Решение по делу Р 21-04/13

Номер дела: Р 21-04/13
Дата публикации: 26 июня 2013, 15:59

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

26 июня 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

17 июня 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/5359

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 21-04/13, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...>а (далее - ИП <...> И.Ф.) по факту распространения рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 с признаками нарушения требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <...>ой (далее – ИП <...>а С.А.) – <...>ой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.05.2013,

в отсутствие ИП <...>а И.Ф., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 25.05.2013 почтового отправления № 16700068837426,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/3125 от 15.04.2013 возбуждено рекламное дело № Р 21-04/13 по признакам нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-02/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена  посредством размещения её на странице 6 выпуска № 13 (71) от 08.04.2013 газеты «Панорама столицы - Недвижимость»;

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - бальзаму «Ёрш здоровья», формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, является рекламой.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), такое лекарственное средство как бальзам «Ёрш здоровья» в указанном реестре не зарегистрировано.

Рассматриваемая реклама содержит указание на то, что рекламируемый бальзам не является лекарством.

В материалах рекламного дела имеется копия декларации о соответствии № РОСС RU.МЛ20.Д07848 от 15.10.2012 и копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 от 15.10.2012, из которых следует, что продукция «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком.

В связи с вышеизложенным, указанный в рассматриваемой рекламе бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством.

   Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано, в том числе следующее: десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами: остеохондрозом, радикулитом, холециститом, почечно-каменной болезнью, расстройством щитовидной железы и большим количеством случаев онкологических заболеваний; высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний; случалось, что он помогал и больным рассеянным склерозом; в накопленной практике есть все – и грипп, и паралич; положительный результат в 87% случаев; рекомендуется применять бальзам при хронических заболеваниях не менее двух месяцев; заметно повышает иммунитет и выносливость, предохраняет от стрессов и психических перегрузок; помогает при бесплодии, сексуальных расстройствах, облегчает страдания при ожогах, помогает восстановиться в послеоперационный период; незаменим при тяжелейших заболеваниях, связанных с обменом веществ, таких, как сахарный диабет.

Кроме того, в рекламе приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемого бальзама.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что бальзам «Ёрш здоровья» обладает лечебными свойствами при различных заболеваниях, оказывает положительное влияние на течение болезней.

           При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, несёт  рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0136 от 16.02.2012, учредителем газеты «Панорама столицы – Недвижимость» является ИП <...>а С.А.; примерная тематика и (или) специализация газеты – информационно-рекламная, реклама более 40%.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>а С.А., рекламодателем – ИП <...> И.Ф., содержание рекламы предоставлено ИП <...>ым И.Ф. по электронной почте, согласование рекламы осуществлялось посредством телефонной связи; изменения в заказанную рекламу ИП <...>ой С.А. не вносились; рассматриваемая реклама распространялась с 7 по 8 апреля 2013 г. на территории г. Сыктывкара.

ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела представлены копия электронной переписки по вопросу заказа и размещения рассматриваемой рекламы, копия приходного кассового ордера от 17.04.2013.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> И.Ф., рекламопроизводителем и рекламораспространителем ИП <...>а С.А.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>ой С.А. основным видом экономической деятельности ИП <...>ой С.А. является издательская деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>а И.Ф. основным видом экономической деятельности ИП <...>а И.Ф. является розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки, дополнительным видом экономической деятельности является рекламная деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена с целью получения ИП <...>ой С.А. и ИП <...>ым И.Ф. прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-04/13 усматривается, что со стороны ИП <...>а И.Ф. должных мер по контролю соответствия рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <...>ым И.Ф. нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Сыктывкар, время распространения рекламы –08.04.2013.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 23 (81) от 17.06.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...>ой С.А. и ИП <...>у И.Ф. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

              На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу бальзама «Ёрш здоровья», размещённую на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <...>у И.Ф. и ИП <...>ой С.А. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а И.Ф. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 11879 [uid] => 5 [title] => Решение по делу Р 21-04/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11879 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372247997 [changed] => 1372247997 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372247997 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

26 июня 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

17 июня 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/5359

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 21-04/13, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...>а (далее - ИП <...> И.Ф.) по факту распространения рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 с признаками нарушения требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <...>ой (далее – ИП <...>а С.А.) – <...>ой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.05.2013,

в отсутствие ИП <...>а И.Ф., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 25.05.2013 почтового отправления № 16700068837426,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/3125 от 15.04.2013 возбуждено рекламное дело № Р 21-04/13 по признакам нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-02/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена  посредством размещения её на странице 6 выпуска № 13 (71) от 08.04.2013 газеты «Панорама столицы - Недвижимость»;

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - бальзаму «Ёрш здоровья», формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, является рекламой.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), такое лекарственное средство как бальзам «Ёрш здоровья» в указанном реестре не зарегистрировано.

Рассматриваемая реклама содержит указание на то, что рекламируемый бальзам не является лекарством.

В материалах рекламного дела имеется копия декларации о соответствии № РОСС RU.МЛ20.Д07848 от 15.10.2012 и копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 от 15.10.2012, из которых следует, что продукция «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком.

В связи с вышеизложенным, указанный в рассматриваемой рекламе бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством.

   Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано, в том числе следующее: десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами: остеохондрозом, радикулитом, холециститом, почечно-каменной болезнью, расстройством щитовидной железы и большим количеством случаев онкологических заболеваний; высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний; случалось, что он помогал и больным рассеянным склерозом; в накопленной практике есть все – и грипп, и паралич; положительный результат в 87% случаев; рекомендуется применять бальзам при хронических заболеваниях не менее двух месяцев; заметно повышает иммунитет и выносливость, предохраняет от стрессов и психических перегрузок; помогает при бесплодии, сексуальных расстройствах, облегчает страдания при ожогах, помогает восстановиться в послеоперационный период; незаменим при тяжелейших заболеваниях, связанных с обменом веществ, таких, как сахарный диабет.

Кроме того, в рекламе приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемого бальзама.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что бальзам «Ёрш здоровья» обладает лечебными свойствами при различных заболеваниях, оказывает положительное влияние на течение болезней.

           При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, несёт  рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0136 от 16.02.2012, учредителем газеты «Панорама столицы – Недвижимость» является ИП <...>а С.А.; примерная тематика и (или) специализация газеты – информационно-рекламная, реклама более 40%.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>а С.А., рекламодателем – ИП <...> И.Ф., содержание рекламы предоставлено ИП <...>ым И.Ф. по электронной почте, согласование рекламы осуществлялось посредством телефонной связи; изменения в заказанную рекламу ИП <...>ой С.А. не вносились; рассматриваемая реклама распространялась с 7 по 8 апреля 2013 г. на территории г. Сыктывкара.

ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела представлены копия электронной переписки по вопросу заказа и размещения рассматриваемой рекламы, копия приходного кассового ордера от 17.04.2013.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> И.Ф., рекламопроизводителем и рекламораспространителем ИП <...>а С.А.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>ой С.А. основным видом экономической деятельности ИП <...>ой С.А. является издательская деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>а И.Ф. основным видом экономической деятельности ИП <...>а И.Ф. является розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки, дополнительным видом экономической деятельности является рекламная деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена с целью получения ИП <...>ой С.А. и ИП <...>ым И.Ф. прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-04/13 усматривается, что со стороны ИП <...>а И.Ф. должных мер по контролю соответствия рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <...>ым И.Ф. нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Сыктывкар, время распространения рекламы –08.04.2013.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 23 (81) от 17.06.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...>ой С.А. и ИП <...>у И.Ф. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

              На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу бальзама «Ёрш здоровья», размещённую на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <...>у И.Ф. и ИП <...>ой С.А. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а И.Ф. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

26 июня 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

17 июня 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/5359

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…>;

рассмотрев материалы дела № Р 21-04/13, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя <...>а (далее - ИП <...> И.Ф.) по факту распространения рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 с признаками нарушения требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <...>ой (далее – ИП <...>а С.А.) – <...>ой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.05.2013,

в отсутствие ИП <...>а И.Ф., надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 25.05.2013 почтового отправления № 16700068837426,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение рекламы бальзама «Ёрш здоровья», размещённой на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013 (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/3125 от 15.04.2013 возбуждено рекламное дело № Р 21-04/13 по признакам нарушения п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-02/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена  посредством размещения её на странице 6 выпуска № 13 (71) от 08.04.2013 газеты «Панорама столицы - Недвижимость»;

- адресована неопределенному  кругу  лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - бальзаму «Ёрш здоровья», формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, является рекламой.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В соответствии с пунктами 1, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»:

- лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;

- лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержатся в государственном реестре лекарственных средств.

