Решение по делу № АО 04-02/14 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск»

Номер дела: АО 04-02/14
Дата публикации: 25 апреля 2014, 17:21

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014 года

 

 

                                         № 05-03/3332             
                                           г. Сыктывкар

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 04-02/14 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13,  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13 (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск).

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания», место нахождения: Республика коми, город Усинск, улица Промышленная, дом 34 (далее - ООО «Усинская Тепловая Компания»).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Транспортная, дом 2 (далее - ООО «Водоканал-Сервис»).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 55 Устава муниципального образования городского округа «Усинск», принятого Советом муниципального образования «Город Усинск» 23.12.2005, органы местного самоуправления от имени муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - МО ГО Усинск») самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Коми, федеральными законами, законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления МО ГО «Усинск» вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Коми) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Совет МО ГО «Усинск» принимает решение о создании органа (подразделения) по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом, утвержденного Постановлением главы Администрации МО ГО «Усинск» от 31.01.2006 № 59 «О Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом, Положение) Комитет является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации МО ГО «Усинск», осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и последующие действия с ними.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 Положения Комитет оформляет передачу в аренду, отчуждение в установленном порядке имущества, в том числе земельных участков, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно абзацу 14 пункта 3.1 Положения Комитет выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении, безвозмездном пользовании юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Согласно части 2 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск», утвержденного Решением Совета МО ГО «Усинск» от 09.02.2006 № 193 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск» Комитет выступает организатором торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества казны, земельных участков, а также на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, в соответствии с действующим законодательством. Создает комиссии по проведению указанных торгов.

          Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлен Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов, Правила).

Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (пункт 1 Правил проведения конкурсов или аукционов).

По пункту 8 Правил для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия.

В соответствии с пунктом 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт), без взимания платы.

Приложением № 2 к Правилам системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод определены как вид имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» явился организатором открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, извещение № 061213/0167382/01 (далее - конкурс).

Предметом конкурса явилось право заключения договора  аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности (далее - договор аренды).

Конкурсная документация утверждена 06.12.2013 председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» (далее - конкурсная документация).

Постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от 17.10.2013 № 2155 «О создании комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) при распоряжении объектами муниципальной собственности» создана соответствующая комиссия (далее - конкурсная комиссия).

Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте 06.12.2013.

Заявки на участие в конкурсе поданы: ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» (протокол от 09.01.2014 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» допущены к участию в конкурсе (протокол от 09.01.2014 рассмотрения заявок на конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

Согласно протоколу от 10.01.2014 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01, далее - протокол оценки и сопоставления заявок) победителем конкурса признано ООО «Водоканал-Сервис».

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО «Водоканал-Сервис» заключен договор от 23.01.2014 № 167/14 аренды муниципального имущества (далее - договор аренды).

Пунктом 40 Правил проведения конкурсов или аукционов установлены сведения, которые должны содержаться в конкурсной документации.

Согласно подпункту 11 пункту 40 Правил проведения конкурсов или аукционов, конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В силу пункта 7.1.5 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Пунктом 7.2.1 конкурсной документации предусмотрено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий заключения договора аренды, присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Согласно пунктам 7.1.2, 7.2.2 конкурсной документации, пункту 12 информационной карты конкурса критериями оценки заявок на участие в конкурсе явились: цена договора аренды (ежегодная арендная плата), а также предложение участником конкурса лучших условий исполнения договора аренды с соблюдением цели использования объектов - поставка абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, наличие у участника конкурса соответствующих лицензий, договоров и иных правоустанавливающих документов, обеспечивающих соблюдение цели использования объектов аренды.

Информационной картой конкурса предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.

По пункту 78 Правил проведения конкурсов или аукционов для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации должны быть установлены: начальное значение критерия оценки заявок на участие в конкурсе, уменьшение или увеличение начального значения такого критерия,  коэффициент, учитывающий значимость соответствующего критерия (далее - параметры).

Такие параметры конкурсной документацией не установлены.

Следовательно, конкурсной документацией не установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

В бездействии Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе имеются нарушения подпункта 11 пункта 40, пункта 78 Правил проведения конкурсов или аукционов.

В результате указанного бездействия конкурсная комиссия произвольно оценила конкурсные заявки и присвоила первый номер заявке ООО «Водоканал-Сервис».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе привело к ограничению конкуренции в сфере доступа на товарный рынок услуг водоснабжения и водоотведения в границах МО ГО «Усинск», путем ограничения доступа на такой товарный рынок ООО «Усинская ТК», участвовавшего в конкурсе, но не имевшего возможности подачи предложения с лучшими условиями исполнения договора в связи с отсутствием в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

В таком бездействии имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.               Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, в части бездействия в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

2.              С учетом факта заключения договора аренды и судебным порядком оспаривания сделки предписание по делу выдаче не подлежит. 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 13985 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № АО 04-02/14 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13985 [type] => solution [language] => ru [created] => 1398432215 [changed] => 1398432280 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1398432280 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014 года

 

 

                                         № 05-03/3332             
                                           г. Сыктывкар

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 04-02/14 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13,  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13 (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск).

