Поправки уточнили действующее законодательство

Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный ФАС России. 

Говоря об основных нововведениях, которые закрепил «третий антимонопольный пакет», руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская, прежде всего отметила критерии определения монопольно высокой цены. Если раньше антимонопольный орган запрашивал у компаний документы, анализировал расходы, прибыль и т.п., то теперь будет пользоваться методом сопоставимых товарных рынков. То есть цена на рынке, где действует доминирующий хозяйствующий субъект, будет сравниваться с ценами на рынке с развитой конкуренцией, например, в других российских регионах. Кроме того, законодательно закреплено, что при определении монопольно высокой цены необходимо анализировать поведение хозсубъекта не менее чем за один год. «Третий антимонопольный пакет» также вводит два новых юридических института. Один из них - предостережение. Его антимонопольный орган направляет в адрес физического лица, которое своими публичными заявлениями посылает «ценовые сигналы». «Например, выступая на конференции или в СМИ, руководитель какой-то компании говорит, что скоро вырастут цены на жилье. На волне ажиотажного спроса цены действительно повышаются. Теперь мы сможем направлять предостережение, что подобные высказывания содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», - отметила Н. Гуревская. Второй механизм - предупреждение, дающее возможность доминирующим хозяйствующим субъектам устранить нарушение антимонопольного законодательства и избежать оборотных штрафов. Это, в частности, актуально для компаний, уклоняющихся от заключения договоров. Получив предупреждение, они за определенный срок исправляют ситуацию. Иначе в отношении них УФАС может возбудить дело. Новые поправки законодательно закрепили понятие «картель», а также право потребителей на обращение в суд за восстановлением своих прав в результате нарушения антимонопольного законодательства, установили запрет на передачу функций по выполнению государственных услуг хозсубъектам и на осуществление госуслуг на платной основе (за исключением случаев, предусмотренных законом или постановлением правительства). Отдельные законодательные новеллы направлены на максимальную открытость при распределении госимущества (недра, водные ресурсы, лес и т.д. Обязательным станет опубликование информации о торгах на едином сайте torgi.gov.ru. Также на стадии размещения и проведения торгов любой хозсубъект может обратиться в антимонопольный орган с жалобой, которая будет рассмотрена в течение 7 дней. Н.Гуревская отметила, что принятые поправки делают антимонопольное законодательство более понятным, четко формулируют основные понятия и признаки нарушений, дают возможность вести конструктивный диалог с добросовестным бизнесом.