Коми УФАС России: «Тёмный лес» – так оценили общественники новую контрактную систему в сфере госзакупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

«Закон заработал пока не в полной мере» – прозвучало 20 мая в ходе обсуждения новой контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок на общественно-консультативном совете при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России).

Общественники обсудили ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон действует с 1 января 2014 года (он пришел на смену прежнему закону о госзакупках). Напомним, в состав Общественно-консультативного совета при Коми УФАС России входят представители «Опоры России», «Деловой России», «Торговой ассоциации Республики Коми», Союза промышленников, предпринимателей и работодателей республики, Коми республиканской ассоциации независимых экспертов, Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН, Общественной палаты Коми, также в состав совета входит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК.

Руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская сообщила, что в первом квартале этого года из-за страха перед новым законом заказчиков – государственных и муниципальные органов, контрактная система практически была парализована. Заказчики попросту не размещали свои заказы. Это ударило по бизнесу, особенно по среднему и малому – доступ к государственным деньгам был фактически приостановлен, что отрезало часть экономического сектора от существенного ресурса.

Сейчас ситуация изменилась, заказчики освоились – закупки товаров, работ, услуг стали осуществляться куда более живо, причем темп нарастает. Пошли жалобы на заказчиков, причем немало.

Главная проблема, которая была озвучена на заседании общественно-консультативного совета в связи с обсуждением контрактной системы, – отсутствие кадров для работы по новому закону, как со стороны заказчиков, так и бизнеса.

Общий вывод общественников о контрактной системе на заседании совета можно озвучить словами одного из представителей: «Старый закон о госзакупках толком не знали, а новый – вообще темный лес».

В то же время руководитель Коми УФАС России подчеркнула, что контрактная система открывает новые возможности в борьбе со злоупотреблениями государственных и муниципальных заказчиков при закупках, что должно сделать систему более прозрачной, справедливой и конкурентной для бизнеса.

Главные отличия старой системы госзакупок от контрактной в том, что сейчас предусмотрены новые стадии закупок – помимо процедуры непосредственно покупки товаров, услуг и работ (аукционы, конкурсы), предусмотрены стадии планирования закупки и её реализации. Причем все стадии открыты – отражены на официальном сайте госзакупок для общественного контроля.

При этом, если раньше пожаловаться в контролирующий орган на закупку мог только сам участник размещения заказа (пострадавший бизнесмен), то сейчас это может сделать любая общественная структура, к примеру защищающая интересы того же среднего или малого бизнеса, и вообще любой гражданин, посчитавший, что чиновники при размещении заказа нарушили какие-то нормы.

Помимо этого контрактная система предусматривает процедуру обоснования закупки – без причины, без четкого объяснения, зачем это необходимо и по такой цене, купить что-то чиновники сейчас не могут, без этого в силу прозрачности процедуры такая покупка в любой момент может быть оспорена. Кроме того, предусмотрена процедура общественных слушаний дорогостоящих трат. Правда, процедура еще не введена в полной мере, так как пока не принят подзаконный акт ее регулирующий. Однако это дело времени. Вообще, для полноценной и всеобъемлющей работы контрактной системы необходимо принять около 70 подзаконных актов.