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания», место нахождения: Республика коми, город Усинск, улица Промышленная, дом 34 (далее - ООО «Усинская Тепловая Компания»).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Транспортная, дом 2 (далее - ООО «Водоканал-Сервис»).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 55 Устава муниципального образования городского округа «Усинск», принятого Советом муниципального образования «Город Усинск» 23.12.2005, органы местного самоуправления от имени муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - МО ГО Усинск») самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Коми, федеральными законами, законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления МО ГО «Усинск» вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Коми) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Совет МО ГО «Усинск» принимает решение о создании органа (подразделения) по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом, утвержденного Постановлением главы Администрации МО ГО «Усинск» от 31.01.2006 № 59 «О Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом, Положение) Комитет является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации МО ГО «Усинск», осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и последующие действия с ними.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 Положения Комитет оформляет передачу в аренду, отчуждение в установленном порядке имущества, в том числе земельных участков, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно абзацу 14 пункта 3.1 Положения Комитет выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении, безвозмездном пользовании юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Согласно части 2 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск», утвержденного Решением Совета МО ГО «Усинск» от 09.02.2006 № 193 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск» Комитет выступает организатором торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества казны, земельных участков, а также на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, в соответствии с действующим законодательством. Создает комиссии по проведению указанных торгов.

          Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлен Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов, Правила).

Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (пункт 1 Правил проведения конкурсов или аукционов).

По пункту 8 Правил для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия.

В соответствии с пунктом 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт), без взимания платы.

Приложением № 2 к Правилам системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод определены как вид имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» явился организатором открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, извещение № 061213/0167382/01 (далее - конкурс).

Предметом конкурса явилось право заключения договора  аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности (далее - договор аренды).

Конкурсная документация утверждена 06.12.2013 председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» (далее - конкурсная документация).

Постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от 17.10.2013 № 2155 «О создании комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) при распоряжении объектами муниципальной собственности» создана соответствующая комиссия (далее - конкурсная комиссия).

Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте 06.12.2013.

Заявки на участие в конкурсе поданы: ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» (протокол от 09.01.2014 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» допущены к участию в конкурсе (протокол от 09.01.2014 рассмотрения заявок на конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

Согласно протоколу от 10.01.2014 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01, далее - протокол оценки и сопоставления заявок) победителем конкурса признано ООО «Водоканал-Сервис».

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО «Водоканал-Сервис» заключен договор от 23.01.2014 № 167/14 аренды муниципального имущества (далее - договор аренды).

Пунктом 40 Правил проведения конкурсов или аукционов установлены сведения, которые должны содержаться в конкурсной документации.

Согласно подпункту 11 пункту 40 Правил проведения конкурсов или аукционов, конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В силу пункта 7.1.5 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Пунктом 7.2.1 конкурсной документации предусмотрено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий заключения договора аренды, присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Согласно пунктам 7.1.2, 7.2.2 конкурсной документации, пункту 12 информационной карты конкурса критериями оценки заявок на участие в конкурсе явились: цена договора аренды (ежегодная арендная плата), а также предложение участником конкурса лучших условий исполнения договора аренды с соблюдением цели использования объектов - поставка абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, наличие у участника конкурса соответствующих лицензий, договоров и иных правоустанавливающих документов, обеспечивающих соблюдение цели использования объектов аренды.

Информационной картой конкурса предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.

По пункту 78 Правил проведения конкурсов или аукционов для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации должны быть установлены: начальное значение критерия оценки заявок на участие в конкурсе, уменьшение или увеличение начального значения такого критерия,  коэффициент, учитывающий значимость соответствующего критерия (далее - параметры).

Такие параметры конкурсной документацией не установлены.

Следовательно, конкурсной документацией не установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

В бездействии Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе имеются нарушения подпункта 11 пункта 40, пункта 78 Правил проведения конкурсов или аукционов.

В результате указанного бездействия конкурсная комиссия произвольно оценила конкурсные заявки и присвоила первый номер заявке ООО «Водоканал-Сервис».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе привело к ограничению конкуренции в сфере доступа на товарный рынок услуг водоснабжения и водоотведения в границах МО ГО «Усинск», путем ограничения доступа на такой товарный рынок ООО «Усинская ТК», участвовавшего в конкурсе, но не имевшего возможности подачи предложения с лучшими условиями исполнения договора в связи с отсутствием в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

В таком бездействии имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.               Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, в части бездействия в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

2.              С учетом факта заключения договора аренды и судебным порядком оспаривания сделки предписание по делу выдаче не подлежит. 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2014 года

 

 

                                         № 05-03/3332             
                                           г. Сыктывкар

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 04-02/14 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13,  части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13 (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск).

К участию в деле в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания», место нахождения: Республика коми, город Усинск, улица Промышленная, дом 34 (далее - ООО «Усинская Тепловая Компания»).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Транспортная, дом 2 (далее - ООО «Водоканал-Сервис»).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В силу частей 1, 2, 3 статьи 55 Устава муниципального образования городского округа «Усинск», принятого Советом муниципального образования «Город Усинск» 23.12.2005, органы местного самоуправления от имени муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - МО ГО Усинск») самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Коми, федеральными законами, законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Органы местного самоуправления МО ГО «Усинск» вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Коми) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Совет МО ГО «Усинск» принимает решение о создании органа (подразделения) по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.

Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом, утвержденного Постановлением главы Администрации МО ГО «Усинск» от 31.01.2006 № 59 «О Комитете по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом, Положение) Комитет является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации МО ГО «Усинск», осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности и последующие действия с ними.

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1 Положения Комитет оформляет передачу в аренду, отчуждение в установленном порядке имущества, в том числе земельных участков, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно абзацу 14 пункта 3.1 Положения Комитет выступает арендодателем муниципального имущества, в том числе земельных участков, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении, безвозмездном пользовании юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Согласно части 2 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск», утвержденного Решением Совета МО ГО «Усинск» от 09.02.2006 № 193 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения собственностью МО ГО «Усинск» Комитет выступает организатором торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества казны, земельных участков, а также на заключение договоров на размещение рекламных конструкций, в соответствии с действующим законодательством. Создает комиссии по проведению указанных торгов.

          Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, определены особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества установлен Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов, Правила).

Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (пункт 1 Правил проведения конкурсов или аукционов).

По пункту 8 Правил для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия.

В соответствии с пунктом 27 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт), без взимания платы.

Приложением № 2 к Правилам системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод определены как вид имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» явился организатором открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, извещение № 061213/0167382/01 (далее - конкурс).

Предметом конкурса явилось право заключения договора  аренды муниципального имущества в отношении объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, объектов производственного назначения, используемых для обеспечения оказания услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности (далее - договор аренды).

Конкурсная документация утверждена 06.12.2013 председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» (далее - конкурсная документация).

Постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от 17.10.2013 № 2155 «О создании комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) при распоряжении объектами муниципальной собственности» создана соответствующая комиссия (далее - конкурсная комиссия).

Извещение о проведении конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте 06.12.2013.

Заявки на участие в конкурсе поданы: ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» (протокол от 09.01.2014 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

ООО «Усинская ТК», ООО «Водоканал-Сервис» допущены к участию в конкурсе (протокол от 09.01.2014 рассмотрения заявок на конвертов на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01).

Согласно протоколу от 10.01.2014 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 061213/0167382/01, далее - протокол оценки и сопоставления заявок) победителем конкурса признано ООО «Водоканал-Сервис».

Между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО «Водоканал-Сервис» заключен договор от 23.01.2014 № 167/14 аренды муниципального имущества (далее - договор аренды).

Пунктом 40 Правил проведения конкурсов или аукционов установлены сведения, которые должны содержаться в конкурсной документации.

Согласно подпункту 11 пункту 40 Правил проведения конкурсов или аукционов, конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В силу пункта 7.1.5 конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

Пунктом 7.2.1 конкурсной документации предусмотрено, что на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий заключения договора аренды, присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия, присваивается первый номер. В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия.

Согласно пунктам 7.1.2, 7.2.2 конкурсной документации, пункту 12 информационной карты конкурса критериями оценки заявок на участие в конкурсе явились: цена договора аренды (ежегодная арендная плата), а также предложение участником конкурса лучших условий исполнения договора аренды с соблюдением цели использования объектов - поставка абонентам товаров, оказанию услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, наличие у участника конкурса соответствующих лицензий, договоров и иных правоустанавливающих документов, обеспечивающих соблюдение цели использования объектов аренды.

Информационной картой конкурса предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие, в конкурсе которого присвоен первый номер.

По пункту 78 Правил проведения конкурсов или аукционов для каждого применяемого для оценки заявок на участие в конкурсе критерия конкурса в конкурсной документации должны быть установлены: начальное значение критерия оценки заявок на участие в конкурсе, уменьшение или увеличение начального значения такого критерия,  коэффициент, учитывающий значимость соответствующего критерия (далее - параметры).

Такие параметры конкурсной документацией не установлены.

Следовательно, конкурсной документацией не установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе.

В бездействии Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе имеются нарушения подпункта 11 пункта 40, пункта 78 Правил проведения конкурсов или аукционов.

В результате указанного бездействия конкурсная комиссия произвольно оценила конкурсные заявки и присвоила первый номер заявке ООО «Водоканал-Сервис».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе привело к ограничению конкуренции в сфере доступа на товарный рынок услуг водоснабжения и водоотведения в границах МО ГО «Усинск», путем ограничения доступа на такой товарный рынок ООО «Усинская ТК», участвовавшего в конкурсе, но не имевшего возможности подачи предложения с лучшими условиями исполнения договора в связи с отсутствием в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

В таком бездействии имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.               Признать Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск» нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 06.01.2012 до 01.01.2014, в части бездействия в виде неустановления в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе.

2.              С учетом факта заключения договора аренды и судебным порядком оспаривания сделки предписание по делу выдаче не подлежит. 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03/3332 [format] => [safe_value] => 05-03/3332 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АО 04-02/14 [format] => [safe_value] => АО 04-02/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 73 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 73 [vid] => 6 [name] => Контроль торгов [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-25 13:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-24 13:21:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1398432215 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )