Решение по делу № Р 45-11/11 в отношении ИП <...>

Номер дела: Р 45-11/11
Дата публикации: 29 февраля 2012, 11:40

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ


РЕШЕНИЕ

 07 февраля 2012 года
(дата оглашения резолютивной части  решения)
 15 февраля 2012 года
(дата изготовления решения в полном объеме) 
 
№ 03-01/1033


Сыктывкар


         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
  <…>,
           рассмотрев  материалы дела № Р 45-11/11, возбужденного  в отношении ИП <...>ой (далее – ИП <...>а Е.М.) по факту распространения рекламы следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...> 8<…> г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников,<…>», размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, с признаками нарушения требований  п.п. 2, 3  ч. 1, ч. 7 ст. 24  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП <...>ой, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 16700050956630 получено 17.01.2012;
         - заинтересованного лица - врача кабинета «Здоровье» <...>а, извещенного о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188.

       УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением  законодательства Российской Федерации о рекламе Коми УФАС России выявлено распространение рекламы, размещенной на стр. 6  газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>» (далее – рассматриваемая реклама).
          В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация,  распространенная  любым способом, в любой  форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
          Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в печатном издании посредством размещения ее на стр. 6 газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кабинету «Здоровье», врачу <...>у Виктору Николаевичу, формирование и поддержание интереса к нему и оказываемым им услугам: гирудотерапии, мануальной терапии, что способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 на стр. 6, является рекламой.
В силу положений, установленных п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
Частью 3 статьи  24 Закона о рекламе установлено, что требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем  три секунды, в рекламе,  распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг и методов лечения, следовательно, на нее распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Методическими указаниями, разработанными Федеральным научным клинико-экспериментальным центром традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации «Лицензионные требования и условия работ и услуг по применению методов традиционной медицины» (2003г.) (далее – Методические указания) обращено внимание, что лицензированию подлежат только методы традиционной медицины, зарегистрированные Минздравом России в установленном порядке.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 07.04.2000 № 2510/3791-82 гирудотерапия отнесена к виду народной (традиционной) медицины.
Согласно письму Республиканского государственного учреждения «Коми республиканский перинатальный центр», имеющемуся в материалах рекламного дела, гирудотерапия – лечение медицинскими пиявками, является методом лечения, относящимся к народной медицине.
Из Методических указаний следует, что под мануальной терапией понимается комплекс лечебно-диагностических мероприятий, направленный на лечение органических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, осуществляемый руками с помощью специальных приемов.
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (далее – Приказ № 113).
Приказом № 113 предусмотрено, что медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.  Простая медицинская услуга – далее неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения».
Приказом № 113 в типовом разделе 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» приводятся простые медицинские услуги, оказываемые врачами – мануальными терапевтами. В данном разделе зарегистрирована, в том числе следующая услуга:
- мануальная терапия при заболеваниях периферической нервной системы (код 21.24.001).
 Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30. В названный перечень включены, в том числе работы (услуги) по мануальной терапии.
Таким образом, гирудотерапия и мануальная терапия относятся к методам лечения и медицинским услугам, следовательно, реклама таких услуг должна осуществляться с учетом требований, установленных п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
Рассматриваемая реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования («Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние», «Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а
с пятого сеанса их вовсе не осталось», «Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй, которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии»).
           Рассматриваемая реклама содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования («Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору»).
           В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 3  Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных п.п. 2, 3, ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В материалах рекламного дела имеется копия свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0828 от 30 мая 2008 г., в соответствии с которым учредителем газеты «Наш Сосногорск» является <...>а Е.М.
Комиссия, изучив материалы рекламного дела, пришла к нижеследующим выводам.
ИП <...>а Е.М. не представила запрашиваемое п. 4 Определения о возбуждении дела № Р 45-11/11 от 15.11.2011 № 03-01/7566 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 08.12.2011 № 03-01/8387, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, в том числе сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе, в связи с чем, была привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.
Из материалов рекламного дела следует, что рекламораспространителем  рассматриваемой рекламы является ИП <...>а Е.М.
Из материалов рекламного дела № Р 45-11/11 усматривается, что со стороны ИП <...>ой Е.М. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ИП <...>ой Е.М. нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
           Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 45-11/11 установлено,  что  нарушение
требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя ИП <...>ой Е.М.
 Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась  19.04.2011,  территория распространения - г. Сосногорск, Сосногорский район, Республика Коми.
           Доказательств, подтверждающих прекращение распространения рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела ИП <...>ой Е.М. не представлено.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламораспространителю ИП <...>ой Е.М. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
           На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия
                                                                                        
                                                    РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наш их пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>»,
размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
          2. Выдать ИП <...>ой Е.М. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>ой Е.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.


        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 9168 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № Р 45-11/11 в отношении ИП <...> [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9168 [type] => solution [language] => ru [created] => 1333006929 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ


РЕШЕНИЕ

 07 февраля 2012 года
(дата оглашения резолютивной части  решения)
 15 февраля 2012 года
(дата изготовления решения в полном объеме) 
 
№ 03-01/1033


Сыктывкар


         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
  <…>,
           рассмотрев  материалы дела № Р 45-11/11, возбужденного  в отношении ИП <...>ой (далее – ИП <...>а Е.М.) по факту распространения рекламы следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...> 8<…> г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников,<…>», размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, с признаками нарушения требований  п.п. 2, 3  ч. 1, ч. 7 ст. 24  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП <...>ой, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 16700050956630 получено 17.01.2012;
         - заинтересованного лица - врача кабинета «Здоровье» <...>а, извещенного о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188.

       УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением  законодательства Российской Федерации о рекламе Коми УФАС России выявлено распространение рекламы, размещенной на стр. 6  газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>» (далее – рассматриваемая реклама).
          В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация,  распространенная  любым способом, в любой  форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
          Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в печатном издании посредством размещения ее на стр. 6 газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кабинету «Здоровье», врачу <...>у Виктору Николаевичу, формирование и поддержание интереса к нему и оказываемым им услугам: гирудотерапии, мануальной терапии, что способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 на стр. 6, является рекламой.
В силу положений, установленных п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
Частью 3 статьи  24 Закона о рекламе установлено, что требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем  три секунды, в рекламе,  распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг и методов лечения, следовательно, на нее распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Методическими указаниями, разработанными Федеральным научным клинико-экспериментальным центром традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации «Лицензионные требования и условия работ и услуг по применению методов традиционной медицины» (2003г.) (далее – Методические указания) обращено внимание, что лицензированию подлежат только методы традиционной медицины, зарегистрированные Минздравом России в установленном порядке.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 07.04.2000 № 2510/3791-82 гирудотерапия отнесена к виду народной (традиционной) медицины.
Согласно письму Республиканского государственного учреждения «Коми республиканский перинатальный центр», имеющемуся в материалах рекламного дела, гирудотерапия – лечение медицинскими пиявками, является методом лечения, относящимся к народной медицине.
Из Методических указаний следует, что под мануальной терапией понимается комплекс лечебно-диагностических мероприятий, направленный на лечение органических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, осуществляемый руками с помощью специальных приемов.
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (далее – Приказ № 113).
Приказом № 113 предусмотрено, что медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.  Простая медицинская услуга – далее неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения».
Приказом № 113 в типовом разделе 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» приводятся простые медицинские услуги, оказываемые врачами – мануальными терапевтами. В данном разделе зарегистрирована, в том числе следующая услуга:
- мануальная терапия при заболеваниях периферической нервной системы (код 21.24.001).
 Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30. В названный перечень включены, в том числе работы (услуги) по мануальной терапии.
Таким образом, гирудотерапия и мануальная терапия относятся к методам лечения и медицинским услугам, следовательно, реклама таких услуг должна осуществляться с учетом требований, установленных п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
Рассматриваемая реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования («Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние», «Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а
с пятого сеанса их вовсе не осталось», «Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй, которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии»).
           Рассматриваемая реклама содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования («Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору»).
           В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 3  Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных п.п. 2, 3, ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В материалах рекламного дела имеется копия свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0828 от 30 мая 2008 г., в соответствии с которым учредителем газеты «Наш Сосногорск» является <...>а Е.М.
Комиссия, изучив материалы рекламного дела, пришла к нижеследующим выводам.
ИП <...>а Е.М. не представила запрашиваемое п. 4 Определения о возбуждении дела № Р 45-11/11 от 15.11.2011 № 03-01/7566 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 08.12.2011 № 03-01/8387, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, в том числе сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе, в связи с чем, была привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.
Из материалов рекламного дела следует, что рекламораспространителем  рассматриваемой рекламы является ИП <...>а Е.М.
Из материалов рекламного дела № Р 45-11/11 усматривается, что со стороны ИП <...>ой Е.М. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ИП <...>ой Е.М. нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
           Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 45-11/11 установлено,  что  нарушение
требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя ИП <...>ой Е.М.
 Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась  19.04.2011,  территория распространения - г. Сосногорск, Сосногорский район, Республика Коми.
           Доказательств, подтверждающих прекращение распространения рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела ИП <...>ой Е.М. не представлено.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламораспространителю ИП <...>ой Е.М. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
           На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия
                                                                                        
                                                    РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наш их пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>»,
размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
          2. Выдать ИП <...>ой Е.М. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>ой Е.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.


        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

РЕШЕНИЕ

 07 февраля 2012 года
(дата оглашения резолютивной части  решения)
 15 февраля 2012 года
(дата изготовления решения в полном объеме) 
 
№ 03-01/1033

Сыктывкар

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
  <…>,
           рассмотрев  материалы дела № Р 45-11/11, возбужденного  в отношении ИП <...>ой (далее – ИП <...>а Е.М.) по факту распространения рекламы следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...> 8<…> г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников,<…>», размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, с признаками нарушения требований  п.п. 2, 3  ч. 1, ч. 7 ст. 24  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
в отсутствие:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП <...>ой, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, которое согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 16700050956630 получено 17.01.2012;
         - заинтересованного лица - врача кабинета «Здоровье» <...>а, извещенного о времени и месте рассмотрения дела Определением о  продлении  срока  и  отложении  рассмотрения  дела  № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188.

       УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением  законодательства Российской Федерации о рекламе Коми УФАС России выявлено распространение рекламы, размещенной на стр. 6  газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наших пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>» (далее – рассматриваемая реклама).
          В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, рекламой признается информация,  распространенная  любым способом, в любой  форме и с использованием
любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
          Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена в печатном издании посредством размещения ее на стр. 6 газеты «Наш Сосногорск» от 19.04.2011;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кабинету «Здоровье», врачу <...>у Виктору Николаевичу, формирование и поддержание интереса к нему и оказываемым им услугам: гирудотерапии, мануальной терапии, что способствует их продвижению на рынке.
Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011 на стр. 6, является рекламой.
В силу положений, установленных п. 2 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.
Частью 3 статьи  24 Закона о рекламе установлено, что требования пунктов 2-5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов лечения, диагностики, профилактики и реабилитации.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем  три секунды, в рекламе,  распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Рассматриваемая реклама не является явно не относящейся к рекламе медицинских услуг и методов лечения, следовательно, на нее распространяются требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Методическими указаниями, разработанными Федеральным научным клинико-экспериментальным центром традиционных методов диагностики и лечения Минздрава России, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации «Лицензионные требования и условия работ и услуг по применению методов традиционной медицины» (2003г.) (далее – Методические указания) обращено внимание, что лицензированию подлежат только методы традиционной медицины, зарегистрированные Минздравом России в установленном порядке.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 07.04.2000 № 2510/3791-82 гирудотерапия отнесена к виду народной (традиционной) медицины.
Согласно письму Республиканского государственного учреждения «Коми республиканский перинатальный центр», имеющемуся в материалах рекламного дела, гирудотерапия – лечение медицинскими пиявками, является методом лечения, относящимся к народной медицине.
Из Методических указаний следует, что под мануальной терапией понимается комплекс лечебно-диагностических мероприятий, направленный на лечение органических и функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, осуществляемый руками с помощью специальных приемов.
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 № 113 «О введении в действие отраслевого классификатора «Простые медицинские услуги» (далее – Приказ № 113).
Приказом № 113 предусмотрено, что медицинская услуга – мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.  Простая медицинская услуга – далее неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики или лечения».
Приказом № 113 в типовом разделе 21 «Лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)» приводятся простые медицинские услуги, оказываемые врачами – мануальными терапевтами. В данном разделе зарегистрирована, в том числе следующая услуга:
- мануальная терапия при заболеваниях периферической нервной системы (код 21.24.001).
 Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности установлен в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30. В названный перечень включены, в том числе работы (услуги) по мануальной терапии.
Таким образом, гирудотерапия и мануальная терапия относятся к методам лечения и медицинским услугам, следовательно, реклама таких услуг должна осуществляться с учетом требований, установленных п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.
Рассматриваемая реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования («Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние», «Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а
с пятого сеанса их вовсе не осталось», «Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй, которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии»).
           Рассматриваемая реклама содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования («Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору»).
           В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с п. 4 ст. 3  Закона о рекламе ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с признаками нарушения требований, установленных п.п. 2, 3, ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Частью 6 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 24 Закона о рекламе несет рекламодатель.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В материалах рекламного дела имеется копия свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0828 от 30 мая 2008 г., в соответствии с которым учредителем газеты «Наш Сосногорск» является <...>а Е.М.
Комиссия, изучив материалы рекламного дела, пришла к нижеследующим выводам.
ИП <...>а Е.М. не представила запрашиваемое п. 4 Определения о возбуждении дела № Р 45-11/11 от 15.11.2011 № 03-01/7566 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 08.12.2011 № 03-01/8387, п. 5 Определения о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 45-11/11 от 12.01.2012 № 03-01/188, в том числе сведения о рекламодателе, рекламораспространителе и рекламопроизводителе, в связи с чем, была привлечена к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ.
Из материалов рекламного дела следует, что рекламораспространителем  рассматриваемой рекламы является ИП <...>а Е.М.
Из материалов рекламного дела № Р 45-11/11 усматривается, что со стороны ИП <...>ой Е.М. должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято.
Таким образом, ИП <...>ой Е.М. нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
           Комиссией в ходе рассмотрения дела № Р 45-11/11 установлено,  что  нарушение
требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя ИП <...>ой Е.М.
 Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась  19.04.2011,  территория распространения - г. Сосногорск, Сосногорский район, Республика Коми.
           Доказательств, подтверждающих прекращение распространения рассматриваемой рекламы, в материалы рекламного дела ИП <...>ой Е.М. не представлено.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи рекламораспространителю ИП <...>ой Е.М. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
           На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 № 453, Комиссия
                                                                                        
                                                    РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «ГЛАВНОЕ – ЗАБОТА О ЛЮДЯХ! В прошлом выпуске мы писали о чудодейственных методах лечения в кабинете «Здоровье» который находится по адресу: г. Ухта, ул. Набережная Нефтяников, 5 «а». Мы приводим краткие высказывания наш их пациентов. 1) Меня зовут Сергей: прошел курс лечения по поводу тромбоза глубоких вен нижних конечностей в кабинете «Здоровье». От заболевания не осталось даже следа. Нет ни температуры, ни боли, ни тяжести в ногах. Значительно улучшилось общее состояние. 2) Лариса Васильевна, пенсионерка. Я лечилась у доктора <...>а по поводу варикозного расширения вен нижних конечностей. Эффект превзошел все мои ожидания. Сейчас я поклонница этого метода. 3) Лариса Аркадьевна: мое состояние было просто критическим, даже были подготовлены документы для оформления инвалидности. Благодаря мануальной терапии и гирудотерапии я не только вылечилась, но и по сей день трудоустроена. Спасибо доктору. 4) Ирина П. у меня были постоянно сильные боли в спине, что я даже не могла встать с постели. После трех сеансов боли почти исчезли, а с пятого сеанса их вовсе не осталось. Для профилактики я посещаю кабинет «Здоровье» один раз в полгода. 5) Наталья. Страдала сахарным диабетом инсулинозависимой формы. Но всегда мечтала о большом спорте. После первого курса появилась возможность заниматься серьезными тренировками, периодически посещая кабинет «Здоровье» сейчас она мастер спорта России, кандидат в члены сборной России по боксу, участница международных соревнований. Это только маленькая часть клинических случаев и не придуманных историй. Которые были излечены с помощью гирудотерапии и мануальной терапии. Свои вопросы вы можете задавать врачу <...>у Виктору Николаевичу на электронную почту редакции газеты: nsng@mail.ru. Ответы на ваши вопросы мы будем публиковать на страницах нашего еженедельника. <...>»,
размещенной на странице 6 в газете «Наш Сосногорск» от 19.04.2011, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
          2. Выдать ИП <...>ой Е.М. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения  указанной в п. 1 Решения ненадлежащей рекламы.
   3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...>ой Е.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение в полном объеме изготовлено 15 февраля 2012 года.  Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации.

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/1033 [format] => [safe_value] => 03-01/1033 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 45-11/11 [format] => [safe_value] => Р 45-11/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-29 07:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-02-15 07:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1333006929 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )