Решение по делу № А 22-07/11 в отношении ОАО "ФСК ЕЭС"

Номер дела: А 22-07/11
Дата публикации: 25 октября 2011, 04:00

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2011 года (дата оглашения решения)

20 октября 2011 года (дата изготовления решения в полном объеме)

№ 02-01/6802

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 22-07/11, возбужденное 29.07.2011 по признакам нарушения ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ОАО «ФСК ЕЭС»), адрес (место нахождение) юридического лица: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5а,  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии:

1. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 14.09.2011);

2. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 01.04.2011);

3. <…> – представителя ОАО «ФСК ЕЭС» (по доверенности №  582-11 от 28.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29.07.2011 № 231 возбуждено производство по делу № А 22-07/11 по признакам нарушения ОАО «ФСК ЕЭС» требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «ФСК ЕЭС» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление от 29.06.2011 № 844 (вх. № 3162 от 30.06.2011) ООО «Энерготрейд», адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, ул. Первомайская, д. 92.

Согласно п. 3.1 Устава ОАО «ФСК ЕЭС» основным видом деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2010 № 486-э/3 для ОАО «ФСК ЕЭС» установлен тариф на 2011 год на услуги по передаче электрической энергии, действующий на территории Республики Коми, в размере 116 782,52 руб./МВт.мес.

В соответствии с п. 2.1. Устава ООО «Энерготрейд» основной целью деятельности организации является передача электрической энергии.

Согласно п. 3.4. раздела III Приказа от 10 сентября 2009 года № 79/1 ООО «Энерготрейд» включено в Реестр энергоснабжающих организаций на территории Республики Коми по услуге передача и распределение электрической энергии (мощности).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются субъектами естественной монополии и согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции занимают доминирующее положение каждое на своем рынке в границах балансовой принадлежности электрической сети на товарном рынке услуги по передаче электрической энергии.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Сбытовой организацией ООО ТД «Энергосервис» для исполнения договора энергоснабжения, заключенного с потребителем ООО «Лукойл-Коми» на 2011 год, заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Комиссией установлено, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» технологиче­ски присоединены к электросетям потребителя ООО «Лукойл-Коми» и к элек­тросетям сетевой организации ОАО «ФСК ЕЭС». Данные объекты электросетевого хозяйства переданы ООО «Энерготрейд» во временное пользование по договору субаренды ООО «Лукойл-энергосети», которые, в свою очередь, арендуют их у собственника - ООО «Лукойл-Коми».

В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

По смыслу пункта 8 Правил недискриминационного доступа ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются смежными сетевыми организациями.

Порядок заключения и исполнения договора между смежными сетевыми организациями предусмотрен разделом III Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 36 Правил недискриминационного доступа организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

20 апреля 2011 года ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» направило заявление о намерении заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с п. 18 Правил недискриминационного доступа, лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:

а) заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами:

- реквизиты потребителя услуг по передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;

- объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам;

- объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

- однолинейная схема электрической сети потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

- срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

в) проект договора - по желанию заявителя.

ООО «Энерготрейд» наряду с заявлением представило ОАО «ФСК ЕЭС» следующие документы:

- карту партнера ООО «Энерготрейд» с указанием всех необходимых реквизитов;

- копию договора субаренды ЛС-01/11-137А/10 от 14.12.2010, заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети» и ООО «Энерготрейд»;

- характеристики точек присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- перечень приборов учета электроэнергии по точкам присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- плановый объем по передаче электроэнергии и мощности по присоединениям к сетям ОАО «ФСК ЕЭС».

ООО «Энерготрейд» письмом от 12 мая 2011 года № 568 в дополнение к письму от 20.04.2011 № 464 направило в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» однолинейные схемы по точкам технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» и ОАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, Комиссией установлено, что заявитель представил ОАО «ФСК ЕЭС» все документы, необходимые согласно п. 18 Прави­л № 861 для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Определением Коми УФАС России от 15.08.2011 № 02-01/5189 запросило у ОАО «ФСК ЕЭС» причины не направления в адрес ООО «Энерготрейд» проекта Договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в срок, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 19.09.2011 № М7/04/2311 (вх. № 4900 от 30.09.2011) сообщило, что на момент поступления заявки в ОАО «ФСК ЕЭС» от ООО «Энерготрейд» у ответчика уже имелись договорные отношения по передаче электрической энергии по сетям, которые находятся в субаренде у ООО «Энерготрейд», с ЗАО «Евразийская энергетическая компания».

Информации от ЗАО «Евразийская энергетическая компания» о намерении расторгнуть договор с ОАО «ФСК ЕЭС» в части потребителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на момент поступления заявки от ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не поступало.

Также в своих пояснениях ОАО «ФСК ЕЭС» сообщило, что ООО «Энерготрейд» должно было подтвердить факт законного владения ООО «Энерготрейд» объектами электросетевого хозяйства, технологически присоединенными к объектам ОАО «ФСК ЕЭС».

Иных причин незаключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, помимо указанных выше, ответчиком указанного не было.

В соответствии с п. 20 Правил № 861, сетевая организация в течение 30 дней, с даты получения документов, предусмотренных п. 18 Правил № 861, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.

Согласно п. 21 Правил № 861, в случае отсутствия в представленных документах сведений, ука­занных в подпункте "а" пункта 18 Правил № 861, вышестоящая сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения рассматривает заявление.

ОАО «ФСК ЕЭС» 17.05.2011г, направило в адрес ООО «Энерготрейд» письмо, которое по­ступило адресату 26.05.2011г., с требованием предоставить к заявлению дополнительные докумен­ты. В частности документы, подтверждающие правомерность передачи электролиний в субарен­ду и документы, подтверждающие статус ООО «Энерготрейд».

Представление указанных документов не предусмотрено п. 18 Правил № 861.

Между тем данные документы ООО «Энерготрейд» были отправлены в ОАО «ФСК ЕЭС» электронной почтой (23.05.11г.) и экспресс почтой dhl (25.05.2011г.).

П. 18 Правил № 861 содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора, в связи, с чем требование ОАО «ФСК ЕЭС» за пределами установленного перечня документов неправомерно.

ООО «Энерготрейд» письмом от 31.05.2011 № 688 просило ОАО «ФСК ЕЭС» в недельный срок направить в адрес общества проект договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с ООО «Энерготрейд» или отказ в заключении договора.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 30.06.2011 № БР-5261 сообщило ООО «Энерготрейд», что представленные обществом в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не содержат данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ООО «Энерготрейд» в качестве объекта субаренды и, следовательно, у ОАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют основания для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ФСК ЕЭС» неправомерно, экономически и технологически необоснованно уклонилось от заключения договора, что может привело (может привести) к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

На заседании Комиссии представители ООО «Энерготрейд» пояснили, что в результате уклонения ОАО «ФСК ЕЭС» от заключения договора по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд» у общества может возникнуть необоснованное обогащение, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства со стороны ООО «Энерготрейд».

В отсутствии договора ОАО «ФСК ЕЭС» возвратило денежные средства, перечисленные ООО «Энерготрейд» за услуги по передаче электрической энергии.

На заседании Комиссии по рассмотрению антимонопольного дела, стороны пояснили, что на момент слушания дела договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» не заключен.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на антимонопольные органы возложено антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках электроэнергетики, имеющим целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В соответствии с Правилами недискриминационного доступа Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с Разделом VII Правил недискриминационного доступа определено, что антимонопольный орган вправе рассматривать заявления (жалобы) юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Комиссией установлено, что действия ОАО «ФСК ЕЭС», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по передаче электрической энергии в Республике Коми, в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд», противоречат требованиям п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и приводят или могут привести к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

Из материалов антимонопольного дела № А 22-07/11 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны руководства ОАО «ФСК ЕЭС» и должностного лица, который согласно представленным ОАО «ФСК ЕЭС» данным, является ответственным применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ОАО «ФСК ЕЭС» действующего законодательства, в том числе антимонопольного (письмо от 19.09.2011 № М7/04/2311). В период совершения нарушения антимонопольного законодательства генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада являлся <…>, действовавший на основании Положения о филиале ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада.

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» и должностным лицом - генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада <…> – требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» и вышеуказанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> – в нарушении ОАО «ФСК ЕЭС» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ФСК ЕЭС», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в Республике Коми, нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

2. Выдать ОАО «ФСК ЕЭС» предписание о заключении с ООО «Энерготрейд» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

3. Передать материалы дела № А 22-07/11 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 7506 [uid] => 1 [title] => Решение по делу № А 22-07/11 в отношении ОАО "ФСК ЕЭС" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7506 [type] => solution [language] => ru [created] => 1319486400 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2011 года (дата оглашения решения)

20 октября 2011 года (дата изготовления решения в полном объеме)

№ 02-01/6802

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 22-07/11, возбужденное 29.07.2011 по признакам нарушения ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ОАО «ФСК ЕЭС»), адрес (место нахождение) юридического лица: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5а,  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии:

1. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 14.09.2011);

2. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 01.04.2011);

3. <…> – представителя ОАО «ФСК ЕЭС» (по доверенности №  582-11 от 28.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29.07.2011 № 231 возбуждено производство по делу № А 22-07/11 по признакам нарушения ОАО «ФСК ЕЭС» требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «ФСК ЕЭС» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление от 29.06.2011 № 844 (вх. № 3162 от 30.06.2011) ООО «Энерготрейд», адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, ул. Первомайская, д. 92.

Согласно п. 3.1 Устава ОАО «ФСК ЕЭС» основным видом деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2010 № 486-э/3 для ОАО «ФСК ЕЭС» установлен тариф на 2011 год на услуги по передаче электрической энергии, действующий на территории Республики Коми, в размере 116 782,52 руб./МВт.мес.

В соответствии с п. 2.1. Устава ООО «Энерготрейд» основной целью деятельности организации является передача электрической энергии.

Согласно п. 3.4. раздела III Приказа от 10 сентября 2009 года № 79/1 ООО «Энерготрейд» включено в Реестр энергоснабжающих организаций на территории Республики Коми по услуге передача и распределение электрической энергии (мощности).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются субъектами естественной монополии и согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции занимают доминирующее положение каждое на своем рынке в границах балансовой принадлежности электрической сети на товарном рынке услуги по передаче электрической энергии.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Сбытовой организацией ООО ТД «Энергосервис» для исполнения договора энергоснабжения, заключенного с потребителем ООО «Лукойл-Коми» на 2011 год, заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Комиссией установлено, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» технологиче­ски присоединены к электросетям потребителя ООО «Лукойл-Коми» и к элек­тросетям сетевой организации ОАО «ФСК ЕЭС». Данные объекты электросетевого хозяйства переданы ООО «Энерготрейд» во временное пользование по договору субаренды ООО «Лукойл-энергосети», которые, в свою очередь, арендуют их у собственника - ООО «Лукойл-Коми».

В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

По смыслу пункта 8 Правил недискриминационного доступа ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются смежными сетевыми организациями.

Порядок заключения и исполнения договора между смежными сетевыми организациями предусмотрен разделом III Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 36 Правил недискриминационного доступа организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

20 апреля 2011 года ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» направило заявление о намерении заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с п. 18 Правил недискриминационного доступа, лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:

а) заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами:

- реквизиты потребителя услуг по передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;

- объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам;

- объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

- однолинейная схема электрической сети потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

- срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

в) проект договора - по желанию заявителя.

ООО «Энерготрейд» наряду с заявлением представило ОАО «ФСК ЕЭС» следующие документы:

- карту партнера ООО «Энерготрейд» с указанием всех необходимых реквизитов;

- копию договора субаренды ЛС-01/11-137А/10 от 14.12.2010, заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети» и ООО «Энерготрейд»;

- характеристики точек присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- перечень приборов учета электроэнергии по точкам присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- плановый объем по передаче электроэнергии и мощности по присоединениям к сетям ОАО «ФСК ЕЭС».

ООО «Энерготрейд» письмом от 12 мая 2011 года № 568 в дополнение к письму от 20.04.2011 № 464 направило в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» однолинейные схемы по точкам технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» и ОАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, Комиссией установлено, что заявитель представил ОАО «ФСК ЕЭС» все документы, необходимые согласно п. 18 Прави­л № 861 для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Определением Коми УФАС России от 15.08.2011 № 02-01/5189 запросило у ОАО «ФСК ЕЭС» причины не направления в адрес ООО «Энерготрейд» проекта Договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в срок, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 19.09.2011 № М7/04/2311 (вх. № 4900 от 30.09.2011) сообщило, что на момент поступления заявки в ОАО «ФСК ЕЭС» от ООО «Энерготрейд» у ответчика уже имелись договорные отношения по передаче электрической энергии по сетям, которые находятся в субаренде у ООО «Энерготрейд», с ЗАО «Евразийская энергетическая компания».

Информации от ЗАО «Евразийская энергетическая компания» о намерении расторгнуть договор с ОАО «ФСК ЕЭС» в части потребителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на момент поступления заявки от ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не поступало.

Также в своих пояснениях ОАО «ФСК ЕЭС» сообщило, что ООО «Энерготрейд» должно было подтвердить факт законного владения ООО «Энерготрейд» объектами электросетевого хозяйства, технологически присоединенными к объектам ОАО «ФСК ЕЭС».

Иных причин незаключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, помимо указанных выше, ответчиком указанного не было.

В соответствии с п. 20 Правил № 861, сетевая организация в течение 30 дней, с даты получения документов, предусмотренных п. 18 Правил № 861, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.

Согласно п. 21 Правил № 861, в случае отсутствия в представленных документах сведений, ука­занных в подпункте "а" пункта 18 Правил № 861, вышестоящая сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения рассматривает заявление.

ОАО «ФСК ЕЭС» 17.05.2011г, направило в адрес ООО «Энерготрейд» письмо, которое по­ступило адресату 26.05.2011г., с требованием предоставить к заявлению дополнительные докумен­ты. В частности документы, подтверждающие правомерность передачи электролиний в субарен­ду и документы, подтверждающие статус ООО «Энерготрейд».

Представление указанных документов не предусмотрено п. 18 Правил № 861.

Между тем данные документы ООО «Энерготрейд» были отправлены в ОАО «ФСК ЕЭС» электронной почтой (23.05.11г.) и экспресс почтой dhl (25.05.2011г.).

П. 18 Правил № 861 содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора, в связи, с чем требование ОАО «ФСК ЕЭС» за пределами установленного перечня документов неправомерно.

ООО «Энерготрейд» письмом от 31.05.2011 № 688 просило ОАО «ФСК ЕЭС» в недельный срок направить в адрес общества проект договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с ООО «Энерготрейд» или отказ в заключении договора.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 30.06.2011 № БР-5261 сообщило ООО «Энерготрейд», что представленные обществом в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не содержат данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ООО «Энерготрейд» в качестве объекта субаренды и, следовательно, у ОАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют основания для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ФСК ЕЭС» неправомерно, экономически и технологически необоснованно уклонилось от заключения договора, что может привело (может привести) к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

На заседании Комиссии представители ООО «Энерготрейд» пояснили, что в результате уклонения ОАО «ФСК ЕЭС» от заключения договора по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд» у общества может возникнуть необоснованное обогащение, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства со стороны ООО «Энерготрейд».

В отсутствии договора ОАО «ФСК ЕЭС» возвратило денежные средства, перечисленные ООО «Энерготрейд» за услуги по передаче электрической энергии.

На заседании Комиссии по рассмотрению антимонопольного дела, стороны пояснили, что на момент слушания дела договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» не заключен.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на антимонопольные органы возложено антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках электроэнергетики, имеющим целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В соответствии с Правилами недискриминационного доступа Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с Разделом VII Правил недискриминационного доступа определено, что антимонопольный орган вправе рассматривать заявления (жалобы) юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Комиссией установлено, что действия ОАО «ФСК ЕЭС», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по передаче электрической энергии в Республике Коми, в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд», противоречат требованиям п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и приводят или могут привести к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

Из материалов антимонопольного дела № А 22-07/11 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны руководства ОАО «ФСК ЕЭС» и должностного лица, который согласно представленным ОАО «ФСК ЕЭС» данным, является ответственным применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ОАО «ФСК ЕЭС» действующего законодательства, в том числе антимонопольного (письмо от 19.09.2011 № М7/04/2311). В период совершения нарушения антимонопольного законодательства генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада являлся <…>, действовавший на основании Положения о филиале ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада.

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» и должностным лицом - генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада <…> – требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» и вышеуказанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> – в нарушении ОАО «ФСК ЕЭС» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ФСК ЕЭС», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в Республике Коми, нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

2. Выдать ОАО «ФСК ЕЭС» предписание о заключении с ООО «Энерготрейд» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

3. Передать материалы дела № А 22-07/11 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Р Е Ш Е Н И Е

06 октября 2011 года (дата оглашения решения)

20 октября 2011 года (дата изготовления решения в полном объеме)

№ 02-01/6802

Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе: <…>, рассмотрев дело № А 22-07/11, возбужденное 29.07.2011 по признакам нарушения ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ОАО «ФСК ЕЭС»), адрес (место нахождение) юридического лица: 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5а,  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

при участии:

1. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 14.09.2011);

2. <…> – представителя ООО «Энерготрейд» (по доверенности от 01.04.2011);

3. <…> – представителя ОАО «ФСК ЕЭС» (по доверенности №  582-11 от 28.09.2011),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29.07.2011 № 231 возбуждено производство по делу № А 22-07/11 по признакам нарушения ОАО «ФСК ЕЭС» требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ОАО «ФСК ЕЭС» в силу ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление от 29.06.2011 № 844 (вх. № 3162 от 30.06.2011) ООО «Энерготрейд», адрес (место нахождения): 167000, Республика Коми, ул. Первомайская, д. 92.

Согласно п. 3.1 Устава ОАО «ФСК ЕЭС» основным видом деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» является оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.12.2010 № 486-э/3 для ОАО «ФСК ЕЭС» установлен тариф на 2011 год на услуги по передаче электрической энергии, действующий на территории Республики Коми, в размере 116 782,52 руб./МВт.мес.

В соответствии с п. 2.1. Устава ООО «Энерготрейд» основной целью деятельности организации является передача электрической энергии.

Согласно п. 3.4. раздела III Приказа от 10 сентября 2009 года № 79/1 ООО «Энерготрейд» включено в Реестр энергоснабжающих организаций на территории Республики Коми по услуге передача и распределение электрической энергии (мощности).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются субъектами естественной монополии и согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции занимают доминирующее положение каждое на своем рынке в границах балансовой принадлежности электрической сети на товарном рынке услуги по передаче электрической энергии.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев имеющиеся в деле документы и материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Сбытовой организацией ООО ТД «Энергосервис» для исполнения договора энергоснабжения, заключенного с потребителем ООО «Лукойл-Коми» на 2011 год, заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Комиссией установлено, что объекты электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» технологиче­ски присоединены к электросетям потребителя ООО «Лукойл-Коми» и к элек­тросетям сетевой организации ОАО «ФСК ЕЭС». Данные объекты электросетевого хозяйства переданы ООО «Энерготрейд» во временное пользование по договору субаренды ООО «Лукойл-энергосети», которые, в свою очередь, арендуют их у собственника - ООО «Лукойл-Коми».

В соответствии с пунктом 8 Правил недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил.

По смыслу пункта 8 Правил недискриминационного доступа ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» являются смежными сетевыми организациями.

Порядок заключения и исполнения договора между смежными сетевыми организациями предусмотрен разделом III Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 36 Правил недискриминационного доступа организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.

20 апреля 2011 года ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» направило заявление о намерении заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии.

В соответствии с п. 18 Правил недискриминационного доступа, лицо, которое намерено заключить договор, направляет в сетевую организацию:

а) заявление о заключении договора, которое должно содержать следующие сведения, подтверждаемые приложенными к нему документами:

- реквизиты потребителя услуг по передаче электрической энергии или потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор;

- объемы и предполагаемый режим передачи электрической энергии с разбивкой по месяцам;

- объем присоединенной максимальной мощности и характер нагрузки энергопринимающих устройств (энергетических установок), присоединенных к сети, с ее распределением по каждой точке присоединения и с приложением акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

- однолинейная схема электрической сети потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

- срок начала оказания услуг по передаче электрической энергии;

б) копию договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению - в случае заключения договора с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;

в) проект договора - по желанию заявителя.

ООО «Энерготрейд» наряду с заявлением представило ОАО «ФСК ЕЭС» следующие документы:

- карту партнера ООО «Энерготрейд» с указанием всех необходимых реквизитов;

- копию договора субаренды ЛС-01/11-137А/10 от 14.12.2010, заключенного между ООО «ЛУКОЙЛ-Энергосети» и ООО «Энерготрейд»;

- характеристики точек присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- перечень приборов учета электроэнергии по точкам присоединения к сетям ОАО «ФСК ЕЭС»;

- плановый объем по передаче электроэнергии и мощности по присоединениям к сетям ОАО «ФСК ЕЭС».

ООО «Энерготрейд» письмом от 12 мая 2011 года № 568 в дополнение к письму от 20.04.2011 № 464 направило в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» однолинейные схемы по точкам технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ООО «Энерготрейд» и ОАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, Комиссией установлено, что заявитель представил ОАО «ФСК ЕЭС» все документы, необходимые согласно п. 18 Прави­л № 861 для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Определением Коми УФАС России от 15.08.2011 № 02-01/5189 запросило у ОАО «ФСК ЕЭС» причины не направления в адрес ООО «Энерготрейд» проекта Договора на оказание услуг по передаче электрической энергии в срок, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 19.09.2011 № М7/04/2311 (вх. № 4900 от 30.09.2011) сообщило, что на момент поступления заявки в ОАО «ФСК ЕЭС» от ООО «Энерготрейд» у ответчика уже имелись договорные отношения по передаче электрической энергии по сетям, которые находятся в субаренде у ООО «Энерготрейд», с ЗАО «Евразийская энергетическая компания».

Информации от ЗАО «Евразийская энергетическая компания» о намерении расторгнуть договор с ОАО «ФСК ЕЭС» в части потребителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на момент поступления заявки от ООО «Энерготрейд» в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не поступало.

Также в своих пояснениях ОАО «ФСК ЕЭС» сообщило, что ООО «Энерготрейд» должно было подтвердить факт законного владения ООО «Энерготрейд» объектами электросетевого хозяйства, технологически присоединенными к объектам ОАО «ФСК ЕЭС».

Иных причин незаключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии, помимо указанных выше, ответчиком указанного не было.

В соответствии с п. 20 Правил № 861, сетевая организация в течение 30 дней, с даты получения документов, предусмотренных п. 18 Правил № 861, обязана их рассмотреть и направить заявителю подписанный сетевой организацией проект договора или мотивированный отказ от его заключения.

Согласно п. 21 Правил № 861, в случае отсутствия в представленных документах сведений, ука­занных в подпункте "а" пункта 18 Правил № 861, вышестоящая сетевая организация в течение 6 рабочих дней уведомляет об этом заявителя и в 30-дневный срок с даты получения рассматривает заявление.

ОАО «ФСК ЕЭС» 17.05.2011г, направило в адрес ООО «Энерготрейд» письмо, которое по­ступило адресату 26.05.2011г., с требованием предоставить к заявлению дополнительные докумен­ты. В частности документы, подтверждающие правомерность передачи электролиний в субарен­ду и документы, подтверждающие статус ООО «Энерготрейд».

Представление указанных документов не предусмотрено п. 18 Правил № 861.

Между тем данные документы ООО «Энерготрейд» были отправлены в ОАО «ФСК ЕЭС» электронной почтой (23.05.11г.) и экспресс почтой dhl (25.05.2011г.).

П. 18 Правил № 861 содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора, в связи, с чем требование ОАО «ФСК ЕЭС» за пределами установленного перечня документов неправомерно.

ООО «Энерготрейд» письмом от 31.05.2011 № 688 просило ОАО «ФСК ЕЭС» в недельный срок направить в адрес общества проект договора на оказание услуг по передаче электроэнергии с ООО «Энерготрейд» или отказ в заключении договора.

ОАО «ФСК ЕЭС» письмом от 30.06.2011 № БР-5261 сообщило ООО «Энерготрейд», что представленные обществом в адрес ОАО «ФСК ЕЭС» не содержат данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче ООО «Энерготрейд» в качестве объекта субаренды и, следовательно, у ОАО «ФСК ЕЭС» отсутствуют основания для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

Из материалов дела усматривается, что ОАО «ФСК ЕЭС» неправомерно, экономически и технологически необоснованно уклонилось от заключения договора, что может привело (может привести) к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

На заседании Комиссии представители ООО «Энерготрейд» пояснили, что в результате уклонения ОАО «ФСК ЕЭС» от заключения договора по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд» у общества может возникнуть необоснованное обогащение, что в свою очередь может привести к нарушению законодательства со стороны ООО «Энерготрейд».

В отсутствии договора ОАО «ФСК ЕЭС» возвратило денежные средства, перечисленные ООО «Энерготрейд» за услуги по передаче электрической энергии.

На заседании Комиссии по рассмотрению антимонопольного дела, стороны пояснили, что на момент слушания дела договор оказания услуг по передаче электрической энергии между ОАО «ФСК ЕЭС» и ООО «Энерготрейд» не заключен.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на антимонопольные органы возложено антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках электроэнергетики, имеющим целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В соответствии с Правилами недискриминационного доступа Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

В соответствии с Разделом VII Правил недискриминационного доступа определено, что антимонопольный орган вправе рассматривать заявления (жалобы) юридических и физических лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Комиссией установлено, что действия ОАО «ФСК ЕЭС», занимающего доминирующее положение на рынке услуги по передаче электрической энергии в Республике Коми, в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд», противоречат требованиям п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и приводят или могут привести к ущемлению интересов ООО «Энерготрейд».

Из материалов антимонопольного дела № А 22-07/11 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 3, 10 Федерального закона «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны руководства ОАО «ФСК ЕЭС» и должностного лица, который согласно представленным ОАО «ФСК ЕЭС» данным, является ответственным применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ОАО «ФСК ЕЭС» действующего законодательства, в том числе антимонопольного (письмо от 19.09.2011 № М7/04/2311). В период совершения нарушения антимонопольного законодательства генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада являлся <…>, действовавший на основании Положения о филиале ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада.

Из материалов антимонопольного дела не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ОАО «ФСК ЕЭС» и должностным лицом - генеральным директором филиала ОАО «ФСК ЕЭС» Магистральные электрические сети Северо-Запада <…> – требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «ФСК ЕЭС» и вышеуказанным должностным лицом всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, вина ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> – в нарушении ОАО «ФСК ЕЭС» п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» является  установленной.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ФСК ЕЭС», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в Республике Коми, нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части экономически и технологически не обоснованного уклонения от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ООО «Энерготрейд».

2. Выдать ОАО «ФСК ЕЭС» предписание о заключении с ООО «Энерготрейд» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

3. Передать материалы дела № А 22-07/11 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «ФСК ЕЭС», должностного лица ОАО «ФСК ЕЭС» - <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок  законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/6802 [format] => [safe_value] => 02-01/6802 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А 22-07/11 [format] => [safe_value] => А 22-07/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 1 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 1 [vid] => 6 [name] => Электроэнергетика [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-25 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-10-20 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321555988 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )