООО «Альтернатива-А», директором ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ООО «Альтернатива-А» и <...>ой Е.В. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ИП <...>ым В.В. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 02.09.2013 по 30.09.2013 на территории г. Ухты, г. Сосногорска Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой ненадлежащей рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела оригиналом газеты «Недвижимость. Ухта»  № 1 (207) от 13.01.2014.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

            На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу агентства недвижимости «Кредитный центр РК», размещенную на странице 58 газеты «Недвижимость. Ухта» № 37 (193) от 23.09.2013,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Альтернатива-А» и ИП <...>у В.В. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а В.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Альтернатива-А» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора ООО «Альтернатива-А» <...>ой Е.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/722 [format] => [safe_value] => 03-01/722 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 59-11/13 [format] => [safe_value] => Р 59-11/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-02-03 07:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-01-30 07:25:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1391412402 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )