Руководитель Коми УФАС Наталия Гуревская: «Новый закон о контрактной системе даст общественникам широкие полномочия». Интервью агентству БНК

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Нашумевший ФЗ №94 о государственных и муниципальных закупках, по поводу которого было сломано немало копий, прекращает свое существование. С 1 января 2014 года в России начнет действовать новый закон – «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ объемный, сложный и уже вызывает массу опасений как у заказчиков, так и у потенциальных участников конкурсов и аукционов. Руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Коми Наталия Гуревская в интервью БНК рассказала, почему бояться не стоит, и какие принципиальные нововведения позволят сделать процедуру закупок еще более прозрачной.

 

KAB_9088.jpg

 

 

- Зачем понадобился новый закон, когда, казалось бы, только-только научились работать по старому, 94-му? 

- 94 ФЗ действует с 1 января 2006 года, восемь лет. Это один из немногих законов, по поводу содержания которого было много дискуссий, его много критиковали. Сегодня уже наработана очень большая правоприменительная практика со стороны заказчиков, контролирующих органов и участников. Но некоторые отрицательные моменты остаются. Например, считается, что 94 «заточен» на отбор товаров и услуг по цене, то есть она является ключевым критерием при проведении электронных аукционов: отбирается не та компания, которая качественно выполнит услуги, а та, которая предлагает наименьшую цену. Заказчики буквально стонут от этого: победитель, который предлагает меньшую цену, далеко не всегда гарантирует качество. Еще одна проблема — недобросовестные исполнители. Механизм расторжения с ними контрактов был очень затянут — если отсутствовало обоюдное согласие сторон, то только через суд, а разбирательства там могли длиться годами. В итоге работы не выполнялись, меры к недобросовестному исполнителю было предъявить трудно. Яркий пример — строящаяся поликлиника в Сыктывкаре, которая стала «заложницей» такой ситуации. Только летом этого года в законе стали действовать новые, введенные поправками, нормы, которые разрешили расторжение контракта в одностороннем порядке в случае неисполнения условий подрядчиком.

- Какова статистика по нарушениям закона в республике?

- За 10 месяцев этого года мы выдали 56 предписаний, наложили штрафов более чем на два с половиной миллиона рублей. Чаще всего, за необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, за нарушение формы проведения размещения заказов (требуется, например, аукцион, а проводят запрос котировок). Много нарушений по порядку размещения информации на официальном сайте закупок. Все это влияет на конкуренцию. 

Жалоб к нам поступает очень много, но обоснованные из них далеко не все. Вопрос сложный, а на его рассмотрение дается пять дней, нет времени запросить дополнительные документы. Поэтому многое зависит от того, насколько «подкован» заявитель, какие у него доказательства. Если он не может доказать нарушение, мы признаем жалобу необоснованной. Есть факты, когда заказы размещались на уже выполненные работы. Ущемленная сторона приходит и заявляет: «Объявлен аукцион на ремонт дороги, а дорога уже отремонтирована». Такие материалы мы отправляем в прокуратуру, и уже она принимает меры. 

Нельзя забывать, что с принятием 94-ФЗ, который, кстати, разрабатывала Федеральная антимонопольная служба, Россия стала пионером. Система электронных аукционов впервые была введена у нас, этого не было ни в одной стране мира. И пока мы так и остаемся лидерами в этой сфере. Сейчас наши коллеги из европейских стран интересуются опытом проведения аукционов.

 

KAB_9070.jpg



Но самое главное: раньше система закупок для государственных и муниципальных нужд у нас была закрытой, непрозрачной, а ведь объемы финансовых средств там очень большие - миллиарды бюджетных рублей. С появлением 94 ФЗ, электронных аукционов, единого сайта размещения заказа и других механизмов процедуры и информация в этой сфере стали прозрачными, открытыми для участников и для общественности. Сейчас в России существуют электронные площадки, где любой заказчик может зарегистрироваться и объявить аукцион. Почти девяносто процентов всех закупок проходит через аукционы, остальное — по конкурсу и, если сумма до 500 тысяч рублей, – в форме запроса котировок. 

