Решение по делу № А 32-11/11 в отношении ООО «Теплосервис»

Номер дела: А 32-11/11
Дата публикации: 2 марта 2012, 16:22

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

№ 02-01/1426_

Сыктывкар

 

 

Резолютивная часть решения оглашена     «22» февраля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено     «01» марта 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 32-11/11, возбужденное 17.11.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис», Общество, ответчик), адрес (место нахождения): 169523, Республика Коми, г. Сосногорск, п.г.т. Нижний Одес, ул. Транспортная, д. 9,  требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17.11.2011 № 376  возбуждено дело № А32-11/11 по признакам нарушения ООО «Теплосервис» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужило обращение в Коми УФАС России <…>., которая просит разобраться в обоснованности взимаемых сумм за опломбировку приборов учета расхода горячей воды.

ООО «Теплосервис» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

ООО «Теплосервис» оказывает на территории п.г.т. Нижний Одес услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды по утвержденным Службой РК по тарифам для Общества тарифам, услуги по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

2. В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 названного порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.

Согласно п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, (далее – Правила № 307) расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.

В соответствии с п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Из п. 50 Правил № 307 следует, что исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

В соответствии с п. 52 Правил № 307 потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

Согласно п. 53 Правил № 307 потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

В соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.

Отсутствие пломб на приборе учета лишает законной силы учет расхода таким прибором учета, так как в соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае нарушения целостности пломб, расчеты за коммунальные услуги производятся исходя из нормативов потребления.

Таким образом, прибор учета может быть принят в эксплуатацию после соответствующего его опломбирования.

В соответствии с п. 7 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям.

Согласно п. 6 Правил № 307 «горячее водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Таким образом, в содержание понятия «горячее водоснабжение» не включается опломбировка приборов учета.

ОКУН 002-2002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает установку (монтаж), наладку, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги как приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды, так и опломбировку таких приборов учета.

Правилами № 307 допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае является горячее водоснабжение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.

Таким образом, действующее законодательство не относит работы по опломбировке приборов учета расхода горячей воды к составной (неотъемлемой) части услуги горячего водоснабжения.

Согласно пояснениям, представленным Обществом в антимонопольное дело, следует, что затраты на опломбировку приборов учета не входят в размер тарифа на предоставляемые услуги горячего водоснабжения, утвержденного Службой Республики Коми по тарифам Приказом от 30.11.2010 № 90/41.

ООО «Теплосервис» приказом от 09.04.2008 № 58 введен тариф на опломбирование приборов учета воды по расходу горячего водоснабжения для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор.

3. Из материалов дела установлено, что ООО «Теплосервис» при расчете тарифа на услугу опломбировки прибора учета расхода горячей воды (далее – опломбировка прибора учета) руководствовалось следующими нормативными актами:

- Рекомендациями по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденными приказом Госстроя России от 16.08.2000 № 184;

-  Рекомендациями по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденными приказом Госстроя России от 15.08.2000 № 182;

- Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 № 5.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема работ, рассчитаны согласно вышеуказанным рекомендациям, утвержденным приказами Госстроя России от 16.08.2000 № 184 и от 15.08.2000 № 182, а также фактическим затратам времени.

Из пояснений Общества следует, что услуга опломбировки прибора учета включает в себя прием заявления от квартиросъемщика, переходы контролера от участка до объекта и обратно, визуальный осмотр и проверку на правильность установки приборов учета, испытания прибора учета, установку пломбы, снятие и запись показаний прибора учета, введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С». Опломбировка приборов учета расхода горячей воды осуществляется штатными работниками ООО «Теплосервис» без привлечения служебного транспорта.

В подтверждение вышеуказанного Обществом представлен расчет затрат времени, необходимых для выполнения полного объема работ по опломбированию прибора учета расхода горячей воды, который осуществлен на основании вышеуказанных Методических указаний и фактических затрат времени.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что в перечень производимых работ по опломбировке прибора учета входят:

- прием заявления единой диспетчерской службы от квартиросъемщиков жилого помещения;

- затраты времени на переходы контролера от участка до объекта и обратно;

- визуальный осмотр и проверка на правильность установки приборов учета;

- испытания счетчика воды на работоспособность счетчика воды и правильность учета воды;

- установка пломбы;

- снятие и запись показаний счетчика воды (сверка с паспортными данными);

- введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С».

Согласно данному расчету в среднем на опломбировку одного прибора учета требуется следующее количество трудозатрат - 0,65 чел.- час. или 39 минут.

Как указано выше, тариф на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор утвержден приказом Общества от 09.04.2008 № 58.

Данным приказом утверждена калькуляция тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения, из которой следует, что в стоимость предоставляемой услуги входят следующие затраты:

- затраты труда рабочих – 106,05 руб., что составляет 34% от всех расходов;

- затраты на материалы – 84,69 руб., что составляет 27% от всех расходов;

- общеэксплуатационные расходы – 43,27 руб., что составляет 14% от всех расходов;

- внеэксплуатационные расходы – 78 руб., что составляет 25% от всех расходов.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 7%) и НДС.

В соответствии с Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Изучив представленные Обществом материалы по формированию тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды, расчет утвержденного тарифа, расходы Общества, возникающие при оказании данной услуги, Комиссия не установила наличие необоснованных затрат в утвержденном Обществом тарифе на услугу по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ООО «Теплосервис» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление доминирующим положением в виде установления экономически необоснованной цены на услугу по опломбированию прибора учета расхода горячей воды для населения, не имеется.

В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 32-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Теплосервис».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 8995 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А 32-11/11 в отношении ООО «Теплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8995 [type] => solution [language] => ru [created] => 1330691065 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

№ 02-01/1426_

Сыктывкар

 

 

Резолютивная часть решения оглашена     «22» февраля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено     «01» марта 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 32-11/11, возбужденное 17.11.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис», Общество, ответчик), адрес (место нахождения): 169523, Республика Коми, г. Сосногорск, п.г.т. Нижний Одес, ул. Транспортная, д. 9,  требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17.11.2011 № 376  возбуждено дело № А32-11/11 по признакам нарушения ООО «Теплосервис» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужило обращение в Коми УФАС России <…>., которая просит разобраться в обоснованности взимаемых сумм за опломбировку приборов учета расхода горячей воды.

ООО «Теплосервис» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

ООО «Теплосервис» оказывает на территории п.г.т. Нижний Одес услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды по утвержденным Службой РК по тарифам для Общества тарифам, услуги по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

2. В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 названного порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.

Согласно п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, (далее – Правила № 307) расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.

В соответствии с п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Из п. 50 Правил № 307 следует, что исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

В соответствии с п. 52 Правил № 307 потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

Согласно п. 53 Правил № 307 потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

В соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.

Отсутствие пломб на приборе учета лишает законной силы учет расхода таким прибором учета, так как в соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае нарушения целостности пломб, расчеты за коммунальные услуги производятся исходя из нормативов потребления.

Таким образом, прибор учета может быть принят в эксплуатацию после соответствующего его опломбирования.

В соответствии с п. 7 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям.

Согласно п. 6 Правил № 307 «горячее водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Таким образом, в содержание понятия «горячее водоснабжение» не включается опломбировка приборов учета.

ОКУН 002-2002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает установку (монтаж), наладку, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги как приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды, так и опломбировку таких приборов учета.

Правилами № 307 допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае является горячее водоснабжение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.

Таким образом, действующее законодательство не относит работы по опломбировке приборов учета расхода горячей воды к составной (неотъемлемой) части услуги горячего водоснабжения.

Согласно пояснениям, представленным Обществом в антимонопольное дело, следует, что затраты на опломбировку приборов учета не входят в размер тарифа на предоставляемые услуги горячего водоснабжения, утвержденного Службой Республики Коми по тарифам Приказом от 30.11.2010 № 90/41.

ООО «Теплосервис» приказом от 09.04.2008 № 58 введен тариф на опломбирование приборов учета воды по расходу горячего водоснабжения для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор.

3. Из материалов дела установлено, что ООО «Теплосервис» при расчете тарифа на услугу опломбировки прибора учета расхода горячей воды (далее – опломбировка прибора учета) руководствовалось следующими нормативными актами:

- Рекомендациями по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденными приказом Госстроя России от 16.08.2000 № 184;

-  Рекомендациями по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденными приказом Госстроя России от 15.08.2000 № 182;

- Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 № 5.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема работ, рассчитаны согласно вышеуказанным рекомендациям, утвержденным приказами Госстроя России от 16.08.2000 № 184 и от 15.08.2000 № 182, а также фактическим затратам времени.

Из пояснений Общества следует, что услуга опломбировки прибора учета включает в себя прием заявления от квартиросъемщика, переходы контролера от участка до объекта и обратно, визуальный осмотр и проверку на правильность установки приборов учета, испытания прибора учета, установку пломбы, снятие и запись показаний прибора учета, введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С». Опломбировка приборов учета расхода горячей воды осуществляется штатными работниками ООО «Теплосервис» без привлечения служебного транспорта.

В подтверждение вышеуказанного Обществом представлен расчет затрат времени, необходимых для выполнения полного объема работ по опломбированию прибора учета расхода горячей воды, который осуществлен на основании вышеуказанных Методических указаний и фактических затрат времени.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что в перечень производимых работ по опломбировке прибора учета входят:

- прием заявления единой диспетчерской службы от квартиросъемщиков жилого помещения;

- затраты времени на переходы контролера от участка до объекта и обратно;

- визуальный осмотр и проверка на правильность установки приборов учета;

- испытания счетчика воды на работоспособность счетчика воды и правильность учета воды;

- установка пломбы;

- снятие и запись показаний счетчика воды (сверка с паспортными данными);

- введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С».

Согласно данному расчету в среднем на опломбировку одного прибора учета требуется следующее количество трудозатрат - 0,65 чел.- час. или 39 минут.

Как указано выше, тариф на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор утвержден приказом Общества от 09.04.2008 № 58.

Данным приказом утверждена калькуляция тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения, из которой следует, что в стоимость предоставляемой услуги входят следующие затраты:

- затраты труда рабочих – 106,05 руб., что составляет 34% от всех расходов;

- затраты на материалы – 84,69 руб., что составляет 27% от всех расходов;

- общеэксплуатационные расходы – 43,27 руб., что составляет 14% от всех расходов;

- внеэксплуатационные расходы – 78 руб., что составляет 25% от всех расходов.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 7%) и НДС.

В соответствии с Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Изучив представленные Обществом материалы по формированию тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды, расчет утвержденного тарифа, расходы Общества, возникающие при оказании данной услуги, Комиссия не установила наличие необоснованных затрат в утвержденном Обществом тарифе на услугу по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ООО «Теплосервис» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление доминирующим положением в виде установления экономически необоснованной цены на услугу по опломбированию прибора учета расхода горячей воды для населения, не имеется.

В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 32-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Теплосервис».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

 

№ 02-01/1426_

Сыктывкар

 

 

Резолютивная часть решения оглашена     «22» февраля 2012 года

В полном объеме решение изготовлено     «01» марта 2012 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 32-11/11, возбужденное 17.11.2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее – ООО «Теплосервис», Общество, ответчик), адрес (место нахождения): 169523, Республика Коми, г. Сосногорск, п.г.т. Нижний Одес, ул. Транспортная, д. 9,  требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<…>,

УСТАНОВИЛА:

1. Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 17.11.2011 № 376  возбуждено дело № А32-11/11 по признакам нарушения ООО «Теплосервис» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения антимонопольного дела послужило обращение в Коми УФАС России <…>., которая просит разобраться в обоснованности взимаемых сумм за опломбировку приборов учета расхода горячей воды.

ООО «Теплосервис» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

ООО «Теплосервис» оказывает на территории п.г.т. Нижний Одес услуги по поставке тепловой энергии и горячей воды по утвержденным Службой РК по тарифам для Общества тарифам, услуги по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

2. В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 названного порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.

Согласно п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, (далее – Правила № 307) расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или имущества, принадлежащего собственнику жилого дома, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды.

В соответствии с п. 16 Правил № 307 при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Из п. 50 Правил № 307 следует, что исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб.

В соответствии с п. 52 Правил № 307 потребитель обязан:

в) в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

г) обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

Согласно п. 53 Правил № 307 потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.

В соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил.

Отсутствие пломб на приборе учета лишает законной силы учет расхода таким прибором учета, так как в соответствии с п. 31 Правил № 307 в случае нарушения целостности пломб, расчеты за коммунальные услуги производятся исходя из нормативов потребления.

Таким образом, прибор учета может быть принят в эксплуатацию после соответствующего его опломбирования.

В соответствии с п. 7 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям.

Согласно п. 6 Правил № 307 «горячее водоснабжение» - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Таким образом, в содержание понятия «горячее водоснабжение» не включается опломбировка приборов учета.

ОКУН 002-2002-93 в составе услуги водоснабжения и водоотведения (код 042200) предусматривает установку (монтаж), наладку, ремонт и обслуживание приборов учета расхода воды, но не предусматривает в качестве услуги как приемку водомерных узлов и приборов учета расхода воды, так и опломбировку таких приборов учета.

Правилами № 307 допускается оплата коммунальных услуг, которыми в настоящем случае является горячее водоснабжение, на основе усредненных показателей без применения приборов учета воды, в связи с чем, само водоснабжение может осуществляться и осуществляется без приборов учета потребленной энергии.

Таким образом, действующее законодательство не относит работы по опломбировке приборов учета расхода горячей воды к составной (неотъемлемой) части услуги горячего водоснабжения.

Согласно пояснениям, представленным Обществом в антимонопольное дело, следует, что затраты на опломбировку приборов учета не входят в размер тарифа на предоставляемые услуги горячего водоснабжения, утвержденного Службой Республики Коми по тарифам Приказом от 30.11.2010 № 90/41.

ООО «Теплосервис» приказом от 09.04.2008 № 58 введен тариф на опломбирование приборов учета воды по расходу горячего водоснабжения для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор.

3. Из материалов дела установлено, что ООО «Теплосервис» при расчете тарифа на услугу опломбировки прибора учета расхода горячей воды (далее – опломбировка прибора учета) руководствовалось следующими нормативными актами:

- Рекомендациями по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденными приказом Госстроя России от 16.08.2000 № 184;

-  Рекомендациями по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденными приказом Госстроя России от 15.08.2000 № 182;

- Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, утвержденными постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12.01.2004 № 5.

Комиссией установлено, что затраты времени, необходимые для выполнения полного объема работ, рассчитаны согласно вышеуказанным рекомендациям, утвержденным приказами Госстроя России от 16.08.2000 № 184 и от 15.08.2000 № 182, а также фактическим затратам времени.

Из пояснений Общества следует, что услуга опломбировки прибора учета включает в себя прием заявления от квартиросъемщика, переходы контролера от участка до объекта и обратно, визуальный осмотр и проверку на правильность установки приборов учета, испытания прибора учета, установку пломбы, снятие и запись показаний прибора учета, введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С». Опломбировка приборов учета расхода горячей воды осуществляется штатными работниками ООО «Теплосервис» без привлечения служебного транспорта.

В подтверждение вышеуказанного Обществом представлен расчет затрат времени, необходимых для выполнения полного объема работ по опломбированию прибора учета расхода горячей воды, который осуществлен на основании вышеуказанных Методических указаний и фактических затрат времени.

Комиссией из материалов антимонопольного дела установлено, что в перечень производимых работ по опломбировке прибора учета входят:

- прием заявления единой диспетчерской службы от квартиросъемщиков жилого помещения;

- затраты времени на переходы контролера от участка до объекта и обратно;

- визуальный осмотр и проверка на правильность установки приборов учета;

- испытания счетчика воды на работоспособность счетчика воды и правильность учета воды;

- установка пломбы;

- снятие и запись показаний счетчика воды (сверка с паспортными данными);

- введение информации в базу данных «Бухгалтерия 1:С».

Согласно данному расчету в среднем на опломбировку одного прибора учета требуется следующее количество трудозатрат - 0,65 чел.- час. или 39 минут.

Как указано выше, тариф на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения в размере 390 рублей (с НДС) за прибор утвержден приказом Общества от 09.04.2008 № 58.

Данным приказом утверждена калькуляция тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды для населения, из которой следует, что в стоимость предоставляемой услуги входят следующие затраты:

- затраты труда рабочих – 106,05 руб., что составляет 34% от всех расходов;

- затраты на материалы – 84,69 руб., что составляет 27% от всех расходов;

- общеэксплуатационные расходы – 43,27 руб., что составляет 14% от всех расходов;

- внеэксплуатационные расходы – 78 руб., что составляет 25% от всех расходов.

В конечную стоимость самой услуги помимо вышеуказанных затрат входят также рентабельность (в размере 7%) и НДС.

В соответствии с Налоговым кодексом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком (ст. 252 НК РФ).

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Изучив представленные Обществом материалы по формированию тарифа на опломбирование приборов учета расхода горячей воды, расчет утвержденного тарифа, расходы Общества, возникающие при оказании данной услуги, Комиссия не установила наличие необоснованных затрат в утвержденном Обществом тарифе на услугу по опломбировке приборов учета расхода горячей воды.

На основании вышеизложенного, у Комиссии оснований полагать, что в действиях  ООО «Теплосервис» имеет место поведение, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление доминирующим положением в виде установления экономически необоснованной цены на услугу по опломбированию прибора учета расхода горячей воды для населения, не имеется.

В связи с чем, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Федерального закона  «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 32-11/11, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Теплосервис».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/1426 [format] => [safe_value] => 02-01/1426 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А 32-11/11 [format] => [safe_value] => А 32-11/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-02 12:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-03-01 12:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1330691065 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )