Выброс из колеи

 

Чёрный понедельник?

В прошлый понедельник на территории недавно созданного Некоммерческого союза пассажирских перевозок «СыктывкарГорТранс», с начала года обслуживающего все автобусные маршруты в городе, случился кратковременный бунт: автобусы не вышли на трассу. 
 
Произошло это вроде как стихийно, однако руководство предприятия считает, что зачинщики всё-таки были. Как рассказал журналистам президент Некоммерческого союза Александр Борисов, кто-то за выходные расклеил на стенах предприятия листовки с призывом устроить акцию протеста, и она состоялась. Кондукторы и водители автобусов собрались в офисе предприятия и потребовали повышения зарплаты. Точнее, собравшиеся говорили о резком понижении заработков: по сравнению с  январём за февраль люди получили денег на треть меньше, хотя, как заявил журналистам агентства «БНКоми» президент ООО «СыктывкарГорТранс», зарплата на предприятии сдельная, выплачена в полном объёме, причём она не сократилась – просто действует сложная система начисления.
 
«Бунт» закончился мирно: взявшая  под контроль ситуацию местная профсоюзная организация призвала работников прекратить стихийную акцию и пойти законным путём – выдвинуть требования к руководству, оформить необходимые документы, после чего уже переходить к подобным действиям. Призыв был услышан, автобусы вышли на маршруты…
 
Между тем случившееся – не единственный неприятный момент для руководства новоявленного предприятия.
 

Вначале был конкурс

Напомним, конкурс по введению единого городского перевозчика, которым стало ООО «СыктывкарГорТранс», был проведён в октябре 2012 года. В сущности, предприятие получило статус монополиста, поскольку другие перевозчики с рынка оказались удалены. В первую очередь пострадали «газелисты» – так называемые автобусы малой вместимости по решению сыктывкарской мэрии оказались под запретом. Без работы остались около двухсот экипажей: водители, кондукторы, ремонтники, другие смежники, которые были связаны с обслуживанием машин и маршрутов. Естественно, после первого шока «газелисты» попытались найти правду и стали жаловаться, пошли искать её в кабинетах мэрии. Главное, на что указывали оставшиеся без работы люди,– это нарушение закона о конкуренции. Конкурс был проведён  с нарушениями,  а потому должен быть отменён. Увы, их мало где слушали, порой просто хамили.
 
Возымела действие лишь одна жалоба оставшихся не у дел перевозчиков, поданная в антимонопольное ведомство. Неделю назад республиканское Управление федеральной антимонопольной службы в ответе на неё сообщило, что «в отношении администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде наделения хозяйствующих субъектов функцией администрации МО ГО «Сыктывкар» по организации транспортного обслуживания населения».
 
В случае, если дело решится не в пользу мэрии, существование единого городского перевозчика может оказаться под сомнением… 

 

Профсоюз идёт на «вы»

Пока этот материал готовился к печати, события приняли ещё один поворот. Вчера состоялся пленум Коми рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, где первым рассматривался вопрос «О положении дел в ООО «Альфа-Транс» (структурное подразделение «СыктывкарГорТранса»). Оказалось, что ситуация с новым предприятием уже длительное время находится под пристальным вниманием республиканского профсоюза транспорт­ников, поскольку дела здесь с каждым днём идут всё хуже, коллектив взбудоражен и находится на грани забастовки.
 
В адрес рескома поступили коллективные письма, а также письма-просьбы о защите от режима повального произвола, который учинила новая команда менеджеров. За короткое время с предприятия было уволено довольно большое количество опытных специалистов,  а в конце декабря руководитель «Альфа-Транса» Максим Тепляков вынудил уволиться с работы председателя местной профсоюзной организации Анатолия Зайцева. Того вызвали «на ковёр» и предложили уйти на отдых, намекнув, что если он сам не уволится, то ему создадут необходимые условия и по-хорошему уйти не удастся. Естественно, ветеран вынужден был согласиться, потому что найти погрешности у начальника отдела, отвечающего за технику  безопасности и  многое другое на предприятии, при желании проще простого.  
 
Члены профкома, узнав об обстоятельствах увольнения своего вожака, попросили защиты у вышестоящего профоргана. Дело в том, что уволить профорга без согласования с вышестоящей проф­союзной организацией невозможно (статьи 82, 373 и 374 Трудового кодекса). При обращении в суд он непременно будет восстановлен в должности с выплатой компенсации за вынужденный прогул.
 
Беседа на этот счёт председателя рескома профсоюза перевозчиков Ивана Урсу с Максимом Тепляковым оказалась безрезультатной. Чтобы всё-таки не доводить дело до суда, Иван Урсу написал письмо вышестоящему начальнику Теплякова – руководителю «СыктывкарГорТранса» Александру Борисову с изложением ситуации и просьбой принять соответствующие меры. Это письмо господин Тепляков расценил как распространение о нём ложных сведений, порочащих его честь и деловую репутацию. А потому обратился в суд с иском о взыскании со своего обидчика Урсу компенсации морального вреда в размере 30 тыс. рублей.

 

Достали!

На профсоюзном пленуме новый председатель профкома «Альфа-Транса» Наталья Занегина подробно рассказала о причинах случившейся в понедельник забастовки. Дело в том, что по существующему коллективному договору, который никто не отменял, средняя зарплата на предприятии должна быть не менее 17 тысяч рублей. А у квалифицированных водителей  – не менее 22 тысяч. Однако в этом году люди получают, в основном, от 12 до 15 тысяч рублей. А ведь у многих кредиты, выплаты, съёмные квартиры, за которые нужно платить.
 
Инициативная группа напросилась на приём к руководству предприятия с просьбой пояснить ситуацию, но в ответ на заданные вопросы начальство только развело руками. А ответ на вопрос о том, почему снижены ставки, и вовсе потряс рабочих – оказалось, что у предприятия миллионные долги, и руководство вынуждено экономить (и это несмотря на то, что господин Тепляков неоднократно заявлял, что предприятие здоровое, у него есть перспективы).
 
После этого профлидер рассказала о том, что стало твориться на предприятии с приходом новой команды менеджеров. Сначала была введена некая служба режима, которая фактически превратилась в команду надсмотрщиков и соглядатаев, применяющая самые нечистоплотные методы. Начались увольнения, причём по совершенно  надуманным поводам. Сами же руководители предприятия Борисов и Тепляков  не являются транспортниками – оба они бывшие милиционеры и руководить коллективом в восемьсот человек не в состоянии. А сейчас как раз нужна интенсивная работа по подготовке к дачному периоду, когда на трассу должны выйти  большие автобусы, однако этого-то как раз не наблюдается. 
 
Вывод новый профорг сделала следующий: для спасения предприятия необходимо срочно сменить руководство. В противном случае коллектив развалится, наступит коллапс не только на предприятии, но и в городе…

 

Нужно принимать меры

После  довольно длительного обсуждения ситуации пленум принял решение обратиться к работодателю (необходимо отметить, что «СыктывкарГорТранс» является государственным учреждением, а это значит, что главным учредителем является Глава РК) с просьбой в срочном порядке уволить некомпетентных руководителей и принять меры для оздоровления предприятия. Кроме того, пленум поручил президиуму обратиться в прокуратуру для проведения проверки хозяйственной деятельности на предприятии, а также законности передачи государственной собственности в частные руки. Что, в сущности,  и произошло при создании «СыктывкарГорТранса». На пленуме говорилось и о том, что принятые решения являются чрезвычайными, однако ситуация вынуждает к действиям. Если ситуация не будет изменена в ближайшее время, коллективу ничего не останется, как переходить к забастовке и другим решительным действиям. А это грозит большими последствиями для всего города.
Тихон Санин