Иван Медведев: «Если я всё заплачу, в республике погаснет свет»

 
Иван Медведев: «Если я всё заплачу, в республике погаснет свет»
 
 

В среду Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа подтвердил необоснованность оборотного штрафа в 52 млн. рублей, наложенного Коми УФАС России на МРСК Северо-Запада. Сумма штрафа уменьшена до 100 тыс. По мнению УФАС, компания ущемила интересы жительницы Ижемского района, затянув сроки технологического подключения к электросетям. Поскольку для энергетиков Коми это уже не первый случай, когда их облагают многомиллионными штрафами за задержку с техприсоединением, «Красное знамя» решило поинтересоваться у директора филиала МРСК Северо-Запада «Комиэнерго» Ивана Медведева, почему такое происходит.

 

– Иван Владимирович, в последнее время тема антимонопольных штрафов за проволочки с техприсоединением стала одной из ведущих. Что происходит?

– Я бы сказал, есть не одна, а две темы. Первая: льготное присоединение к сетям. Как вы помните, физическое или юридическое лицо может претендовать на присоединение к сетям мощностью не более 15 киловатт всего за 550 рублей. Так вот, к настоящему времени интенсивность подачи таких заявок перевалила за 3,5 тысячи в год. Я готов согласиться, что мы не успеваем удовлетворять их все, и тому есть объективные причины: мы должны сделать землеотвод, объявить торги, заказать проектирование, материалы – и всё это не дольше, чем за шесть месяцев. А с конца августа – не больше четырёх.

– Почему в претензиях УФАС фигурируют либо одни и те же, либо похожие цифры?

– Они берут весь годовой оборот «Комиэнерго» по всей республике и плюсуют ещё деньги от самого техприсоединения. То есть речь идёт о всей массе товарной продукции, на которую накладывается максимальный процент штрафа. Мы не можем согласиться с таким подходом. Мы готовы согласиться с претензиями, исходя из конкретной территории. Вот хотя бы то же село Ижма. Там получатся совсем небольшие суммы, но закон не позволяет штрафовать нас меньше чем на сто тысяч.

А есть и вторая, менее понятная нам тема, по которой также работает Антимонопольное управление. До 2010 года плата за техприсоединение включалась в выдачу техусловий, но в том году правительство России приняло постановление, чтобы такую плату из ТУ исключить. В некоторых случаях работники «Комиэнерго», ответственные за выдачу ТУ, действовали по-прежнему, вероятно, просто не заметили этого постановления. Нас проверила Служба Республики Коми по тарифам, насчитала шесть таких эпизодов и предписала нам устранить допущенные нарушения. Что мы и сделали, заключив с пострадавшими дополнительные соглашения и вернув деньги. Суммы там были (обратите внимание: речь идёт не о льготниках, а об обычных юрлицах) – от 10 тысяч до 30 тысяч.

Как вдруг в 2012 году тем же самым вопросом заинтересовалось УФАС, запросило материалы у Службы по тарифам, возбудило дела и по каждому из шести эпизодов вручило нам по 38 млн. штрафа. За что?!

– Но вообще жалобы на техприсоединение возникают всё же не на пустом месте. Трудно присоединяться. И недёшево.

– Не думаю, что так же трудно, как, например, в Центральной России или в Москве. Есть вопросы по дачникам, но там совершенно отдельная история. Мы готовы их подключать на льготных условиях – но подключать как целое садоводческое товарищество. Для этого председателю требуется собрать дачников, проинформировать их, собрать деньги. Между тем мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда председатели посылали людей: идите, мол, ребята, сами к энергетикам! А если напрямую, то для льготы есть лимит и по расстоянию: по закону, мы можем подключать льготников не дальше, чем за 500 метров. К нам же идут, как вы догадываетесь, и с 800, и с 900, и с ещё более дальних дистанций.

Поэтому я не очень понимаю позицию антимонопольного управления. Потому что если сейчас мы действительно начнём платить все эти штрафы, то завтра остановим все ремонты перед зимой, всё капитальное строительство, то есть в сущности – свою работу. Мы все останемся без света.