Заслон на пути монополий

Заслон на пути монополий

 

Антимонопольной службе – 25 лет!

 

Одна из важнейших проблем российской экономики – засилье монополий и многообразные препятствия развитию конкуренции в бизнесе. Об это свидетельствуют данные международных организаций, так по данным Всемирного экономического форума Россия заняла 64 место из 148 в глобальном рейтинге конкурентоспособности в 2014 году. Однако, не все так плохо: в стране действует специальное ведомство, которое призвано следить за тем, чтобы монополисты не чувствовали себя слишком вольготно, чтобы государственные и муниципальные структуры не мешали развиваться малому и среднему бизнесу. Речь идет о Федеральной антимонопольной службе России. А наш сегодняшний собеседник – руководитель Коми управления ФАС Наталия Гуревская.

 

- Наталия Владимировна, в этом году у вас было несколько резонансных дел, возбужденных по жалобам жителями региона. Одно из них касалось «Росгосстраха», нарушавшего в 2013-2014 годах права автомобилистов. В чем суть нарушений этой крупнейшей страховой компании?

 

- Жители Республики Коми жаловались, в основном, на то, что компания навязывает дополнительные виды страхования, а если клиент отказывается, не заключает с ним договор ОСАГО. Кроме того, ООО «Росгосстрах» не применяет понижающие коэффициенты за безаварийное вождение. На сегодняшний день в общей сложности мы возбудили восемь дел. На данный момент два из восьми решений вступили в законную силу, по ним назначено наказание в виде штрафа в 950 тысяч рублей. Руководитель Коми филиала оштрафован на 30 тысяч.

 

- Чем завершилось дело для клиентов компании и самого «Росгосстраха»?

 

- Когда мы возбудили антимонопольное дело, «Росгосстрах» многим своим клиентам все же компенсировал потери, в частности разницу за не применение понижающего коэффициента за безаварийное вождение. А вообще, наши решения – основание требовать через суд компенсации морального и материального вреда.

 

- О чем, на ваш взгляд, стоит задуматься компаниям, учитывая опыт «Росгосстраха»? Чему она может научить потребителей?

 

- Любой монополист, каким бы крупным и влиятельным он не был, не сможет игнорировать требования антимонопольного законодательства. Мы за этим внимательно следим и не позволим злоупотреблять своим положением.

А что касается потребителей, то они могут быть уверены, что наша служба стоит на защите их прав и интересов и если они нарушаются, мы примем меры.

 

- Как часто сегодня на территории Республики Коми отмечаются нарушения конкурсного законодательства со стороны органов государственной власти?

 

- К сожалению достаточно часто. Причин этому несколько. Во-первых, законодательство сильно изменилось в 2014 году и, вероятно, многие должностные лица не смогли понять, как работает новый закон.

Во-вторых, мы часто видим ситуацию, когда муниципальные власти, руководство ГУПов и МУПов завышают требования к поставщикам и тем самым сужают круг предпринимателей и предприятий, которые могли бы участвовать в конкурсе. Имеют место случаи, когда какой-либо компании предоставляются необоснованные предпочтения.

Хочу надеяться, что это проявление лишь незнания закона, а не коррупционного фактора.

 

- Расскажите о наиболее крупных и резонансных случаях.

 

- В этом году мы привлекли к ответственности управления городского хозяйства и благоустройства Воркуты, которое выставило необоснованные и избыточные требования к участникам аукциона по разработке проектно-сметной документации для полигона ТБО в Воркуте.

И совсем недавно антимонопольное ведомство отменило электронный аукцион «Выполнение работ I этапа строительства по объекту «Газификации жилых домов с. Дутово» на сумму более 35 миллионов рублей по аналогичным основаниям.

Несколько ранее Коми УФАС России потребовал от «Автотранспортного управления здравоохранения РК» устранить ограничение конкуренции на рынке ОСАГО. Управление при проведении конкурса создало необоснованные преимущества одной из страховых компаний.

 

- Повлиял ли, на ваш взгляд, новый закон № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на состояние коррупции в сфере госзакупок?

