Решение по делу Р 19-03/14

Номер дела: Р 19-03/14
Дата публикации: 10 июня 2014, 16:12

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

09 июня 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

09 июня 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4902

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>,

рассмотрев материалы дела № Р 19-03/14, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия «Информационно-издательский центр «Усинская новь», адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 38 (далее - МУП «ИИЦ «Усинская новь», Предприятие) по факту распространения на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы агентства недвижимости «Титул» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ст. 16, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- МУП «ИИЦ «Усинская новь», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 27.05.2014 почтового отправления № 16799174533063,

- <…>, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 24.05.2014 почтового отправления № 16799174533070,                                                                                                                            

 

УСТАНОВИЛА:

          

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008» (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения в газете «Усинская новь»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Титул», покупке, продаже, дарению, ипотеке, срочному выкупу квартир, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Усинская новь», является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг, и в рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей услуги по ипотеке. В связи с чем, по указанному факту определением № 03-01/2108 от 17.03.2014 возбуждено дело № Р 19-03/14 по признакам нарушения, в том числе ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Определением № 03-01/3123 от 17.04.2014 к участию в рассмотрении дела № Р 19-03/14 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <…>.

          Из материалов дела № Р 19-03/14 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Усинская новь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007, является МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Согласно письменным пояснениям, представленным МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, документов, регламентирующих взаимодействие соучредителей газеты «Усинская новь» по вопросам размещения рекламы, не имеется; рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ИИЦ «Усинская новь», рекламодателем – <…>; размещение рекламы осуществлялось без договора и оплачивалось через кассу Предприятия.

В материалах рекламного дела имеется копия заявки <…> от 13.11.2013 на публикацию рекламы в газете «Усинская новь» в пяти выпусках. Заявка содержит текст рассматриваемой рекламы.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что она определила текст рекламы и является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Из материалов рекламного дела усматривается, что <…> определила объекты рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, МУП «ИИЦ «Усинская новь» привело представленную <…> информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Усинская новь», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

          При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является <…>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - МУП «ИИЦ «Усинская новь».

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» Предприятие является коммерческой организацией, создано, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения потребностей населения муниципального образования «Город Усинск», получения прибыли. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет, в том числе издательскую и рекламную деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена МУП «ИИЦ «Усинская новь» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Предприятия.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что в период с 01.11.2013 по 29.12.2013 услуги агентства недвижимости «Титул» оказывались ею лично; указанные в рекламе номера телефонов зарегистрированы на <…> и <…>, которая оказывала консультации по этому телефону в период отсутствия <…>; в тексте рассматриваемой рекламы слово ипотека употребляется как сопровождение сделок с ипотекой (составление договора купли-продажи недвижимого имущества); договоров с лицами, оказывающими услуги по ипотеке, у <…> не имеется; обратившись в агентство недвижимости «Титул», потребитель не мог воспользоваться услугами по ипотеке.  

<…> в материалы рекламного дела представлены копии договоров о предоставлении услуг связи по указанным в рекламе абонентским номерам.

          Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, в агентстве недвижимости «Титул» в период распространения рассматриваемой рекламы фактически не оказывались. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться услугами по ипотеке в агентстве недвижимости «Титул».

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

С учетом вышеизложенного, поскольку рассматриваемая реклама не является рекламой финансовых услуг, признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в ней не усматриваются.  

Согласно ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

  Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007 примерная тематика (специализация) газеты «Усинская новь»: информационная (познавательного характера), специализированная информационная (в нефтяной, строительной, жилищной и иных сферах), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, спортивная; реклама до 40%.

Из материалов рекламного дела усматривается, что газета «Усинская новь» не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

  Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

          Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Из письменных пояснений, представленных МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является <…> – первый заместитель директора – ответственный секретарь, который на основании организационной структуры МУП «ИИЦ «Усинская новь» контролирует рекламный отдел Предприятия.

В материалы рекламного дела МУП «ИИЦ «Усинская новь» представлены копия трудового договора № 01/07 от 01.01.2007, согласно которому <…> принят на должность первого заместителя главного редактора, а также копия дополнительного соглашения № 02 от 01.10.2012 к трудовому договору, согласно которому <…> переведен на должность первого заместителя директора – ответственного секретаря.

Также МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела представлена копия должностной инструкции первого заместителя главного редактора, утвержденная директором МУП «ИИЦ «Усинская новь» 01.01.2007.

Вместе с тем, в материалах рекламного дела отсутствуют документы, устанавливающие обязанность первого заместителя директора – ответственного секретаря осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе и корреспондирующую этой обязанности ответственность.

  Согласно пунктам 6.5, 6.7, 6.8 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» руководитель Предприятия (директор) является единоличным исполнительным органом Предприятия; директор обязан выполнять, в том числе требования Устава, действующего законодательства, других обязательных для него и Предприятия нормативных актов; директор от своего имени, без оформления доверенности, осуществляет текущее руководство деятельностью Предприятия, осуществляет права его полномочного представителя.

В соответствии с пунктом  6.9 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Предприятия, в том числе обеспечивает выполнение производственных программ, договоров и иных обязательств, принятых Предприятием, обеспечивает материально-техническое снабжение, реализацию товаров и услуг, осуществляет юридическое, экономическое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Предприятия.

В силу пункта  6.11.1 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор вправе делегировать отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам, что не снимает ответственности с директора.

Из вышеизложенного усматривается, что должностным лицом МУП «ИИЦ «Усинская новь», ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является директор.

Согласно трудовому договору от 01.08.2008 на должность директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» назначен <…>.

          Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – МУП «ИИЦ «Усинская новь» и его должностного лица – директора Предприятия <…>, нарушение п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <…>

          Из материалов рекламного дела усматривается, что МУП «ИИЦ «Усинская новь», директором Предприятия <…> и <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе, <…> нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Относительно отсутствия в тексте рассматриваемой рекламы пометки «реклама» или «на правах рекламы» МУП «ИИЦ «Усинская новь» в письменных пояснениях указало, что реклама размещена на странице, где публикуются только платные объявления и реклама.

Указанный довод Комиссия сочла несостоятельным на основании нижеследующего.

В материалах рекламного дела имеется оригинал выпуска газеты «Усинская новь», на странице которой размещена рассматриваемая реклама. Спорная реклама размещена на странице, имеющей заголовок «Реклама, объявления», в нижней части страницы размещена надпись «Объявления и реклама публикуются на правах рекламы». При этом рекламные сообщения не сформированы в виде отдельных блоков с указанием «реклама» или «на правах рекламы», а чередуются с иной информацией нерекламного характера. При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама распространена в нарушение ст. 16 Закона о рекламе. Именно о таком подходе свидетельствует имеющаяся арбитражная судебная практика (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.01.2010 по делу № А12-12741/2009).

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Усинская новь» с 21.11.2013 по 19.12.2013 на территории г. Усинска и Усинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается оригиналом газеты «Усинская новь» № 54-55 от 08.02.2014.

  В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008», распространенную на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                               <…>

stdClass Object ( [vid] => 14257 [uid] => 5 [title] => Решение по делу Р 19-03/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14257 [type] => solution [language] => ru [created] => 1402402522 [changed] => 1402402622 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1402402622 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

09 июня 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

09 июня 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4902

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>,

рассмотрев материалы дела № Р 19-03/14, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия «Информационно-издательский центр «Усинская новь», адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 38 (далее - МУП «ИИЦ «Усинская новь», Предприятие) по факту распространения на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы агентства недвижимости «Титул» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ст. 16, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- МУП «ИИЦ «Усинская новь», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 27.05.2014 почтового отправления № 16799174533063,

- <…>, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 24.05.2014 почтового отправления № 16799174533070,                                                                                                                            

 

УСТАНОВИЛА:

          

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008» (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения в газете «Усинская новь»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Титул», покупке, продаже, дарению, ипотеке, срочному выкупу квартир, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Усинская новь», является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг, и в рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей услуги по ипотеке. В связи с чем, по указанному факту определением № 03-01/2108 от 17.03.2014 возбуждено дело № Р 19-03/14 по признакам нарушения, в том числе ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Определением № 03-01/3123 от 17.04.2014 к участию в рассмотрении дела № Р 19-03/14 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <…>.

          Из материалов дела № Р 19-03/14 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Усинская новь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007, является МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Согласно письменным пояснениям, представленным МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, документов, регламентирующих взаимодействие соучредителей газеты «Усинская новь» по вопросам размещения рекламы, не имеется; рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ИИЦ «Усинская новь», рекламодателем – <…>; размещение рекламы осуществлялось без договора и оплачивалось через кассу Предприятия.

В материалах рекламного дела имеется копия заявки <…> от 13.11.2013 на публикацию рекламы в газете «Усинская новь» в пяти выпусках. Заявка содержит текст рассматриваемой рекламы.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что она определила текст рекламы и является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Из материалов рекламного дела усматривается, что <…> определила объекты рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, МУП «ИИЦ «Усинская новь» привело представленную <…> информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Усинская новь», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

          При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является <…>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - МУП «ИИЦ «Усинская новь».

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» Предприятие является коммерческой организацией, создано, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения потребностей населения муниципального образования «Город Усинск», получения прибыли. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет, в том числе издательскую и рекламную деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена МУП «ИИЦ «Усинская новь» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Предприятия.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что в период с 01.11.2013 по 29.12.2013 услуги агентства недвижимости «Титул» оказывались ею лично; указанные в рекламе номера телефонов зарегистрированы на <…> и <…>, которая оказывала консультации по этому телефону в период отсутствия <…>; в тексте рассматриваемой рекламы слово ипотека употребляется как сопровождение сделок с ипотекой (составление договора купли-продажи недвижимого имущества); договоров с лицами, оказывающими услуги по ипотеке, у <…> не имеется; обратившись в агентство недвижимости «Титул», потребитель не мог воспользоваться услугами по ипотеке.  

<…> в материалы рекламного дела представлены копии договоров о предоставлении услуг связи по указанным в рекламе абонентским номерам.

          Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, в агентстве недвижимости «Титул» в период распространения рассматриваемой рекламы фактически не оказывались. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться услугами по ипотеке в агентстве недвижимости «Титул».

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

С учетом вышеизложенного, поскольку рассматриваемая реклама не является рекламой финансовых услуг, признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в ней не усматриваются.  

Согласно ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

  Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007 примерная тематика (специализация) газеты «Усинская новь»: информационная (познавательного характера), специализированная информационная (в нефтяной, строительной, жилищной и иных сферах), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, спортивная; реклама до 40%.

Из материалов рекламного дела усматривается, что газета «Усинская новь» не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

  Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

          Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Из письменных пояснений, представленных МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является <…> – первый заместитель директора – ответственный секретарь, который на основании организационной структуры МУП «ИИЦ «Усинская новь» контролирует рекламный отдел Предприятия.

В материалы рекламного дела МУП «ИИЦ «Усинская новь» представлены копия трудового договора № 01/07 от 01.01.2007, согласно которому <…> принят на должность первого заместителя главного редактора, а также копия дополнительного соглашения № 02 от 01.10.2012 к трудовому договору, согласно которому <…> переведен на должность первого заместителя директора – ответственного секретаря.

Также МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела представлена копия должностной инструкции первого заместителя главного редактора, утвержденная директором МУП «ИИЦ «Усинская новь» 01.01.2007.

Вместе с тем, в материалах рекламного дела отсутствуют документы, устанавливающие обязанность первого заместителя директора – ответственного секретаря осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе и корреспондирующую этой обязанности ответственность.

  Согласно пунктам 6.5, 6.7, 6.8 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» руководитель Предприятия (директор) является единоличным исполнительным органом Предприятия; директор обязан выполнять, в том числе требования Устава, действующего законодательства, других обязательных для него и Предприятия нормативных актов; директор от своего имени, без оформления доверенности, осуществляет текущее руководство деятельностью Предприятия, осуществляет права его полномочного представителя.

В соответствии с пунктом  6.9 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Предприятия, в том числе обеспечивает выполнение производственных программ, договоров и иных обязательств, принятых Предприятием, обеспечивает материально-техническое снабжение, реализацию товаров и услуг, осуществляет юридическое, экономическое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Предприятия.

В силу пункта  6.11.1 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор вправе делегировать отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам, что не снимает ответственности с директора.

Из вышеизложенного усматривается, что должностным лицом МУП «ИИЦ «Усинская новь», ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является директор.

Согласно трудовому договору от 01.08.2008 на должность директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» назначен <…>.

          Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – МУП «ИИЦ «Усинская новь» и его должностного лица – директора Предприятия <…>, нарушение п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <…>

          Из материалов рекламного дела усматривается, что МУП «ИИЦ «Усинская новь», директором Предприятия <…> и <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе, <…> нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Относительно отсутствия в тексте рассматриваемой рекламы пометки «реклама» или «на правах рекламы» МУП «ИИЦ «Усинская новь» в письменных пояснениях указало, что реклама размещена на странице, где публикуются только платные объявления и реклама.

Указанный довод Комиссия сочла несостоятельным на основании нижеследующего.

В материалах рекламного дела имеется оригинал выпуска газеты «Усинская новь», на странице которой размещена рассматриваемая реклама. Спорная реклама размещена на странице, имеющей заголовок «Реклама, объявления», в нижней части страницы размещена надпись «Объявления и реклама публикуются на правах рекламы». При этом рекламные сообщения не сформированы в виде отдельных блоков с указанием «реклама» или «на правах рекламы», а чередуются с иной информацией нерекламного характера. При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама распространена в нарушение ст. 16 Закона о рекламе. Именно о таком подходе свидетельствует имеющаяся арбитражная судебная практика (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.01.2010 по делу № А12-12741/2009).

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Усинская новь» с 21.11.2013 по 19.12.2013 на территории г. Усинска и Усинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается оригиналом газеты «Усинская новь» № 54-55 от 08.02.2014.

  В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008», распространенную на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                               <…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

09 июня 2014 года

(изготовление решения в полном объеме)

09 июня 2014 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/4902

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>,

рассмотрев материалы дела № Р 19-03/14, возбужденного в отношении муниципального унитарного предприятия «Информационно-издательский центр «Усинская новь», адрес места нахождения: 169710, Республика Коми, г. Усинск, ул. Нефтяников, д. 38 (далее - МУП «ИИЦ «Усинская новь», Предприятие) по факту распространения на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы агентства недвижимости «Титул» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5, ст. 16, ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- МУП «ИИЦ «Усинская новь», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 27.05.2014 почтового отправления № 16799174533063,

- <…>, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения настоящего дела, что подтверждается уведомлением о вручении 24.05.2014 почтового отправления № 16799174533070,                                                                                                                            

 

УСТАНОВИЛА:

          

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013 рекламы следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008» (далее – рассматриваемая реклама).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена в периодическом печатном издании посредством размещения в газете «Усинская новь»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: агентству недвижимости «Титул», покупке, продаже, дарению, ипотеке, срочному выкупу квартир, формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная в газете «Усинская новь», является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация. Финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Понятие долгосрочного ипотечного кредита дано в Постановлении Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации», «Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Согласно указанному Постановлению долгосрочный ипотечный жилищный кредит - это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физическому лицу (гражданину) для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг, и в рекламе отсутствует наименование организации, оказывающей услуги по ипотеке. В связи с чем, по указанному факту определением № 03-01/2108 от 17.03.2014 возбуждено дело № Р 19-03/14 по признакам нарушения, в том числе ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Определением № 03-01/3123 от 17.04.2014 к участию в рассмотрении дела № Р 19-03/14 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <…>.

          Из материалов дела № Р 19-03/14 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Усинская новь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007, является МУП «ИИЦ «Усинская новь».

Согласно письменным пояснениям, представленным МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, документов, регламентирующих взаимодействие соучредителей газеты «Усинская новь» по вопросам размещения рекламы, не имеется; рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является МУП «ИИЦ «Усинская новь», рекламодателем – <…>; размещение рекламы осуществлялось без договора и оплачивалось через кассу Предприятия.

В материалах рекламного дела имеется копия заявки <…> от 13.11.2013 на публикацию рекламы в газете «Усинская новь» в пяти выпусках. Заявка содержит текст рассматриваемой рекламы.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что она определила текст рекламы и является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Из материалов рекламного дела усматривается, что <…> определила объекты рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, МУП «ИИЦ «Усинская новь» привело представленную <…> информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив её в газете «Усинская новь», затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

          При таких обстоятельствах рекламодателем рассматриваемой рекламы является <…>, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - МУП «ИИЦ «Усинская новь».

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» Предприятие является коммерческой организацией, создано, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения потребностей населения муниципального образования «Город Усинск», получения прибыли. Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет, в том числе издательскую и рекламную деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена МУП «ИИЦ «Усинская новь» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Предприятия.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, <…> указала, что в период с 01.11.2013 по 29.12.2013 услуги агентства недвижимости «Титул» оказывались ею лично; указанные в рекламе номера телефонов зарегистрированы на <…> и <…>, которая оказывала консультации по этому телефону в период отсутствия <…>; в тексте рассматриваемой рекламы слово ипотека употребляется как сопровождение сделок с ипотекой (составление договора купли-продажи недвижимого имущества); договоров с лицами, оказывающими услуги по ипотеке, у <…> не имеется; обратившись в агентство недвижимости «Титул», потребитель не мог воспользоваться услугами по ипотеке.  

<…> в материалы рекламного дела представлены копии договоров о предоставлении услуг связи по указанным в рекламе абонентским номерам.

          Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что услуги по ипотеке, указанной в рассматриваемой рекламе, в агентстве недвижимости «Титул» в период распространения рассматриваемой рекламы фактически не оказывались. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит не соответствующие действительности сведения о возможности воспользоваться услугами по ипотеке в агентстве недвижимости «Титул».

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

С учетом вышеизложенного, поскольку рассматриваемая реклама не является рекламой финансовых услуг, признаки нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в ней не усматриваются.  

Согласно ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

  Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0567 от 18.05.2007 примерная тематика (специализация) газеты «Усинская новь»: информационная (познавательного характера), специализированная информационная (в нефтяной, строительной, жилищной и иных сферах), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, спортивная; реклама до 40%.

Из материалов рекламного дела усматривается, что газета «Усинская новь» не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера, следовательно, размещение текста рекламы в данной газете должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

  Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

          Ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Из письменных пояснений, представленных МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является <…> – первый заместитель директора – ответственный секретарь, который на основании организационной структуры МУП «ИИЦ «Усинская новь» контролирует рекламный отдел Предприятия.

В материалы рекламного дела МУП «ИИЦ «Усинская новь» представлены копия трудового договора № 01/07 от 01.01.2007, согласно которому <…> принят на должность первого заместителя главного редактора, а также копия дополнительного соглашения № 02 от 01.10.2012 к трудовому договору, согласно которому <…> переведен на должность первого заместителя директора – ответственного секретаря.

Также МУП «ИИЦ «Усинская новь» в материалы рекламного дела представлена копия должностной инструкции первого заместителя главного редактора, утвержденная директором МУП «ИИЦ «Усинская новь» 01.01.2007.

Вместе с тем, в материалах рекламного дела отсутствуют документы, устанавливающие обязанность первого заместителя директора – ответственного секретаря осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе и корреспондирующую этой обязанности ответственность.

  Согласно пунктам 6.5, 6.7, 6.8 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» руководитель Предприятия (директор) является единоличным исполнительным органом Предприятия; директор обязан выполнять, в том числе требования Устава, действующего законодательства, других обязательных для него и Предприятия нормативных актов; директор от своего имени, без оформления доверенности, осуществляет текущее руководство деятельностью Предприятия, осуществляет права его полномочного представителя.

В соответствии с пунктом  6.9 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор выполняет функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности Предприятия, в том числе обеспечивает выполнение производственных программ, договоров и иных обязательств, принятых Предприятием, обеспечивает материально-техническое снабжение, реализацию товаров и услуг, осуществляет юридическое, экономическое, бухгалтерское, информационное обеспечение деятельности Предприятия.

В силу пункта  6.11.1 Устава МУП «ИИЦ «Усинская новь» директор вправе делегировать отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам, что не снимает ответственности с директора.

Из вышеизложенного усматривается, что должностным лицом МУП «ИИЦ «Усинская новь», ответственным за соблюдение Предприятием законодательства о рекламе, является директор.

Согласно трудовому договору от 01.08.2008 на должность директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» назначен <…>.

          Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – МУП «ИИЦ «Усинская новь» и его должностного лица – директора Предприятия <…>, нарушение п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <…>

          Из материалов рекламного дела усматривается, что МУП «ИИЦ «Усинская новь», директором Предприятия <…> и <…> не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе, <…> нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Относительно отсутствия в тексте рассматриваемой рекламы пометки «реклама» или «на правах рекламы» МУП «ИИЦ «Усинская новь» в письменных пояснениях указало, что реклама размещена на странице, где публикуются только платные объявления и реклама.

Указанный довод Комиссия сочла несостоятельным на основании нижеследующего.

В материалах рекламного дела имеется оригинал выпуска газеты «Усинская новь», на странице которой размещена рассматриваемая реклама. Спорная реклама размещена на странице, имеющей заголовок «Реклама, объявления», в нижней части страницы размещена надпись «Объявления и реклама публикуются на правах рекламы». При этом рекламные сообщения не сформированы в виде отдельных блоков с указанием «реклама» или «на правах рекламы», а чередуются с иной информацией нерекламного характера. При таких обстоятельствах, рассматриваемая реклама распространена в нарушение ст. 16 Закона о рекламе. Именно о таком подходе свидетельствует имеющаяся арбитражная судебная практика (Постановление ФАС Поволжского округа от 19.01.2010 по делу № А12-12741/2009).

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в газете «Усинская новь» с 21.11.2013 по 19.12.2013 на территории г. Усинска и Усинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается оригиналом газеты «Усинская новь» № 54-55 от 08.02.2014.

  В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

          На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Титул» Агентство недвижимости Покупка, продажа, дарение, ипотека. Срочный выкуп квартир. Тел. 8-912-95-69-015, 8-912-95-80-008», распространенную на странице 15 газеты «Усинская новь» № 565-570 от 21.11.2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы МУП «ИИЦ «Усинская новь» и <…> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении МУП «ИИЦ «Усинская новь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении директора МУП «ИИЦ «Усинская новь» <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <…> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                               <…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №03-01/4902 [format] => [safe_value] => №03-01/4902 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 19-03/14 [format] => [safe_value] => Р 19-03/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 88 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 88 [vid] => 1 [name] => Коми УФАС России [description] => [format] => [weight] => 129 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 154 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 154 [vid] => 1 [name] => Усинск [description] => [format] => [weight] => 353 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 412 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-10 12:12:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-09 08:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1402402522 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )