Решение по делу № АО 07-04/11 в отношении Совета муниципального образования городского округа «Ухта»

Дата публикации: 19 мая 2011, 21:00

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года
 
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2011 года
 
 
 
                                           г. Сыктывкар
№ 05-03/3034
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 07-04/11 по признакам нарушения Советом муниципального образования городского округа «Ухта», место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по инициативе Коми УФАС России.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Совет муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - Совет МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - далее Администрация МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решением Совета МО ГО «Ухта» от 28.04.2006 № 5 «О порядке установления тарифов» утвержден Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта» (далее - Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта»).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава МО ГО «Ухта», утвержденного Решением Совета МО «Город Ухта» от 27.12.2005 № 14 (далее - Устав МО ГО «Ухта»), структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет МО ГО «Ухта», администрация МО ГО «Ухта», контрольно-счетная палата МО ГО «Ухта», обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 11 Устава МО ГО «Ухта» к исключительной компетенции Совета МО ГО «Ухта» относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Администрация МО ГО «Ухта» согласно части 1 статьи 36 Устава МО ГО «Ухта» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта», Администрация МО ГО «Ухта» наделена функцией по установлению оптово-отпускных цен на хлебобулочные изделия муниципальным унитарным предприятиям.
Решение Совета МО ГО «Ухта» в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 45 Устава МО ГО «Ухта» является муниципальным актом.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Подпунктом ж) статьи 71 Конституции установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью1 настоящей статьи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995№ 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги предоставлено Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Перечни).
Пунктом 7 Постановления о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды товаров народного потребления и услуг, не применяется, кроме регулирования цен на товары и услуги, предусмотренные указанными Перечнями.
Хлебобулочные изделия не включены ни в один из таких Перечней.
В силу статьи 90, пункта 2 статьи 115 Конституции указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
Статьей 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению цен на товар, в том числе на товар, производимый, реализуемый муниципальными унитарными предприятиями.
Понятие «товар» и понятие «услуга» не аналогичны. Так, товаром согласно части 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Услугой в силу части 5 статьи 38 Налогового кодекса признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Услуга в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом гражданских прав.
Оптовая торговля согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Хлебобулочные изделия в силу пункта 9 статьи 2 Закона о торговле являются продовольственным товаром.
Оптово-отпускные цены унитарных предприятий на хлебобулочные изделия не могут быть отнесены к тарифам на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления, исходя из того, что хлебобулочные изделия являются товаром, а не услугой.
Частью 1 статьи 8 Конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Товарный рынок оптовой торговли хлебобулочными изделиями на территории муниципального образования городского округа «Ухта» является конкурентным, в силу участия на нем 5 хозяйствующих субъектов: муниципального унитарного предприятия «Ухтинский хлебокомбинат» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта»), открытого акционерного общества «Молоко», общества с ограниченной ответственностью «Лесторг», индивидуального предпринимателя Торосяна Т.М. и индивидуального предпринимателя Мурадяна Г.П.
Утверждение пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующего на соответствующем товарном рынке.
Советом МО ГО «Ухта» совершено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения Решением о порядке установления тарифов пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта».
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011 пункт 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» признан не соответствующим федеральному законодательству.
В соответствии с указанным судебным решением, в Информационном бюллетене Совета и Администрации МО ГО «Ухта» от 23.04.11 № выпуска 15(767), опубликована резолютивная часть Решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Совет МО ГО «Ухта» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта», которое могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующему на соответствующем товарном рынке.
2. Предписание не выдавать в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
stdClass Object ( [vid] => 7557 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № АО 07-04/11 в отношении Совета муниципального образования городского округа «Ухта» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7557 [type] => solution [language] => ru [created] => 1305810034 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года
 
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2011 года
 
 
 
                                           г. Сыктывкар
№ 05-03/3034
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 07-04/11 по признакам нарушения Советом муниципального образования городского округа «Ухта», место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по инициативе Коми УФАС России.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Совет муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - Совет МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - далее Администрация МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решением Совета МО ГО «Ухта» от 28.04.2006 № 5 «О порядке установления тарифов» утвержден Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта» (далее - Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта»).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава МО ГО «Ухта», утвержденного Решением Совета МО «Город Ухта» от 27.12.2005 № 14 (далее - Устав МО ГО «Ухта»), структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет МО ГО «Ухта», администрация МО ГО «Ухта», контрольно-счетная палата МО ГО «Ухта», обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 11 Устава МО ГО «Ухта» к исключительной компетенции Совета МО ГО «Ухта» относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Администрация МО ГО «Ухта» согласно части 1 статьи 36 Устава МО ГО «Ухта» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта», Администрация МО ГО «Ухта» наделена функцией по установлению оптово-отпускных цен на хлебобулочные изделия муниципальным унитарным предприятиям.
Решение Совета МО ГО «Ухта» в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 45 Устава МО ГО «Ухта» является муниципальным актом.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Подпунктом ж) статьи 71 Конституции установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью1 настоящей статьи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995№ 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги предоставлено Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Перечни).
Пунктом 7 Постановления о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды товаров народного потребления и услуг, не применяется, кроме регулирования цен на товары и услуги, предусмотренные указанными Перечнями.
Хлебобулочные изделия не включены ни в один из таких Перечней.
В силу статьи 90, пункта 2 статьи 115 Конституции указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
Статьей 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению цен на товар, в том числе на товар, производимый, реализуемый муниципальными унитарными предприятиями.
Понятие «товар» и понятие «услуга» не аналогичны. Так, товаром согласно части 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Услугой в силу части 5 статьи 38 Налогового кодекса признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Услуга в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом гражданских прав.
Оптовая торговля согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Хлебобулочные изделия в силу пункта 9 статьи 2 Закона о торговле являются продовольственным товаром.
Оптово-отпускные цены унитарных предприятий на хлебобулочные изделия не могут быть отнесены к тарифам на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления, исходя из того, что хлебобулочные изделия являются товаром, а не услугой.
Частью 1 статьи 8 Конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Товарный рынок оптовой торговли хлебобулочными изделиями на территории муниципального образования городского округа «Ухта» является конкурентным, в силу участия на нем 5 хозяйствующих субъектов: муниципального унитарного предприятия «Ухтинский хлебокомбинат» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта»), открытого акционерного общества «Молоко», общества с ограниченной ответственностью «Лесторг», индивидуального предпринимателя Торосяна Т.М. и индивидуального предпринимателя Мурадяна Г.П.
Утверждение пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующего на соответствующем товарном рынке.
Советом МО ГО «Ухта» совершено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения Решением о порядке установления тарифов пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта».
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011 пункт 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» признан не соответствующим федеральному законодательству.
В соответствии с указанным судебным решением, в Информационном бюллетене Совета и Администрации МО ГО «Ухта» от 23.04.11 № выпуска 15(767), опубликована резолютивная часть Решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Совет МО ГО «Ухта» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта», которое могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующему на соответствующем товарном рынке.
2. Предписание не выдавать в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 
Управление Федеральной антимонопольной службы
по республике Коми
 
 
РЕШЕНИЕ
 
Резолютивная часть решения оглашена 17 мая 2011 года
 
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2011 года
 
 
 
                                           г. Сыктывкар
№ 05-03/3034
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 07-04/11 по признакам нарушения Советом муниципального образования городского округа «Ухта», место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
 
УСТАНОВИЛА:
 
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по инициативе Коми УФАС России.
К участию в деле в качестве ответчика привлечен Совет муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - Совет МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - далее Администрация МО ГО «Ухта»), место нахождения: Республика Коми, город Ухта, улица Бушуева, дом 11.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа наделены полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решением Совета МО ГО «Ухта» от 28.04.2006 № 5 «О порядке установления тарифов» утвержден Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта» (далее - Перечень тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта»).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Устава МО ГО «Ухта», утвержденного Решением Совета МО «Город Ухта» от 27.12.2005 № 14 (далее - Устав МО ГО «Ухта»), структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет МО ГО «Ухта», администрация МО ГО «Ухта», контрольно-счетная палата МО ГО «Ухта», обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 11 Устава МО ГО «Ухта» к исключительной компетенции Совета МО ГО «Ухта» относится установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Администрация МО ГО «Ухта» согласно части 1 статьи 36 Устава МО ГО «Ухта» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.
Пунктом 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, цены (тарифы), на которые устанавливаются Администрацией МО ГО «Ухта», Администрация МО ГО «Ухта» наделена функцией по установлению оптово-отпускных цен на хлебобулочные изделия муниципальным унитарным предприятиям.
Решение Совета МО ГО «Ухта» в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 45 Устава МО ГО «Ухта» является муниципальным актом.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Подпунктом ж) статьи 71 Конституции установлено, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью1 настоящей статьи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995№ 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Указа о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) право устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги предоставлено Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Перечни).
Пунктом 7 Постановления о мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды товаров народного потребления и услуг, не применяется, кроме регулирования цен на товары и услуги, предусмотренные указанными Перечнями.
Хлебобулочные изделия не включены ни в один из таких Перечней.
В силу статьи 90, пункта 2 статьи 115 Конституции указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.
Статьей 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению цен на товар, в том числе на товар, производимый, реализуемый муниципальными унитарными предприятиями.
Понятие «товар» и понятие «услуга» не аналогичны. Так, товаром согласно части 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Услугой в силу части 5 статьи 38 Налогового кодекса признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Услуга в соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом гражданских прав.
Оптовая торговля согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Хлебобулочные изделия в силу пункта 9 статьи 2 Закона о торговле являются продовольственным товаром.
Оптово-отпускные цены унитарных предприятий на хлебобулочные изделия не могут быть отнесены к тарифам на услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями, устанавливаемыми органами местного самоуправления, исходя из того, что хлебобулочные изделия являются товаром, а не услугой.
Частью 1 статьи 8 Конституции гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения закона являются отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.
Товарный рынок оптовой торговли хлебобулочными изделиями на территории муниципального образования городского округа «Ухта» является конкурентным, в силу участия на нем 5 хозяйствующих субъектов: муниципального унитарного предприятия «Ухтинский хлебокомбинат» муниципального образования городского округа «Ухта» (далее - МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта»), открытого акционерного общества «Молоко», общества с ограниченной ответственностью «Лесторг», индивидуального предпринимателя Торосяна Т.М. и индивидуального предпринимателя Мурадяна Г.П.
Утверждение пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующего на соответствующем товарном рынке.
Советом МО ГО «Ухта» совершено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения Решением о порядке установления тарифов пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта».
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011 пункт 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта» признан не соответствующим федеральному законодательству.
В соответствии с указанным судебным решением, в Информационном бюллетене Совета и Администрации МО ГО «Ухта» от 23.04.11 № выпуска 15(767), опубликована резолютивная часть Решения Ухтинского городского суда Республики Коми по делу № 2-835/11 от 30.03.2011.
 
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Совет МО ГО «Ухта» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части утверждения пункта 2.5. Перечня тарифов и надбавок, товаров и услуг, регулирование которых осуществляет Администрация МО ГО «Ухта», которое могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оптовой торговли хлебобулочными изделиями в МО ГО «Ухта» путем необоснованного препятствования к осуществлению деятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта» на таком товарном рынке, к ограничению самостоятельности МУП «Ухтинский хлебокомбинат» МО ГО «Ухта», действующему на соответствующем товарном рынке.
2. Предписание не выдавать в связи с наличием вступившего в законную силу судебного акта.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № АО 07-04/11 в отношении  Совета муниципального образования городского округа «Ухта»

[format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № АО 07-04/11 в отношении  Совета муниципального образования городского округа «Ухта»

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-19 17:00:34 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-05-19 17:00:34 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321555988 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )