Запреты и ограничения меняют ситуацию на алкогольном рынке. Хотя не всегда - в лучшую сторону

 

 

А ведь еще недавно в центре Сыктывкара можно было встретить такую картину... (День молодежи, июнь 2008 года). Архив.

В минувший вторник прошло очередное заседание комиссии по вопросам производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе обеспечения качества и безопасности алкогольной продукции на территории Коми. Вел обсуждение заместитель Главы РК – министр финансов Владимир Тукмаков.

Как считает В.Тукмаков, после ужесточения с 1 июля этого года правил продажи спиртного и строгого регулирования вопросов рекламы «зеленого змия» в СМИ игроков на рынке алкоголя убавилось.

Руководитель Службы РК по лицензированию Сергей Усачев отметил, что в каждом муниципалитете есть свои достижения в деле пропаганды здорового образа жизни. Например, в Прилузском районе утвердили программу «За здоровое и трезвое Прилузье», приняли решение о днях без алкоголя и табака. Все это дает определенный эффект, и по итогам девяти месяцев показатели алкоголизации населения снижаются.

Хотя радоваться пока рано. В поселке Якша Троицко-Печорского района, например, по словам С.Усачева, вовсю торгуют алкоголем домашней выработки, проще говоря, самогоном. Нелегальных продавцов не пугают сравнительно небольшие штрафы – от тысячи до двух тысяч рублей. «Проведены оперативно-разыскные мероприятия, выявлено десять мест подпольной торговли, – пояснил руководитель Службы по лицензированию. – Возбуждено дело об административном правонарушении против одного из поселковых бутлегеров».

Сергей Усачев сообщил, что совместно с муниципалитетами проведена работа по инвентаризации нестационарных торговых точек, где с 1 июля запрещена продажа алкоголя, включая и пиво. В столице Коми таких объектов, например, аж 117. В дальнейшем, по всей видимости, будет уменьшаться и число стационарных торговых объектов, в которых покупателям предлагают горячительное. Дело в том, что с 1 января этого года введена процедура учета и декларирования объемов алкогольной продукции в электронном виде. «По итогам декларационных кампаний за три прошедших квартала 10 процентов организаций, торгующих в розницу спиртным, возможно, прекратят свой бизнес в этой сфере», – заметил руководитель Службы по лицензированию. Службой подготовлены дополнения в республиканский Закон «Об установлении дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Коми». Вдобавок к уже существующим часам продажи спиртного авторы поправок предлагают установить запрет на торговлю алкоголем 1 июня, в Международный день защиты детей, в День молодежи (27 июня) и в День знаний. Как ожидается, этот законопроект депутаты рассмотрят на ноябрьской сессии Госсовета РК.

Руководитель управления Роспотребнадзора Людмила Глушкова дополнила картину нарушений в сфере оборота алкоголя. Оказывается, в половине торгующих организаций отступают от правил. Да и качество товара бывает сомнительным. По результатам проверок 17 партий спиртного забраковано и снято с реализации. Например, в поселке Троицко-Печорск ООО «Северная торговая компания» торговало портвейном «777» («Три семерки»), произведенным ООО «Винзавод «Минеральные воды», с посторонними включениями, не предусмотренными ГОСТом. «Наиболее типичные нарушения, которые мы выявляем, – неправильное хранение алкоголя, отсутствие средств предпродажного контроля качества этой продукции, – уточнила Л.Глушкова. – По этим и ряду других причин на 90 суток была приостановлена работа нового кафе в Эжве, едва оно успело открыться».

По мнению руководителя управления Роспотребнадзора, подчас в суде трудно доказать вину продавца торгового предприятия, который продал сигареты и пиво несовершеннолетнему. Л.Глушкова привела такой пример. Судебная инстанция отменила постановление управления о привлечении одного из торговых ООО к административной ответственности. Продавца оправдали на том основании, что по внешнему виду и физическому развитию несовершеннолетний, бравший пиво и другие «запрещенные» товары, выглядел старше 18 лет, и каких-то сомнений по поводу возраста акселерата не возникло. «Подобные решения судов недопустимы», – считает Л.Глушкова.

И все же запреты и ограничения помогли сократить потребление пива, скажем, на улицах, в общественных местах. Это подтвердил и начальник отдела МВД по РК Эдуард Беляев.

– За девять месяцев выявлено 55 419 административных нарушений в сфере «алкогольного» законодательства, возбуждено 26 уголовных дел, – доложил он. – Изымается немало алкоголя, который реализовали с нарушением правил. Большая работа ведется и среди несовершеннолетних. Если в 2011 году был выявлен 141 факт продажи им спиртного, то в этом году зафиксировано уже 161 такое нарушение.

А вот у антимонопольного ведомства сокращение игроков на алкогольном «поле», наоборот, вызывает опасения. «В этой сфере должна быть конкуренция», – уверена заместитель руководителя УФАС по РК Татьяна Михайлова. Она добавила, что обнаружено четыре факта ненадлежащей рекламы алкоголя. И заодно напомнила, что с 1 января 2013 года вообще нельзя будет рекламировать алкоголь крепостью выше пяти градусов. Т.Михайлова рассказала, что совет по рекламе, который действует при управлении, очень тщательно анализирует формы и способы подачи производителями своей горячительной продукции. Скажем, представители известного кировского пивного бренда «Вятич» рекламировали студенческий праздник, вставив в текст фразу о том, что пиво всегда было предметом позитивного общения и веселья. За эти неосторожные слова производителя пенного напитка и оштрафовали. «Совет по рекламе счел, что такое навязывание своего продукта чрезмерно», – пояснила Т.Михайлова.

Она добавила, что сейчас прислал образцы новых рекламных слоганов Сыктывкарский ЛВЗ. В этих призывах говорится о «кристальной чистоте» и  «вершинах успеха». «Тоже будем смотреть», – заметила замруководителя УФАС. И то верно, подобная реклама настораживает. Выходит, что, только выпив «кристально чистой» водки нашего ЛВЗ, можно оказаться на вершине успеха? 

Сергей Севрук.