Темный лес: общественники Коми пока не поняли новый закон о контрактных закупках

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

С 1 января этого года действует новый федеральный закон №44, посвященный контрактной системе в сфере госзакупок. Спустя почти полгода с начала его действия, экономисты и представители общественных организаций, защищающие интересы бизнеса, собрались на общественном совете при управлении Федеральной антимонопольной службы по Коми, чтобы разобраться в непростом документе.

Пресс-служба УФАС по Коми сообщает, что, по словам руководителя ведомства Наталия Гуревская, в первом квартале этого года контрактная система была практически парализована из-за страха заказчиков – государственных и муниципальных органов — перед новым законом. Они попросту не размещали заказы, что стало ударом, особенно для среднего и малого бизнеса – доступ к государственным деньгам был приостановлен, что отрезало часть экономического сектора от существенного ресурса.

Главная проблема, которая была озвучена на заседании общественно-консультативного совета 20 мая, – отсутствие кадров для работы по новому закону, как со стороны заказчиков, так и бизнеса. «Старый закон о госзакупках толком не знали, а новый – вообще темный лес», — высказался один из общественников.

Но постепенно ситуация начинает меняться. Заказчики освоились, закупки товаров, работ и услуг стали совершаться несколько активнее. Начали поступать жалобы на заказчиков, причем не мало.

Н.Гуревская также подчеркнула, что контрактная система открывает новые возможности в борьбе со злоупотреблениями государственных и муниципальных заказчиков при закупках, что должно сделать систему более прозрачной, справедливой и конкурентной для бизнеса. «В целом, контрактная система дает возможность бизнесу прозрачный и конкурентный доступ к государственным и муниципальным деньгам. Но работы впереди еще много», – подвела она итог.

Напомним, в феврале Н.Гуревская на пресс-конференции обозначила главные отличия старой системы госзакупок от контрактной. Так, сейчас предусмотрены новые стадии закупок – помимо процедуры непосредственно покупки товаров, услуг и работ (аукционы, конкурсы), предусмотрены стадии планирования закупки и ее реализации. Причем все стадии открыты и отражены на официальном сайте госзакупок для общественного контроля.

Если раньше пожаловаться в контролирующий орган на закупку мог только сам участник размещения заказа, например, пострадавший бизнесмен, то сейчас это может сделать любая общественная структура, к примеру, защищающая интересы того же среднего или малого бизнеса, и вообще любой гражданин, посчитавший, что чиновники при размещении заказа нарушили какие-то нормы.

Помимо этого контрактная система предусматривает процедуру обоснования закупки – без причины, без четкого объяснения, зачем это необходимо и почему обозначена такая цена, купить что-либо чиновники не могут. Без мотивировки покупка в любой момент может быть оспорена. Кроме того, предусмотрена процедура общественных слушаний дорогостоящих трат. Правда ее механизм еще не введен в полной мере, так как пока не принят подзаконный акт его регулирующий. Вообще, для полноценной и всеобъемлющей работы контрактной системы необходимо принять около 70 подзаконных актов.