Осторожней со звездой

Что объединяет Злых птичек, Киркорова и Скарлетт Йохансон?

Судебная практика показывает, что о существовании авторских и смежных прав в рекламе часто вспоминают, лишь получив иск от «неожиданного» законного владельца авторских прав, либо увидев «свою рекламную собственность» в чужих проектах. 
Причина этого, как ни банально, — халатное отношение к должному оформлению всех нюансов, связанных с защитой авторских прав. В России это не особо развито, а в Коми, видимо, и подавно.
Самые «громкие» случаи связаны с именами российских и зарубежных звезд. Например, несколько лет назад звезда мирового масштаба Скарлетт Йохансон появлялась на рекламном плакате в Сыктывкаре по улице Коммунистическая. Один из ресторанов «прифотошопил» кинодиве пиратскую шляпу и посадила на плечо попугая. Сама Скарлетт, несомненно, разрешения на то не давала. За нее вступились жители города и контролирующие структуры: мол, сделали из самой сексуальной актрисы какое-то чучело. Баннер быстро исчез.
Шумиху чуть потише вызвал Филипп Киркоров, появившийся в собольих мехах на билборде на пересечении улиц Орджоникидзе и Первомайской. Рекламировал он один из «мужских салонов кожи и меха», однако певец не только не получил за это гонорара, но и вообще не знал, что его фото используется в далеком северном городе. 
Реклама одного из кафе на Коммунистической появлялась была сделана на основе всем известных – «Родина – мать зовёт!» и «Ты записался добровольцем?». УФАС по Коми признало вывески оскорбляющими ветеранов и порочащими объект искусства. 
Сейчас подобные нарушения встретить можно довольно редко: предприниматели стараются на грабли второй раз не наступать. Но встречаются и довольно забавные случаи. 
Знаменитые «Злые птички» не так давно появились напротив ЦВК по Орджоникидзе. Не с целью рекламы, а как оригинальное наставление автомобилистам не закрывать проезд. Никаких ссылок на правообладателей этого «бренда» на плакате нет. 
Наиболее распространенное нарушение авторских прав в рекламе — это использование произведений без согласования с автором. Ответственность за нарушение авторских прав может быть весьма серьезной. Автор вправе затребовать компенсацию в сумме до 5 млн. рублей или в размере двукратной стоимости всех материалов, выпущенный контрафактно. Именно на такие суммы подаются, как правило, иски, когда прямой ущерб оценить затруднительно. Обычно суммы реальных выплат меньше, но угроза для нарушителей все равно достаточно серьезная. 
Кроме того, автор может требовать возмещения морального вреда и конфискации контрафактной продукции. Оформление отношений - единственный верный способ избежать возможных проблем.
«Комсомолка» уже писала, что в Коми выросло число дел о защите интеллектуальной собственности. Более 5 тысяч исков рассмотрел в первом полугодии арбитражный суд республики. 
В Коми действует региональное отделение Российского авторского общества, но его работа направлена в основном на защиту авторских прав в музыке. 
- Такие нарушения часто встречаются в Коми, мы инспектируем кафе и места общего пользования. Пока не охваченным пластом являются автобусы, до них пока мы не добрались, - комментирует инспектор общества Иван КОЗЛОВ. - Все, что проигрывается в автобусе — и радио, и телевидение, и, тем более, просто музыка с флешки — нарушение авторского права. Организация сама должна обратиться к нам, чтобы получить разрешение на проигрывание музыки.
И вот вопрос: если в столице республики защите авторских прав только-только начинают уделять внимание (мы имеем ввиду масштабность явления), то что тогда творится в других городах? Особенно заслуживает внимания реклама в районах, где предпринимателей просто некому ловить за руку. Какая Скарлетт Йохансон озаботится тем, что ее фотография вдруг появилась на рекламе какого-нибудь сельского магазинчика?