- И благодаря этому у общественников появилась возможность отследить, кто какие джипы себе заказывает. 

- В том числе. Система электронных аукционов позволяет решить еще одну проблему — избежать возможного сговора участников. Там все обезличено, под номерами, даже сам заказчик на первых порах не знает, кто под каким номером. И если два участника сговорились о цене, этот сговор может «испортить» кто-то третий. Конечно, стопроцентную гарантию отсутствия сговоров дать никто не может, но риск предельно минимизирован. 

Поэтому в действующем законе много положительных моментов, но все же имеющиеся недостатки привели к тому, что решили разработать новый. Инициатором документа стало Минэкономразвития РФ.

- В чем его принципиальные отличия от 94 ФЗ?

- С нового года страна переходит на новую систему государственных и муниципальных закупок — контрактную систему. Размещение заказа будет состоять из трех частей: планирование, размещение (сама процедура конкурса и аукциона) и исполнение контракта (работы, приемка и оплата).

 

KAB_9078.jpg



В новом 44 ФЗ сохраняется принцип открытости и прозрачности. Сохраняются процедуры конкурсов и электронных аукционов. Вводятся понятия «конкурс с ограниченным участием», «конкурс с предварительным отбором» и «запрос предложения». Поясню последнее. Раньше, если сумма заказа была до 100 тысяч рублей, заказчики делали, что хотели – могли покупать у кого хотели. Теперь они должны будут обратиться в несколько фирм, узнать, какую цену те могут предложить, и, исходя из этого, осуществить закупку. 

Единый интернет-ресурс, где будут отражаться все стадии заказов, сохранится – он будет называться единой информационной системой. Сохранится существенная часть действующих норм по размещению заказов. 

К новшествам можно отнести появление этапа планирования (это положение вступит в силу с 1 января 2015 года). Сейчас повсеместно верстаются бюджеты на три года, планирование будет привязано к ним — то есть, тоже на три года: планы по закупкам и планы-графики размещения заказов должны быть разработаны заранее.

Самый важный элемент планирования - необходимость обязательного обоснования закупки. Вспомните скандальные ситуации с приобретением дорогих машин для чиновников. Какой был аргумент? «Мне надо — и все тут». Теперь заказчик должен будет обосновать, зачем ему именно такая машина и зачем вообще она ему. Что именно должно быть в обосновании, какая информация - это определится постановлением правительства. 

Вводится еще одна процедура - «нормирование с целью исключения закупок, имеющих избыточные потребительские свойства», проще говоря, ставятся прямые, безусловные ограничения на закупку предметов роскоши: каких-нибудь золотых унитазов, кроватей в венецианском стиле, яхт и так далее. Ограничения будут утверждены постановлением правительства РФ. Пока документа нет, я не могу сказать, какие в нем будут установлены критерии — по цене, характеристикам или еще каким-то параметрам. В 94 ФЗ этот вопрос не решался, потребности заказчика никак не ограничивались, было только требование обосновать цену. Сейчас же появится и новый институт — счетный орган. Он будет следить за эффективностью расходования бюджетных средств: нужны ли те или иные покупки, какова их оптимальная цена, характеристики и так далее. 

- Как будет решена проблема выбора качественных услуг?

- Заказчик по своему усмотрению сможет отдать предпочтение или цене, или качеству. Низкая цена не будет обязательным критерием при определении победителя.

- Контроль за соблюдением будет по-прежнему на антимонопольном ведомстве?

- По поводу контроля много чего нового. Начнем с того, что сейчас контролировать можно только с момента размещения заказа до заключения контракта. Теперь контроль будет уже на стадии планирования. Ее, если не ошибаюсь, будет контролировать Росфиннадзор. Стадия размещения заказа останется за ФАС. Будет определена еще одна структура, которая будет контролировать исполнение контрактов. Сегодня исполнение никак не контролируется, почему в этой сфере и возможны злоупотребления. Например, контракт заключается с подрядчиком, акты приемки подписываются, деньги по контракту выплачиваются в полном объеме, а объем работ на самом деле не выполняется или работа некачественная. И заказчика, и подрядчика это устраивает, потому что они в сговоре. В единой информационной системе (на сайте закупок) появится раздел о стадиях исполнения контрактов, у общественного контроля будет больше возможностей отследить ситуацию, будет больше полномочий. Любая общественная организация и любой гражданин, кто увидит нарушения, смогут к нам обратиться с официальной жалобой, и мы обязаны будем ее рассмотреть. Такого раньше не было: рассматривались жалобы только заинтересованных сторон, участников размещения заказов.

Новый закон так же вводит и такую революционную форму как общественное обсуждение необходимости закупок. Правда, пока еще нет подзаконного акта, регулирующего эту процедуру: правительство должно установить перечень случаев, когда такие общественные слушания будут обязательны.

 

KAB_9091.jpg



Я не упомянула еще об одном важном нововведении. Оно касается в первую очередь «маленьких» заказчиков — сельских школ, больниц и так далее. Появятся централизованные контрактные службы. Я давно говорила о том, что это нужно сделать, потому что это целая трагедия, когда тот же главврач сельской больницы, который отвечает буквально за все, еще должен отслеживать судьбу заказов. Ну нет в сельском учреждении специалистов, которые следили бы за правильным размещением заказов, нет знаний, оборудования и времени! В Коми есть единый уполномоченный орган — минфин, который размещает почти все заказы для республиканских нужд, нарушений в его работе практически нет, там все на профессиональной основе. А на местном уровне нарушений много. Новый закон эту проблему решает: на муниципальном уровне заказчики (скорее всего, сами муниципалитеты) должны будут создать единые службы, которые будут заниматься закупками для района. Так же у заказчиков появится персональный ответственный за размещение заказов – контрактный управляющий, и уже он будет за все отвечать.

- Вы несколько раз упоминали о том, что какие-то пункты закона должно конкретизировать правительство. Когда появятся поясняющие документы?

- Сложно сказать. Скорее всего, в течение следующего года. Только с принятием этих документов закон, по которому нам всем предстоит учиться работать, начнет действовать в полную силу. И, очевидно, здесь потребуется постепенность, поэтапность. Ведь новый 44 ФЗ предполагает существенное обновление правовой базы о государственных и муниципальных закупках - потребуется принятие порядка 70 подзаконных актов. Это очень сложно. Вспомните, как начинал действовать 94 ФЗ — его нормы тоже вводились постепенно. Когда к нам пришла первая жалоба, мы были в шоке — ее же надо было рассмотреть за пять дней, а многих пояснений не было. Сейчас мы рассматриваем по двести жалоб в год, это уже система. 

- Новые требования повлекут за собой и новые санкции. Административное наказание определено?

- За нарушения действующего 94 ФЗ санкции очень жесткие, здесь штрафы для должностных лиц одни из самых высоких - от 10 до 50 тысяч рублей. Их ввели не сразу, сначала дали возможность освоить закон. Насколько понимаю, сейчас законодатель тоже даст возможность наработать практику пока без применения норм ответственности. И это очень хорошо: у заказчиков не будет того парализующего страха перед ошибкой. Они просто будут исполнять наши предписания. Впоследствии все же административная ответственность за нарушение 44-ФЗ будет введена. Размер наказания, думаю, останется высоким. 

- Какие у нового закона недостатки? 

- Они есть у любого закона, но конкретно о новом 44 ФЗ мы сможем говорить, когда появится правоприменительная практика. Начнем работать — пойдут жалобы, мы будем их рассматривать. Новое всегда сложно. Но в глубине души я совершенно спокойна, и заказчиков, и участников размещения заказов успокаиваю: со временем мы наработаем практику, определим «слабые места», закон можно будет совершенствовать.

 

Источник/Фото БНК