 

- Я думаю, что новый закон создал необходимые условия, чтобы нарушений в сфере госзакупок стало меньше. Но ситуация зависит от того, как будут применять этот закон в регионе и на муниципальном уровне. Мы, со своей стороны, будем помогать всем, кому нужно, и разъяснять требования 44-ФЗ.

 

- Насколько часто сомнительного рода закупки обнаруживают правозащитники и общественники?

 

- Да, такие случаи в нашей практике были. Например, по инициативе общественников были приостановлены закупки неоправданно дорогих автомобилей администрациями муниципалитетов.

 

- Были ли УФАС выявлены картели? Какие сговоры были раскрыты вашей службой?

 

- В прошлом году мы выявили сговор на торгах двух охранных предприятий. А как раз сейчас мы расследуем предполагаемый картельный сговор трех охранных предприятий  с целью устранить с рынка охранных услуг другие компании. Я пока не могу озвучивать названия этих структур, но как только мы закончим расследование, вы обо всем узнаете.

 

- Помимо рассмотрения жалоб проводит ли Коми УФАС России какие-либо проверки по собственной инициативе? С какими нарушениями они были связаны?

 

- У нас есть практика проведения плановых проверок муниципалитетов. В ходе таких проверок, как правило, выявляется нарушения при проведении торгов. Например, администрации без проведения конкурса заключают договор о перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам. Или создают преимущественные условия для деятельности какой-либо компании. Мы такие случаи не оставляем без внимания.

 

- После падения курса рубля в конце 2014 года ваша служба проводила проверки по обоснованности повышения цен. К каким выводам вы пришли? Продолжает ли Коми УФАС контролировать рост цен?

 

- В конце прошлого года ФАС России дал нам поручение совместно с другими федеральными структурами и органами власти региона проводить мониторинг цен на продовольственные товары. Эту работу мы делаем до сих пор.

Наши выводы таковы – действительно, ажиотаж на продовольственном рынке, причем как со стороны продавцов, так и покупателей, вызвал необоснованный рост цен. Затем он все же остановился и ситуация стабилизировалась. Если в августе сентябре прошлого года мы получали по несколько жалоб в день, то сейчас граждане обращаются к нам реже – примерно раз в месяц.

Самое главное в городах и районах республике нет структур, которые бы доминировали бы на рынках продажи продовольственных товаров. У потребителя есть возможность, если его не устраивают цены в одном магазине, пойти в другой.

 

- В каких магазинах чаще фиксировался рост цен?

 

- Лидерами по количеству жалоб населения стали сети «Ассорти/Эконом» и «Магнит». На эти две структуры приходится более половины всех жалоб. А среди товаров, потребители чаще всего обращали внимание на сахар, овощи, гречневую крупу, фрукты.

 

- Случаи недобросовестной конкуренции в сфере ЖКХ, пожалуй, больнее всего бьют по потребителям. Насколько сложно и долго разрешаются подобные ситуации?

 

- Такие дела у нас бывают. Не могу сказать, что они в чем-то сложнее, чем другие. Так, мы недавно рассмотрели дело о недобросовестной конкуренции в жилищно-коммунальной сфере и привлекли сосногорскую управляющую компанию к ответственности. Компания отказалась передавать техническую документацию на многоквартирный жилой дом новой выбранной собственниками помещений управляющей организации.

 

- Какую долю обращений среди жалоб составляют претензии рядовых потребителей к компаниям? На чьей стороне чаще всего оказывается справедливость?

 

- Рядовые граждане обращаются часто, и это радует - люди учатся отстаивать свои права в споре крупными хозяйствующими субъектами. Наибольшее количество жалоб такого рода – обращения по поводу отказа в технологическом присоединении к электросетям.

Типичная ситуация: человек построил дом, либо индивидуальный предприниматель возвел какой-то объект, необходимый ему для бизнеса. А энергетики отказываются подключать его к сети. Люди терпят неудобства, предприниматели несут убытки, иногда это может длиться много месяцев, даже лет. Потом приходит понимание, что надо обращаться к нам и искать защиту от крупной компании.

В большинстве случаев наша помощь оказывается действенной: мы привлекаем монополистов к ответу и вынуждаем заключить договор с потребителем.

 

- То есть энергетики – ваши основные «клиенты»?

 

- К сожалению, этим грешат не только энергетики, но и структуры РЖД, некоторые другие. Главный критерий – предприятие является доминирующим субъектом рынка на какой-либо территории. Тогда к нему – особые требования.

 

- Как вы реагируете на нарушения в области тарифной политики?

 

- Мы очень тесно взаимодействует со Службой РК по тарифам и часто по их сигналам возбуждаем дела. Из последних я могу назвать дело против воркутинского ООО «Водоканал» по факту завышения тарифов при водоснабжении и водоотведении потребителей и дело против АО «Воркутауголь» в связи с взиманием незаконной платы с потребителей за пользование вагонами.

 

- Большой интерес в СМИ вызвало довольно необычное и спорное дело, связанное с использованием в рекламе автосалона изображения мультипликационного доктора Айболита. Ваша позиция о том, что образ доктора Айболита является образом медицинского работника, поддержали арбитражные суды. Однако предугадать подобное решение и согласиться, что Айболит «принадлежит» исключительно медицине, может далеко не каждый. Значит ли это, что даже к использованию в рекламе таких, казалось бы, безобидных сказочных героев надо подходить с осторожностью? Какие аргументы (результаты опросов, мнение экспертов) вы использовали «защищая» образ врача-ветеринара?

 

- Действительно, это рекламное дело вызвало очень большой резонанс. Но я не соглашусь с вами в том, что «предугадать подобное решение невозможно». Норма Закона о рекламе совершенно четко и недвусмысленно запрещает использование «образа медицинского работника» в рекламе немедицинских товаров, а образ медицинского работника предполагает белый халат и красный крест на шапочке. Этой нормой руководствовались и мы, и арбитражные суды.

 

- На что бизнесу лучше ориентироваться при создании рекламных компаний на спорные темы — расовые, религиозные и, как видно, сказочные?

 

- Я думаю, что тем, кто занимается созданием рекламы необходимо руководствоваться кроме Закона о рекламе, чувствами меры и вкуса. Рекламный креатив с использованием каких-либо некорректных образов или слоганов чреват для компании репутационными потерями.

Возьмите того же Айболита. Во-первых, это детский персонаж и использовать его для рекламы взрослых товаров и услуг по меньшей мере странно. Во-вторых, я бы допустила присутствие Айболита в рекламе ветеринарной клиники, но здесь рекламировалась диагностика автомобилей.

Создателям рекламы не надо терять связи с реальностью и надо понимать, что потребителю важнее оценить качество и цену услуги, а не их литературные познания.

 

- Антимонопольная служба отмечает двадцать пять лет, вы чувствуете как изменилось регулирование экономических процессов за это время?

 

- Я работаю в Коми УФАС России несколько меньше двадцати пяти лет, поэтому всю глубину изменений я ощутить, конечно, не могу. Но за последние годы, действительно, наведен порядок во многих вопросах. Я бы отметила сферу государственных и муниципальных закупок, где сейчас ситуация становится все более прозрачной и конкурентной. Также я бы выделила сферу антимонопольного регулирования, где доминирующие субъекты поставлены под более жесткий контроль. И еще упомяну сферу рекламы, где также стало больше порядка.

Хочу всех своих коллег поздравить с юбилеем ведомства и пожелать им новых успехов!

 

Наталия Владимировна Гуревская. Родилась 15 марта 1977 года. Имеет высшее юридическое образование, в 2000 году окончила с отличием Сыктывкарский государственный университет по специальности «юриспруденция». В 2007 году прошла профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе: «Государственный и управленческий контроль».

Имеет классный чин «Государственный советник Российской Федерации 2 класса».

Наталия Владимировна Гуревская с 25 июля 2011 года замещает должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, в антимонопольных органах работает с июня 2000 года.

Гуревская Н.В. непосредственно координирует и контролирует деятельность отделов контроля закупок, контроля органов власти Коми УФАС России.

В 2005, 2014 годах Гуревской Н.В. объявлена благодарность руководителя ФАС России, в 2006 году награждена Почетной грамотой ФАС России.