Согласно данным, содержащимся в государственном реестре лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx), такое лекарственное средство как бальзам «Ёрш здоровья» в указанном реестре не зарегистрировано.

Рассматриваемая реклама содержит указание на то, что рекламируемый бальзам не является лекарством.

В материалах рекламного дела имеется копия декларации о соответствии № РОСС RU.МЛ20.Д07848 от 15.10.2012 и копия сертификата соответствия № РОСС RU.АГ83.Н01398 от 15.10.2012, из которых следует, что продукция «Ёрш здоровья» является безалкогольным напитком.

В связи с вышеизложенным, указанный в рассматриваемой рекламе бальзам «Ёрш здоровья» не является лекарственным средством.

   Поскольку рекламируемая продукция не зарегистрирована как лекарственное средство, то есть таковым не является, то исключена возможность указания в рекламе этой продукции на её лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни.

Вместе с тем, в рассматриваемой рекламе указано, в том числе следующее: десятки тысяч людей с помощью бальзама «Ёрш здоровья» справились со своими недугами: остеохондрозом, радикулитом, холециститом, почечно-каменной болезнью, расстройством щитовидной железы и большим количеством случаев онкологических заболеваний; высокоэффективен «Ёрш здоровья» при лечении сердечно-сосудистых заболеваний; случалось, что он помогал и больным рассеянным склерозом; в накопленной практике есть все – и грипп, и паралич; положительный результат в 87% случаев; рекомендуется применять бальзам при хронических заболеваниях не менее двух месяцев; заметно повышает иммунитет и выносливость, предохраняет от стрессов и психических перегрузок; помогает при бесплодии, сексуальных расстройствах, облегчает страдания при ожогах, помогает восстановиться в послеоперационный период; незаменим при тяжелейших заболеваниях, связанных с обменом веществ, таких, как сахарный диабет.

Кроме того, в рекламе приведены конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения рекламируемого бальзама.

Из содержания рассматриваемой рекламы следует, что бальзам «Ёрш здоровья» обладает лечебными свойствами при различных заболеваниях, оказывает положительное влияние на течение болезней.

           При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе, несёт  рекламодатель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе, рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ 11-0136 от 16.02.2012, учредителем газеты «Панорама столицы – Недвижимость» является ИП <...>а С.А.; примерная тематика и (или) специализация газеты – информационно-рекламная, реклама более 40%.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП <...>а С.А., рекламодателем – ИП <...> И.Ф., содержание рекламы предоставлено ИП <...>ым И.Ф. по электронной почте, согласование рекламы осуществлялось посредством телефонной связи; изменения в заказанную рекламу ИП <...>ой С.А. не вносились; рассматриваемая реклама распространялась с 7 по 8 апреля 2013 г. на территории г. Сыктывкара.

ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела представлены копия электронной переписки по вопросу заказа и размещения рассматриваемой рекламы, копия приходного кассового ордера от 17.04.2013.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <...> И.Ф., рекламопроизводителем и рекламораспространителем ИП <...>а С.А.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>ой С.А. основным видом экономической деятельности ИП <...>ой С.А. является издательская деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРИП в отношении ИП <...>а И.Ф. основным видом экономической деятельности ИП <...>а И.Ф. является розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки, дополнительным видом экономической деятельности является рекламная деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена с целью получения ИП <...>ой С.А. и ИП <...>ым И.Ф. прибыли от их экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – ИП <...>а И.Ф.

Из материалов рекламного дела № Р 21-04/13 усматривается, что со стороны ИП <...>а И.Ф. должных мер по контролю соответствия рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП <...>ым И.Ф. нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Сыктывкар, время распространения рекламы –08.04.2013.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным ИП <...>ой С.А. в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 23 (81) от 17.06.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ИП <...>ой С.А. и ИП <...>у И.Ф. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

              На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 28.12.2007 № 453,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу бальзама «Ёрш здоровья», размещённую на странице 6 газеты «Панорама столицы - Недвижимость» № 13 (71) от 08.04.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 6 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ИП <...>у И.Ф. и ИП <...>ой С.А. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>а И.Ф. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 26 июня 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/5359 [format] => [safe_value] => 03-01/5359 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 21-04/13 [format] => [safe_value] => Р 21-04/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-26 11:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-26 11:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372247997 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )