Коллегия ФАС: прозрачность и независимость мегарегулятора

Деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) должна становиться более прозрачной, а принимаемые ведомством решения — более независимыми. Это особенно важно на фоне передачи ФАС функций Федеральной службы по тарифам и фактически превращения её в антимонопольного мегарегулятора. При этом в сложных экономических условиях службе следует сконцентрироваться на создании благоприятных условий для малого и среднего бизнеса. Об этом шла речь на заседании юбилейной коллегии ФАС, которое прошло 23 сентября при участии Президента РФ Владимира Путина.

Здоровая конкуренция и свободное предпринимательство — это важнейшие факторы развития страны, обеспечения эффективности и устойчивости всей национальной экономики… Конкуренция должна вестись открыто, по понятным и прозрачным правилам», — подчеркнул глава государства.

По его словам, сегодня задача состоит в том, чтобы отечественные предприятия научились производить товары и предлагать услуги лучше, чем их конкуренты в других странах. Кроме того, конкуренцию нужно развивать и на внутреннем рынке. Президент напомнил, что на протяжении нескольких лет ведется работа по совершенствованию антимонопольного законодательства, а при участии предпринимательского сообщества и Агентства стратегических инициатив два года назад была принята «дорожная карта» по развитию конкуренции в России, срок действия которой истекает в декабре этого года. Ряд её пунктов, особенно в части законодательных изменений, выполнен, но многое ещё предстоит сделать, отметил Владимир Путин.

Практически не реализован блок «дорожной карты», связанный с совершенствованием отраслевой конкурентной политики, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. 

Он выразил надежду, что ФАС в ближайшее время вернётся к вопросам формирования приоритетов проконкурентной политики. По словам Михаила Абызова, кабмин совместно с Экспертным советом при Правительстве планируют в пилотном режиме провести эту работу в двух-трёх отраслях. Кроме того, предстоит определить судьбу других разделов «дорожной карты», которые не были реализованы.

Особое внимание, по мнению Владимира Путина, следует уделять развитию конкуренции на уровне регионов и муниципалитетов. Михаил Абызов, в свою очередь, подчеркнул важность независимости в принятии решений ФАС, в особенности территориальными органами ведомства.

Я надеюсь, что в будущем в объединённой структуре эти подходы не просто будут реализованы. Моё ожидание на ближайшие 25 лет — чтобы этот мегарегулятор становился всё более и более независимым от иных органов государственной власти. Не должно быть никаких непререкаемых авторитетов. Полная независимость и при этом соблюдение баланса интересов — это то направление, в котором мы должны развивать дальнейшую антимонопольную политику», — отметил Михаил Абызов. 

В будущем этот независимый статус ФАС необходимо регламентировать и оформить процедурами соответствующих нормативно-правовых актов, полагает министр. 

Одним из важнейших инструментов стимулирования конкуренции, по мнению участников заседания, должно стать совершенствование института госзакупок http://goszakupki.open.gov.ru/ . Это направление будет одним из приоритетов работы ФАС. В Правительстве ходом реформы и темпами внедрения закона о контрактной системе пока не вполне довольны. Как отметил первый вице-премьер Игорь Шувалов, система государственных закупок с внедрением этого закона если и становится прозрачнее, то крайне медленно. То же самое относится к 223-ФЗ, который касается корпораций с госучастием.

Формально все всё соблюдают: и те, кто участвуют в государственных закупках, и те, кто участвуют в закупках крупных корпораций. Но я не могу сказать, что работает слаженно система защиты малых и средних предпринимателей. А скорее, может я грубо скажу, но скажу как думаю: создана инфраструктура, которая позволяет различными уловками всё же не поддерживать конкурентную среду при осуществлении такого рода закупок», — заявил вице-премьер.

Михаил Абызов также признал, что, несмотря на наличие в России одного из самых современных антимонопольных законодательств (принятие Госдумой четвёртого антимонопольного пакета стало очередным позитивным шагом), уровень конкуренции в стране не растёт, а, напротив, снижается.

Государственные закупки всё больше и больше монополизируются, мы не видим того взрывного роста малого и среднего бизнеса, который участвует в этих процедурах. А для нас это самый ключевой момент с точки зрения развития экономики и мобилизации резервов в той непростой экономической ситуации, в которой мы находимся», — заметил Михаил Абызов.

А одним из важных инструментов контроля за естественными монополиями, по словам министра, должны стать советы потребителей, которые созданы сейчас при всех естественных монополиях при содействии Экспертного совета при Правительстве РФ. Есть активные советы потребителей, например, при РЖД, Россетях, Росморпорте, а советы при «Газпроме» и «Почте России» пока так и не начали работать.

Важно, чтобы был услышан голос потребителя, который может оценить и стоимость предоставляемой услуги, и её качество и доступность, и участвовать в принятии тарифных решений и решений по утверждению инвестпрограмм естественных монополий. Я уверен, что ФАС возьмётся за этот блок работы и станет интеграционной площадкой, на базе которой советы потребителей и естественные монополии будут взаимодействовать», — сказал Михаил Абызов.

Монопольное регулирование, безусловно, должно быть усилено, особенно в период экономического кризиса, согласился глава ФАС Игорь Артемьев. Он отметил, что новые полномочия ФАС как мегарегулятора будут этому способствовать.

Уже вряд ли получится игнорировать решения антимонопольного органа. Мы берем курс на сдерживание аппетитов естественных монополий, на борьбу с коррупцией, на противодействие картелям. Мы поставим на первое место соблюдение интересов потребителя, а не монополий, и направим усилия на обеспечение комфортных условий для развития малого бизнеса», — заверил Игорь Артемьев.

Что касается открытости работы Федеральной антимонопольной службы, то, как заявил Михаил Абызов, ведомство входит в пятерку наиболее прозрачных и открытых ведомств в Российской Федерации. Об этом свидетельствуют данные независимой оценки ВЦИОМ, которые будут обнародованы в ближайшее время. Однако появление новых полномочий — это ещё и новые риски коррупционных правонарушений, предупредил министр. Поэтому сейчас, по его словам, как никогда важно повышать прозрачность и понятность принимаемых ФАС решений, чтобы повысить авторитет ведомства.

Текст и фото http://open.gov.ru/events/5513926/