Решение по делу № АО 24-03-/13 в отношении Администрации МР «Сыктывдинский»

Номер дела: АО 24-03-/13
Дата публикации: 13 мая 2013, 16:45

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2013 года

 

05-03/3896

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 24-03/13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Сыктывдинский», место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62, пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Администрация МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Шнагундай плюс» (далее - ООО «Шнагундай плюс»), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 100а.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.

Частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлены исключения из общих особенностей заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.        

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 42 Устава МР «Сыктывдинский», принятого Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 17.02.2006 (далее - Устав МР «Сыктывдинский»), Администрация МР «Сыктывдинский» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Устава МР «Сыктывдинский» к вопросам местного значения МР «Сыктывдинский» относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно части 7 статьи 48 Устава МР «Сыктывдинский» управление муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального района.

Исходя из пунктов 1.1 - 1.7 части 1 статьи 9 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МО МР «Сыктывдинский», утвержденного Решением Совета МР «Сыктывдинский» от 28.10.2008 № 17/10-4 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский») имущество МР «Сыктывдинский» предоставляется в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, доверительное управление, на ином праве, не запрещенном действующим законодательством Российской Федерации Администрацией МР «Сыктывдинский».

Согласно части 3 статьи 25 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский» договоры на передачу имущества МР «Сыктывдинский», состоящего в муниципальной казне МР «Сыктывдинский», заключает администрация муниципального района.

Между Администрацией МР «Сыктывдинский» и ООО «Шнагундай плюс» заключен договор хранения от 01.06.2012 (далее - договор хранения) в отношении имущества МР «Сыктывдинский» -  автомобиля грузового (самосвал) идентификационный номер ХЗЕ350710А00079600, номер двигателя Д2457Е3*534192; экскаватора ЭО-2621 В-3 на базе трактора «Беларусь-82.1» № 2306/82100167; вакуумной машины КО-522Б идентификационный номер XVL482305A0000007, номер двигателя 537835 (далее - муниципальное движимое имущество), согласно пункту 1.1. которого ООО «Шнагундай плюс» (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную Администрацией МР «Сыктывдинский» (поклажедатель), сроком с 01.06.2012 до 31.12.2012.

Муниципальное движимое имущество передано поклажедателем и принято хранителем 01.06.2012 согласно акту приема-передачи от 01.06.2012.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 договора хранения хранитель не вправе без согласия поклажедателя использовать переданное на хранение муниципальное движимое имущество, а равно предоставлять возможность пользования им третьим лицам.

Однако муниципальное движимое имущество использовалось ООО «Шнагундай плюс» в процессе хозяйственной деятельности, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 14.11.2012, путевыми листами.

Таким образом, договор хранения явился договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключение которого в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно по результатам проведения открытых торгов.

ООО «Шнагундай плюс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса и, как следствие, хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. 

Видами деятельности ООО Шнагундай плюс» являются: лесозаготовки (код ОКВЭД 02.01.1), распиловка и строгание древесины; пропитка древесины (код ОКВЭД 20.10), производство общестроительных работ (код ОКВЭД 45.21), деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 60.24), управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.00), удаление и обработка твердых отходов (код ОКВЭД 90.00.2).

ООО «Шнагундай плюс» является участником соответствующих товарных рынков на территории МР «Сыктывдинский».

Как установлено Коми УФАС России ООО «Шнагундай плюс» является субъектом малого и среднего предпринимательства в понимании Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципального движимого имущества не по результатам проведения открытых торгов явилось предоставлением ООО «Шнагундай плюс» преимущества, обеспечивающего данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности, и соответственно, явилась предоставлением ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции. 

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых являлось ООО «Шнагундай плюс».

Цель предоставления муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» соответствовала целям, установленным частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» в антимонопольный орган не подано.

Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» не получено.

Предоставление муниципального движимого имущества на хранение в адрес ООО «Шнагундай плюс» должно было осуществляться по результатам проведения открытых торгов.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде нарушения порядка предоставления муниципальной преференции ООО «Шнагундай плюс» имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В бездействии Администрации МР «Сыктывдинский» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Договор хранения расторгнут 30.11.2012. Муниципальное движимое имущество передано хранителем поклажедателю по акту приема-передачи от 30.11.2012.

Таким образом, на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МР «Сыктывдинский» нарушившей:

-часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в части действий виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;

-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции;

-часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части действий в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов;

-пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения установленного порядка предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 11710 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № АО 24-03-/13 в отношении Администрации МР «Сыктывдинский» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11710 [type] => solution [language] => ru [created] => 1368449232 [changed] => 1371112839 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371112839 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2013 года

 

05-03/3896

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 24-03/13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Сыктывдинский», место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62, пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Администрация МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Шнагундай плюс» (далее - ООО «Шнагундай плюс»), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 100а.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.

Частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлены исключения из общих особенностей заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.        

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 42 Устава МР «Сыктывдинский», принятого Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 17.02.2006 (далее - Устав МР «Сыктывдинский»), Администрация МР «Сыктывдинский» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Устава МР «Сыктывдинский» к вопросам местного значения МР «Сыктывдинский» относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно части 7 статьи 48 Устава МР «Сыктывдинский» управление муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального района.

Исходя из пунктов 1.1 - 1.7 части 1 статьи 9 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МО МР «Сыктывдинский», утвержденного Решением Совета МР «Сыктывдинский» от 28.10.2008 № 17/10-4 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский») имущество МР «Сыктывдинский» предоставляется в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, доверительное управление, на ином праве, не запрещенном действующим законодательством Российской Федерации Администрацией МР «Сыктывдинский».

Согласно части 3 статьи 25 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский» договоры на передачу имущества МР «Сыктывдинский», состоящего в муниципальной казне МР «Сыктывдинский», заключает администрация муниципального района.

Между Администрацией МР «Сыктывдинский» и ООО «Шнагундай плюс» заключен договор хранения от 01.06.2012 (далее - договор хранения) в отношении имущества МР «Сыктывдинский» -  автомобиля грузового (самосвал) идентификационный номер ХЗЕ350710А00079600, номер двигателя Д2457Е3*534192; экскаватора ЭО-2621 В-3 на базе трактора «Беларусь-82.1» № 2306/82100167; вакуумной машины КО-522Б идентификационный номер XVL482305A0000007, номер двигателя 537835 (далее - муниципальное движимое имущество), согласно пункту 1.1. которого ООО «Шнагундай плюс» (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную Администрацией МР «Сыктывдинский» (поклажедатель), сроком с 01.06.2012 до 31.12.2012.

Муниципальное движимое имущество передано поклажедателем и принято хранителем 01.06.2012 согласно акту приема-передачи от 01.06.2012.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 договора хранения хранитель не вправе без согласия поклажедателя использовать переданное на хранение муниципальное движимое имущество, а равно предоставлять возможность пользования им третьим лицам.

Однако муниципальное движимое имущество использовалось ООО «Шнагундай плюс» в процессе хозяйственной деятельности, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 14.11.2012, путевыми листами.

Таким образом, договор хранения явился договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключение которого в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно по результатам проведения открытых торгов.

ООО «Шнагундай плюс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса и, как следствие, хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. 

Видами деятельности ООО Шнагундай плюс» являются: лесозаготовки (код ОКВЭД 02.01.1), распиловка и строгание древесины; пропитка древесины (код ОКВЭД 20.10), производство общестроительных работ (код ОКВЭД 45.21), деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 60.24), управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.00), удаление и обработка твердых отходов (код ОКВЭД 90.00.2).

ООО «Шнагундай плюс» является участником соответствующих товарных рынков на территории МР «Сыктывдинский».

Как установлено Коми УФАС России ООО «Шнагундай плюс» является субъектом малого и среднего предпринимательства в понимании Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципального движимого имущества не по результатам проведения открытых торгов явилось предоставлением ООО «Шнагундай плюс» преимущества, обеспечивающего данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности, и соответственно, явилась предоставлением ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции. 

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых являлось ООО «Шнагундай плюс».

Цель предоставления муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» соответствовала целям, установленным частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» в антимонопольный орган не подано.

Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» не получено.

Предоставление муниципального движимого имущества на хранение в адрес ООО «Шнагундай плюс» должно было осуществляться по результатам проведения открытых торгов.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде нарушения порядка предоставления муниципальной преференции ООО «Шнагундай плюс» имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В бездействии Администрации МР «Сыктывдинский» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Договор хранения расторгнут 30.11.2012. Муниципальное движимое имущество передано хранителем поклажедателю по акту приема-передачи от 30.11.2012.

Таким образом, на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МР «Сыктывдинский» нарушившей:

-часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в части действий виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;

-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции;

-часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части действий в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов;

-пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения установленного порядка предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 23 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2013 года

 

05-03/3896

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 24-03/13 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Сыктывдинский», место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62, пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Администрация МР «Сыктывдинский», администрация муниципального района), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 62.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Шнагундай плюс» (далее - ООО «Шнагундай плюс»), место нахождения: Республика Коми, район Сыктывдинский, село Выльгорт, улица Д. Каликовой, дом 100а.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.

Частью 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции определено, что не является государственной или муниципальной преференцией:

1) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

2) передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;

3) закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;

5) предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Пунктами части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлены исключения из общих особенностей заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.        

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 42 Устава МР «Сыктывдинский», принятого Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 17.02.2006 (далее - Устав МР «Сыктывдинский»), Администрация МР «Сыктывдинский» является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Устава МР «Сыктывдинский» к вопросам местного значения МР «Сыктывдинский» относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно части 7 статьи 48 Устава МР «Сыктывдинский» управление муниципальным имуществом осуществляет администрация муниципального района.

Исходя из пунктов 1.1 - 1.7 части 1 статьи 9 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МО МР «Сыктывдинский», утвержденного Решением Совета МР «Сыктывдинский» от 28.10.2008 № 17/10-4 «Об утверждении Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» (далее - Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский») имущество МР «Сыктывдинский» предоставляется в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, залог, доверительное управление, на ином праве, не запрещенном действующим законодательством Российской Федерации Администрацией МР «Сыктывдинский».

Согласно части 3 статьи 25 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью МР «Сыктывдинский» договоры на передачу имущества МР «Сыктывдинский», состоящего в муниципальной казне МР «Сыктывдинский», заключает администрация муниципального района.

Между Администрацией МР «Сыктывдинский» и ООО «Шнагундай плюс» заключен договор хранения от 01.06.2012 (далее - договор хранения) в отношении имущества МР «Сыктывдинский» -  автомобиля грузового (самосвал) идентификационный номер ХЗЕ350710А00079600, номер двигателя Д2457Е3*534192; экскаватора ЭО-2621 В-3 на базе трактора «Беларусь-82.1» № 2306/82100167; вакуумной машины КО-522Б идентификационный номер XVL482305A0000007, номер двигателя 537835 (далее - муниципальное движимое имущество), согласно пункту 1.1. которого ООО «Шнагундай плюс» (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную Администрацией МР «Сыктывдинский» (поклажедатель), сроком с 01.06.2012 до 31.12.2012.

Муниципальное движимое имущество передано поклажедателем и принято хранителем 01.06.2012 согласно акту приема-передачи от 01.06.2012.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 2.1 договора хранения хранитель не вправе без согласия поклажедателя использовать переданное на хранение муниципальное движимое имущество, а равно предоставлять возможность пользования им третьим лицам.

Однако муниципальное движимое имущество использовалось ООО «Шнагундай плюс» в процессе хозяйственной деятельности, что подтверждается протоколом осмотра места происшествия от 14.11.2012, путевыми листами.

Таким образом, договор хранения явился договором, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключение которого в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно по результатам проведения открытых торгов.

ООО «Шнагундай плюс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса и, как следствие, хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции. 

Видами деятельности ООО Шнагундай плюс» являются: лесозаготовки (код ОКВЭД 02.01.1), распиловка и строгание древесины; пропитка древесины (код ОКВЭД 20.10), производство общестроительных работ (код ОКВЭД 45.21), деятельность автомобильного грузового транспорта (код ОКВЭД 60.24), управление эксплуатацией жилого фонда (код ОКВЭД 70.32.1), удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код ОКВЭД 90.00), удаление и обработка твердых отходов (код ОКВЭД 90.00.2).

ООО «Шнагундай плюс» является участником соответствующих товарных рынков на территории МР «Сыктывдинский».

Как установлено Коми УФАС России ООО «Шнагундай плюс» является субъектом малого и среднего предпринимательства в понимании Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципального движимого имущества не по результатам проведения открытых торгов явилось предоставлением ООО «Шнагундай плюс» преимущества, обеспечивающего данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности, и соответственно, явилась предоставлением ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции. 

Предоставление в адрес ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых являлось ООО «Шнагундай плюс».

Цель предоставления муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» соответствовала целям, установленным частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» в антимонопольный орган не подано.

Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции в адрес ООО «Шнагундай плюс» Администрацией МР «Сыктывдинский» не получено.

Предоставление муниципального движимого имущества на хранение в адрес ООО «Шнагундай плюс» должно было осуществляться по результатам проведения открытых торгов.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде нарушения порядка предоставления муниципальной преференции ООО «Шнагундай плюс» имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В действиях Администрации МР «Сыктывдинский» в виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В бездействии Администрации МР «Сыктывдинский» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

Договор хранения расторгнут 30.11.2012. Муниципальное движимое имущество передано хранителем поклажедателю по акту приема-передачи от 30.11.2012.

Таким образом, на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию МР «Сыктывдинский» нарушившей:

-часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в части действий виде предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;

-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции;

-часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части действий в виде заключения с ООО «Шнагундай плюс» договора хранения без проведения открытых торгов;

-пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения установленного порядка предоставления ООО «Шнагундай плюс» муниципальной преференции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03/3896 [format] => [safe_value] => 05-03/3896 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АО 24-03-/13 [format] => [safe_value] => АО 24-03-/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-13 12:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-13 12:45:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1368449232 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )