Решение по делу № АО 16-06/11 в отношении ГУП РК "Комиавиатранс"

Дата публикации: 6 сентября 2011, 04:00

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2011 года


 № 05-03/5659

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 16-06/11 по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Республики Коми «Комиавиатранс», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении государственного унитарного предприятия Республики Коми «Комиавиатранс» (далее - ГУП РК «Комиавиатранс»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, по выявленным признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий по проведению в 1 полугодии 2011 года торгов по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001) в форме открытого конкурса вместо в форме открытого аукциона, по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или места нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре» (при условии, что исполнение договора будет осуществляться указанными филиалами, представительствами) 30 баллов.

 

Частью 1 статьи 18 Закон о защите конкуренции предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование (за исключением обязательного медицинского страхования, для которого особенности отбора финансовых организаций (страховых медицинских организаций) установлены Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

10) негосударственное пенсионное страхование;

11) страхование ответственности.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Статьей 3 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о котором идет речь в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи.

Частью 4.2. статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-Р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» утвержден  Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона), в котором указаны виды товаров, работ, услуг, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17 (далее - ОК 004-93).

ГУП РК «Комиавиатранс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции, субъектом естественной монополии в понимании Закона о естественных монополиях. Включено Федеральной службой по тарифам в раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.

ГУП РК «Комиавиатранс», которое является субъектом естественной монополии, должно осуществлять отбор финансовых организаций, определенных пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для оказания финансовых услуг, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Законом о размещении заказов.

ГУП РК «Комиавиатранс» в 1 квартале 2011 года организованы и проведены торги в форме открытого конкурса по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001).

По пункту 8 информационной карты конкурсной документации и таблице 1.1 конкурсной документации лизингодатель обязуется приобрести в собственность и передать за плату  во временное владение и пользование имущество:

-светосигнальное оборудование с ОМИ на два направления посадки, в том числе огни со встроенными изолирующими трансформаторами (огни приближения, огни входные ограничительные, огни знака приземления, боковые огни ВПП, рулежные огни), кабель высоковольтный и разъемы к нему (для электропитания огней последовательно несколько колец вдоль полосы и огней приближения); модульную подстанцию, оборудованную щитами гарантированного питания с АВР, регуляторами яркости,  блоками дистанционного управления, резервным дизелем - генератором (автоматизированным по 2-3 ступени для ОМИ) системой пожарной и охранной сигнализации системой отопления и кондиционирования; стойки или мачты для огней приближения; стойку дистанционного управления светосистемой; пульта дистанционного управления светосистемой; аэродромные знаки;

-аэродромные передвижной электроагрегат АПА-5Д (шасси УРАЛ-43206);

-универсальный моторный подогреватель УМП-350 на шасси АМУР-531350;

-грейдер ГС-250-01;

-ленточный транспортер ЛТ - Элемет;

-машину для нанесения противообледенительных жидкостей  АПМ-14 на базе ГАЗ- 33104;

-автомашину МПВ - Элемет (питьевая вода);

-автомашину МТС - Элемет (туалет-сервис);

-комбинированную дорожную машину ЭД-405В с поливомоечным оборудованием, плужным оборудованием со скоростным отвалом и средней щеткой на шасси КамАЗ-65115-1071-15;

-шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 (А-9531) на базе УРАЛ-4320 с задним двигателем рабочего органа ЯМЗ-238НД5;

-аэродромный топливозаправщик ТЗА-10 на шасси МАЗ-5336АЗ;

-универсальную дорожную машину К-702МВА-УДМ-Т;

-вилочный погрузчик 41.030.ЛЕВ;

-автомобиль тентованный МАЗ-6312А5-320-010;

-автобус ПАЗ-4234;

-экскаватор-погрузчик ЭО-2626;

-аэродромный пожарный автомобиль АА-8,5 (40/60)-50/3АВР на базе КамАЗ-43118 с колесной формулой 6*6.

По пункту 16 информационной карты конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта  115 000 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 665 Гражданского кодекса по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

В силу статей 2, 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге») (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге)) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

 Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о финансовой аренде (лизинге) предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Лизинг (финансовая аренда) является финансовой услугой в понимании Закона о защите конкуренции.

Согласно Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, к товарам, работам, услугам, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, отнесены услуги по финансовому посредничеству (6500000).

В силу ОК 004-93 к услугам по финансовому посредничеству отнесен финансовый лизинг (6512030).

Имущество, явившееся предметом лизинга (финансовой аренды), связано с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс».

Следовательно, ГУП РК «Комиавиатранс» должно было осуществить отбор лизингодателя  для оказания услуг по договору лизинга, объектом которого является  имущество, связанное с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс»,  путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Однако, ГУП РК «Комиавиатранс» соответствующий отбор осуществлен путем проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов предусмотрено, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Частью 1 статьи 32 Закона о размещении заказов установлено, что под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона. Часть 6.1 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам. Часть 6.2 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на поставки запасных частей к технике, к оборудованию, на аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов определено, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Победителем аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее наиболее высокую цену договора лизинга (финансовой аренды).

Победителем конкурса по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора лизинга (финансовой аренды) исходя из установленных конкурсной документацией критериев оценки заявок на участие в конкурсе, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Целями Закона о защите конкуренции согласно части 2 статьи 1 Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон о защите конкуренции в силу части 1 статьи 3 Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Действия по отбору лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса  вместо открытого аукциона в электронной форме могли повлечь ограничение конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга) путем ограничения доступа на такие товарные рынки отдельным лизингодателям с учетом того, что торги в форме аукциона в электронной форме предполагают наличие большего количества участников торгов нежели торги в форме конкурса исходя из порядка определения победителей торгов в обеих формах.

Такие действия являются нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По пункту 23 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

-наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами) 30 баллов;

-суммарная стоимость аэропортной техники и оборудования, приобретенного компанией по действующим договорам лизинга и исполненным филиалом, представительством или самой компанией, зарегистрированным в городе Сыктывкаре, 70 баллов.

Доказательства того, что действия по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами)» 30 баллов могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга), отсутствуют.

Предписание в адрес ГУП РК «Комиавиатранс» не может быть выдано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги могут быть признаны судом недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

 

Признать ГУП РК «Комиавиатранс» нарушившим часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий в виде отбора в 1 квартале 2011 года лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса вместо открытого аукциона в электронной форме.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

stdClass Object ( [vid] => 7578 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № АО 16-06/11 в отношении ГУП РК "Комиавиатранс" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7578 [type] => solution [language] => ru [created] => 1315252800 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

 

 РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2011 года


 № 05-03/5659

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 16-06/11 по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Республики Коми «Комиавиатранс», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении государственного унитарного предприятия Республики Коми «Комиавиатранс» (далее - ГУП РК «Комиавиатранс»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, по выявленным признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий по проведению в 1 полугодии 2011 года торгов по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001) в форме открытого конкурса вместо в форме открытого аукциона, по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или места нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре» (при условии, что исполнение договора будет осуществляться указанными филиалами, представительствами) 30 баллов.

 

Частью 1 статьи 18 Закон о защите конкуренции предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование (за исключением обязательного медицинского страхования, для которого особенности отбора финансовых организаций (страховых медицинских организаций) установлены Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

10) негосударственное пенсионное страхование;

11) страхование ответственности.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Статьей 3 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о котором идет речь в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи.

Частью 4.2. статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-Р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» утвержден  Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона), в котором указаны виды товаров, работ, услуг, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17 (далее - ОК 004-93).

ГУП РК «Комиавиатранс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции, субъектом естественной монополии в понимании Закона о естественных монополиях. Включено Федеральной службой по тарифам в раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.

ГУП РК «Комиавиатранс», которое является субъектом естественной монополии, должно осуществлять отбор финансовых организаций, определенных пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для оказания финансовых услуг, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Законом о размещении заказов.

ГУП РК «Комиавиатранс» в 1 квартале 2011 года организованы и проведены торги в форме открытого конкурса по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001).

По пункту 8 информационной карты конкурсной документации и таблице 1.1 конкурсной документации лизингодатель обязуется приобрести в собственность и передать за плату  во временное владение и пользование имущество:

-светосигнальное оборудование с ОМИ на два направления посадки, в том числе огни со встроенными изолирующими трансформаторами (огни приближения, огни входные ограничительные, огни знака приземления, боковые огни ВПП, рулежные огни), кабель высоковольтный и разъемы к нему (для электропитания огней последовательно несколько колец вдоль полосы и огней приближения); модульную подстанцию, оборудованную щитами гарантированного питания с АВР, регуляторами яркости,  блоками дистанционного управления, резервным дизелем - генератором (автоматизированным по 2-3 ступени для ОМИ) системой пожарной и охранной сигнализации системой отопления и кондиционирования; стойки или мачты для огней приближения; стойку дистанционного управления светосистемой; пульта дистанционного управления светосистемой; аэродромные знаки;

-аэродромные передвижной электроагрегат АПА-5Д (шасси УРАЛ-43206);

-универсальный моторный подогреватель УМП-350 на шасси АМУР-531350;

-грейдер ГС-250-01;

-ленточный транспортер ЛТ - Элемет;

-машину для нанесения противообледенительных жидкостей  АПМ-14 на базе ГАЗ- 33104;

-автомашину МПВ - Элемет (питьевая вода);

-автомашину МТС - Элемет (туалет-сервис);

-комбинированную дорожную машину ЭД-405В с поливомоечным оборудованием, плужным оборудованием со скоростным отвалом и средней щеткой на шасси КамАЗ-65115-1071-15;

-шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 (А-9531) на базе УРАЛ-4320 с задним двигателем рабочего органа ЯМЗ-238НД5;

-аэродромный топливозаправщик ТЗА-10 на шасси МАЗ-5336АЗ;

-универсальную дорожную машину К-702МВА-УДМ-Т;

-вилочный погрузчик 41.030.ЛЕВ;

-автомобиль тентованный МАЗ-6312А5-320-010;

-автобус ПАЗ-4234;

-экскаватор-погрузчик ЭО-2626;

-аэродромный пожарный автомобиль АА-8,5 (40/60)-50/3АВР на базе КамАЗ-43118 с колесной формулой 6*6.

По пункту 16 информационной карты конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта  115 000 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 665 Гражданского кодекса по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

В силу статей 2, 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге») (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге)) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

 Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о финансовой аренде (лизинге) предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Лизинг (финансовая аренда) является финансовой услугой в понимании Закона о защите конкуренции.

Согласно Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, к товарам, работам, услугам, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, отнесены услуги по финансовому посредничеству (6500000).

В силу ОК 004-93 к услугам по финансовому посредничеству отнесен финансовый лизинг (6512030).

Имущество, явившееся предметом лизинга (финансовой аренды), связано с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс».

Следовательно, ГУП РК «Комиавиатранс» должно было осуществить отбор лизингодателя  для оказания услуг по договору лизинга, объектом которого является  имущество, связанное с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс»,  путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Однако, ГУП РК «Комиавиатранс» соответствующий отбор осуществлен путем проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов предусмотрено, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Частью 1 статьи 32 Закона о размещении заказов установлено, что под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона. Часть 6.1 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам. Часть 6.2 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на поставки запасных частей к технике, к оборудованию, на аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов определено, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Победителем аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее наиболее высокую цену договора лизинга (финансовой аренды).

Победителем конкурса по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора лизинга (финансовой аренды) исходя из установленных конкурсной документацией критериев оценки заявок на участие в конкурсе, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Целями Закона о защите конкуренции согласно части 2 статьи 1 Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон о защите конкуренции в силу части 1 статьи 3 Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Действия по отбору лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса  вместо открытого аукциона в электронной форме могли повлечь ограничение конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга) путем ограничения доступа на такие товарные рынки отдельным лизингодателям с учетом того, что торги в форме аукциона в электронной форме предполагают наличие большего количества участников торгов нежели торги в форме конкурса исходя из порядка определения победителей торгов в обеих формах.

Такие действия являются нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По пункту 23 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

-наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами) 30 баллов;

-суммарная стоимость аэропортной техники и оборудования, приобретенного компанией по действующим договорам лизинга и исполненным филиалом, представительством или самой компанией, зарегистрированным в городе Сыктывкаре, 70 баллов.

Доказательства того, что действия по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами)» 30 баллов могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга), отсутствуют.

Предписание в адрес ГУП РК «Комиавиатранс» не может быть выдано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги могут быть признаны судом недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

 

Признать ГУП РК «Комиавиатранс» нарушившим часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий в виде отбора в 1 квартале 2011 года лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса вместо открытого аукциона в электронной форме.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2011 года

 

В полном объеме решение изготовлено 05 сентября 2011 года


 

№ 05-03/5659

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 16-06/11 по признакам нарушения государственным унитарным предприятием Республики Коми «Комиавиатранс», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено в отношении государственного унитарного предприятия Республики Коми «Комиавиатранс» (далее - ГУП РК «Комиавиатранс»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Советская, дом 67, по выявленным признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий по проведению в 1 полугодии 2011 года торгов по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001) в форме открытого конкурса вместо в форме открытого аукциона, по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или места нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре» (при условии, что исполнение договора будет осуществляться указанными филиалами, представительствами) 30 баллов.

 

Частью 1 статьи 18 Закон о защите конкуренции предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:

1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;

2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;

3) предоставление кредита;

4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

5) выдача банковских гарантий;

6) услуги на рынке ценных бумаг;

7) услуги по договору лизинга;

8) страхование имущества;

9) личное страхование, в том числе медицинское страхование (за исключением обязательного медицинского страхования, для которого особенности отбора финансовых организаций (страховых медицинских организаций) установлены Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»);

10) негосударственное пенсионное страхование;

11) страхование ответственности.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) установлено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Статьей 3 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, о котором идет речь в части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

Частью 4 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 статьи.

Частью 4.2. статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-Р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» утвержден  Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона (далее - Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона), в котором указаны виды товаров, работ, услуг, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17 (далее - ОК 004-93).

ГУП РК «Комиавиатранс» является коммерческой организацией в понимании пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции, субъектом естественной монополии в понимании Закона о естественных монополиях. Включено Федеральной службой по тарифам в раздел 2 «Услуги аэропортов» Реестра субъектов естественных монополий на транспорте.

ГУП РК «Комиавиатранс», которое является субъектом естественной монополии, должно осуществлять отбор финансовых организаций, определенных пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для оказания финансовых услуг, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Законом о размещении заказов.

ГУП РК «Комиавиатранс» в 1 квартале 2011 года организованы и проведены торги в форме открытого конкурса по отбору поставщика услуг финансовой аренды (лизинга) с выкупом (извещение № 0507200000111000001).

По пункту 8 информационной карты конкурсной документации и таблице 1.1 конкурсной документации лизингодатель обязуется приобрести в собственность и передать за плату  во временное владение и пользование имущество:

-светосигнальное оборудование с ОМИ на два направления посадки, в том числе огни со встроенными изолирующими трансформаторами (огни приближения, огни входные ограничительные, огни знака приземления, боковые огни ВПП, рулежные огни), кабель высоковольтный и разъемы к нему (для электропитания огней последовательно несколько колец вдоль полосы и огней приближения); модульную подстанцию, оборудованную щитами гарантированного питания с АВР, регуляторами яркости,  блоками дистанционного управления, резервным дизелем - генератором (автоматизированным по 2-3 ступени для ОМИ) системой пожарной и охранной сигнализации системой отопления и кондиционирования; стойки или мачты для огней приближения; стойку дистанционного управления светосистемой; пульта дистанционного управления светосистемой; аэродромные знаки;

-аэродромные передвижной электроагрегат АПА-5Д (шасси УРАЛ-43206);

-универсальный моторный подогреватель УМП-350 на шасси АМУР-531350;

-грейдер ГС-250-01;

-ленточный транспортер ЛТ - Элемет;

-машину для нанесения противообледенительных жидкостей  АПМ-14 на базе ГАЗ- 33104;

-автомашину МПВ - Элемет (питьевая вода);

-автомашину МТС - Элемет (туалет-сервис);

-комбинированную дорожную машину ЭД-405В с поливомоечным оборудованием, плужным оборудованием со скоростным отвалом и средней щеткой на шасси КамАЗ-65115-1071-15;

-шнекороторный снегоочиститель ДЭ-226 (А-9531) на базе УРАЛ-4320 с задним двигателем рабочего органа ЯМЗ-238НД5;

-аэродромный топливозаправщик ТЗА-10 на шасси МАЗ-5336АЗ;

-универсальную дорожную машину К-702МВА-УДМ-Т;

-вилочный погрузчик 41.030.ЛЕВ;

-автомобиль тентованный МАЗ-6312А5-320-010;

-автобус ПАЗ-4234;

-экскаватор-погрузчик ЭО-2626;

-аэродромный пожарный автомобиль АА-8,5 (40/60)-50/3АВР на базе КамАЗ-43118 с колесной формулой 6*6.

По пункту 16 информационной карты конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта  115 000 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 665 Гражданского кодекса по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

В силу статей 2, 4 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге») (далее - Закон о финансовой аренде (лизинге)) договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

 Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о финансовой аренде (лизинге) предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Лизинг (финансовая аренда) является финансовой услугой в понимании Закона о защите конкуренции.

Согласно Перечню товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, к товарам, работам, услугам, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, отнесены услуги по финансовому посредничеству (6500000).

В силу ОК 004-93 к услугам по финансовому посредничеству отнесен финансовый лизинг (6512030).

Имущество, явившееся предметом лизинга (финансовой аренды), связано с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс».

Следовательно, ГУП РК «Комиавиатранс» должно было осуществить отбор лизингодателя  для оказания услуг по договору лизинга, объектом которого является  имущество, связанное с естественно-монопольной деятельностью ГУП РК «Комиавиатранс»,  путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Однако, ГУП РК «Комиавиатранс» соответствующий отбор осуществлен путем проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Частью 1 статьи 20 Закона о размещении заказов предусмотрено, что под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Частью 1 статьи 32 Закона о размещении заказов установлено, что под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Закона. Часть 6.1 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам. Часть 6.2 статьи 37 Закона о размещении заказов касается аукциона на право заключить контракт на поставки запасных частей к технике, к оборудованию, на аукциона оказание услуг и (или) выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.

Частью 1 статьи 41.1 Закона о размещении заказов определено, что под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Победителем аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее наиболее высокую цену договора лизинга (финансовой аренды).

Победителем конкурса по отбору лизингодателя по договору лизинга (финансовой аренды) должно быть признано лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора лизинга (финансовой аренды) исходя из установленных конкурсной документацией критериев оценки заявок на участие в конкурсе, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Целями Закона о защите конкуренции согласно части 2 статьи 1 Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон о защите конкуренции в силу части 1 статьи 3 Закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Действия по отбору лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса  вместо открытого аукциона в электронной форме могли повлечь ограничение конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга) путем ограничения доступа на такие товарные рынки отдельным лизингодателям с учетом того, что торги в форме аукциона в электронной форме предполагают наличие большего количества участников торгов нежели торги в форме конкурса исходя из порядка определения победителей торгов в обеих формах.

Такие действия являются нарушением части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции.

Частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.

Частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для нужд заказчиков, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги в случае, если при проведении конкурса на право заключить контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

2) расходы на эксплуатацию товара;

3) расходы на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Частью 4.1 статьи 28 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным пунктом 1.1 части 4 статьи, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае, если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

По пункту 23 информационной карты конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

-наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами) 30 баллов;

-суммарная стоимость аэропортной техники и оборудования, приобретенного компанией по действующим договорам лизинга и исполненным филиалом, представительством или самой компанией, зарегистрированным в городе Сыктывкаре, 70 баллов.

Доказательства того, что действия по установлению в конкурсной документации значимости критерия оценки заявок на участие в конкурсе «наличие филиалов, представительств или место нахождения юридического лица в г. Сыктывкаре (при условии, что исполнение договора будет осуществляться  указанными филиалами, представительствами)» 30 баллов могли привести к ограничению конкуренции на товарных рынках финансовой аренды (лизинга), отсутствуют.

Предписание в адрес ГУП РК «Комиавиатранс» не может быть выдано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги могут быть признаны судом недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

 

Признать ГУП РК «Комиавиатранс» нарушившим часть 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции в части действий в виде отбора в 1 квартале 2011 года лизингодателя для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды) путем проведения открытого конкурса вместо открытого аукциона в электронной форме.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № АО 16-06/11 в отношении ГУП РК "Комиавиатранс"

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № АО 16-06/11 в отношении ГУП РК "Комиавиатранс"

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-06 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321555988 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )