Решение по делу № Р 13-03/13 в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый север»

Номер дела: Р 13-03/13
Дата публикации: 12 сентября 2013, 17:50

 

РЕШЕНИЕ

 

11 сентября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

29 августа 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№03-1/7780___________

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…> рассмотрев материалы дела № Р 13-03/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый север» (далее – АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», Учреждение) по факту распространения на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 16.08.2013 почтового отправления № 16700072586129, письмом вх. № 1771 эл. от 27.08.2013 просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения,

- индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы от 27.08.2013,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/2263 от 20.03.2013 возбуждено дело № Р 13-03/13 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ст. 16 Закона о рекламе в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

            Определением № 03-01/2814 от 04.04.2013 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 13-03/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП

            Определением № 03-01/4629 от 30.05.2013 рассмотрение дела № Р 13-03/13 было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП

            Определением № 03-01/6806 от 12.08.2013 производство по делу № Р 13-03/13 возобновлено.

            Из материалов дела № Р 13-03/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном издании, а именно,  на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: фирме «ЧЕРНОБУРКА», кредиту, рассрочке, «Русфинанс Банк», «Русский стандарт», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещенная на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация; финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП в материалы рекламного дела, между и ЗАО «Банк Русский Стандарт» 14.12.2010 заключен договор об организации безналичных расчётов № 43-8-0000147789, также Т.Ю. 30.08.2007 заключено соглашение об организации безналичных расчётов № 10/08-07КИР с ООО «Русфинанс Банк»; оформление кредитных договоров осуществляется работником ИП, прошедшим обучение в вышеуказанных банках и получившим право на оформление кредитных договоров потребительского кредитования.

Таким образом, кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется банками, а именно, ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Русфинанс Банк».

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой  услуге), является  одной  из  гарантий  соблюдения  информационного  права  потребителей и является существенной для  потребителя  информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют полные наименования юридических лиц, оказывающих услуги по предоставлению кредита, в том числе не указаны их организационно-правовые формы.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона  о  рекламе.

В силу положений, установленных ст. 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Согласно выходным данным газеты «Новый Север», а также информации размещенной на сайте http://izhma.ru, издание не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006 примерная тематика (специализация) газеты «Новый Север» - общественно-политическая жизнь района, освещение работы предприятий, сельского хозяйства, различных отраслей; реклама до 40%.

Учитывая изложенное, размещение текста рекламы в газете «Новый Север» должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Текст рассматриваемой рекламы не содержит предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Новый Север», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006, является Государственное учреждение Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно Уставу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», копия которого имеется в материалах рекламного дела, Учреждение создано путём изменения типа Государственного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север» согласно постановлению Правительства Республики Коми от 14.07.2008 № 185; Учреждение является юридическим лицом - некоммерческой организацией. 

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП., рекламораспространителем  - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север». Реклама была заказана по телефону и оплачена рекламодателем 27.07.2012 в редакции газеты. Содержание рекламы определил рекламодатель. Реклама не утверждалась и не согласовывалась.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП указала, что она является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Содержание рекламного материала диктовалось по телефону и до момента публикации рекламу она не видела. Согласование по тексту и внешнему виду рекламного материала с ИП не производилось. Оплата за публикацию была произведена 27.07.2012.

АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела представлены выписки из кассовой книги за июль 2012 г. и журнала учёта оплаты рекламы, а также копия приходного кассового ордера № 312 от 27.07.2012.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама опубликована без пометки «реклама» в связи с тем, что в верхней части последней полосы газеты под общим заголовком имела место надпись: «Реклама, объявления, поздравления», что, по мнению Учреждения, соответствует требованиям ст. 16 Закона о рекламе.

   Вышеуказанный довод АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» полежит отклонению, поскольку обозначенное не свидетельствует о соблюдении Учреждением требований ст. 16 Закона о рекламе. Из ссылки не явствует, какая именно информация является рекламной, она не конкретизирует определенные рекламные объявления, к которым относится. При этом из содержания ст. 16 Закона о рекламе следует, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы» при размещении каждого рекламного материала, каждого рекламного объявления.

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением рекламного законодательства, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

В соответствии с пунктами 6.4, 6.5 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» руководитель осуществляет управление Учреждением на основе единоначалия, организует работу и несёт ответственность за его деятельность; руководитель несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством Российской Федерации.

В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: приказа Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям № 03-03/58/1 от 02.02.2012 о приёме на работу руководителем АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», трудового договора № 16 от 27.04.2012, заключенного между Агентством Республики Коми по печати и массовым коммуникациям и  <…>.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением законодательства о рекламе, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно п. 1.9 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» Учреждение не преследует извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности, но вправе осуществлять иные виды деятельности (в том числе рекламную) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

В силу п. 2.1 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» основными направлениями деятельности Учреждения являются: выпуск газеты «Новый Север» и приложений к ней и связанная с этим рекламная и информационная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ  б/н от 05.09.2012 в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», основным видом экономической деятельности Учреждения является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Учреждения.

Согласно выписке из ЕГРИП № 1/2013 от 05.06.2013 основным видом экономической деятельности ИП является деятельность агентств по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха; одним из дополнительных видов деятельности ИП является розничная торговля одеждой.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП с целью получения прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 произошло как по вине рекламодателя - ИП, так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения; нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП на стадии заказа, а АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения на стадии производства и распространения рассматриваемой рекламы не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

ИП в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указала, что ей не было известно, в какой последовательности и как будет размещён текст рекламы; повлиять на форму, текст, опечатки или ошибки она не могла.

Вышеуказанный довод ИП Комиссией отклонен в связи с нижеследующим.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Из материалов рекламного дела исключительной вины АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не усматривается.

Из письменных пояснений, представленных АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, следует, что содержание и наполнение рекламы определено рекламодателем - ИП.; при заказе рекламы ИП не просила о её согласовании; реклама оплачена ИП после её распространения в редакции газеты, при этом претензий со стороны рекламодателя в адрес АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не поступало.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель, на которого в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, заказав изготовление и размещение рекламы, в дальнейшем не предпринял должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, по сути, уклонился от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории Ижемского района Республики Коми 21.07.2012.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается выпусками газеты «Новый Север» № 151-152 от 19.12.2012, № 153 от 22.12.2012, копии которых имеются в материалах рекламного дела.

В связи с добровольным устранением совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, размещенную на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012, следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения Николаевой Н.В. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), не передавать, поскольку срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истёк. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

 

Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  _______________

 

Члены Комиссии                                                               ________________ 

stdClass Object ( [vid] => 12449 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № Р 13-03/13 в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый север» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12449 [type] => solution [language] => ru [created] => 1378993965 [changed] => 1378993965 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1378993965 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

11 сентября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

29 августа 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№03-1/7780___________

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…> рассмотрев материалы дела № Р 13-03/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый север» (далее – АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», Учреждение) по факту распространения на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 16.08.2013 почтового отправления № 16700072586129, письмом вх. № 1771 эл. от 27.08.2013 просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения,

- индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы от 27.08.2013,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/2263 от 20.03.2013 возбуждено дело № Р 13-03/13 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ст. 16 Закона о рекламе в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

            Определением № 03-01/2814 от 04.04.2013 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 13-03/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП

            Определением № 03-01/4629 от 30.05.2013 рассмотрение дела № Р 13-03/13 было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП

            Определением № 03-01/6806 от 12.08.2013 производство по делу № Р 13-03/13 возобновлено.

            Из материалов дела № Р 13-03/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном издании, а именно,  на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: фирме «ЧЕРНОБУРКА», кредиту, рассрочке, «Русфинанс Банк», «Русский стандарт», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещенная на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация; финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП в материалы рекламного дела, между и ЗАО «Банк Русский Стандарт» 14.12.2010 заключен договор об организации безналичных расчётов № 43-8-0000147789, также Т.Ю. 30.08.2007 заключено соглашение об организации безналичных расчётов № 10/08-07КИР с ООО «Русфинанс Банк»; оформление кредитных договоров осуществляется работником ИП, прошедшим обучение в вышеуказанных банках и получившим право на оформление кредитных договоров потребительского кредитования.

Таким образом, кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется банками, а именно, ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Русфинанс Банк».

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой  услуге), является  одной  из  гарантий  соблюдения  информационного  права  потребителей и является существенной для  потребителя  информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют полные наименования юридических лиц, оказывающих услуги по предоставлению кредита, в том числе не указаны их организационно-правовые формы.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона  о  рекламе.

В силу положений, установленных ст. 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Согласно выходным данным газеты «Новый Север», а также информации размещенной на сайте http://izhma.ru, издание не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006 примерная тематика (специализация) газеты «Новый Север» - общественно-политическая жизнь района, освещение работы предприятий, сельского хозяйства, различных отраслей; реклама до 40%.

Учитывая изложенное, размещение текста рекламы в газете «Новый Север» должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Текст рассматриваемой рекламы не содержит предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Новый Север», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006, является Государственное учреждение Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно Уставу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», копия которого имеется в материалах рекламного дела, Учреждение создано путём изменения типа Государственного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север» согласно постановлению Правительства Республики Коми от 14.07.2008 № 185; Учреждение является юридическим лицом - некоммерческой организацией. 

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП., рекламораспространителем  - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север». Реклама была заказана по телефону и оплачена рекламодателем 27.07.2012 в редакции газеты. Содержание рекламы определил рекламодатель. Реклама не утверждалась и не согласовывалась.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП указала, что она является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Содержание рекламного материала диктовалось по телефону и до момента публикации рекламу она не видела. Согласование по тексту и внешнему виду рекламного материала с ИП не производилось. Оплата за публикацию была произведена 27.07.2012.

АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела представлены выписки из кассовой книги за июль 2012 г. и журнала учёта оплаты рекламы, а также копия приходного кассового ордера № 312 от 27.07.2012.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама опубликована без пометки «реклама» в связи с тем, что в верхней части последней полосы газеты под общим заголовком имела место надпись: «Реклама, объявления, поздравления», что, по мнению Учреждения, соответствует требованиям ст. 16 Закона о рекламе.

   Вышеуказанный довод АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» полежит отклонению, поскольку обозначенное не свидетельствует о соблюдении Учреждением требований ст. 16 Закона о рекламе. Из ссылки не явствует, какая именно информация является рекламной, она не конкретизирует определенные рекламные объявления, к которым относится. При этом из содержания ст. 16 Закона о рекламе следует, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы» при размещении каждого рекламного материала, каждого рекламного объявления.

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением рекламного законодательства, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

В соответствии с пунктами 6.4, 6.5 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» руководитель осуществляет управление Учреждением на основе единоначалия, организует работу и несёт ответственность за его деятельность; руководитель несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством Российской Федерации.

В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: приказа Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям № 03-03/58/1 от 02.02.2012 о приёме на работу руководителем АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», трудового договора № 16 от 27.04.2012, заключенного между Агентством Республики Коми по печати и массовым коммуникациям и  <…>.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением законодательства о рекламе, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно п. 1.9 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» Учреждение не преследует извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности, но вправе осуществлять иные виды деятельности (в том числе рекламную) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

В силу п. 2.1 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» основными направлениями деятельности Учреждения являются: выпуск газеты «Новый Север» и приложений к ней и связанная с этим рекламная и информационная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ  б/н от 05.09.2012 в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», основным видом экономической деятельности Учреждения является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Учреждения.

Согласно выписке из ЕГРИП № 1/2013 от 05.06.2013 основным видом экономической деятельности ИП является деятельность агентств по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха; одним из дополнительных видов деятельности ИП является розничная торговля одеждой.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП с целью получения прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 произошло как по вине рекламодателя - ИП, так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения; нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП на стадии заказа, а АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения на стадии производства и распространения рассматриваемой рекламы не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

ИП в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указала, что ей не было известно, в какой последовательности и как будет размещён текст рекламы; повлиять на форму, текст, опечатки или ошибки она не могла.

Вышеуказанный довод ИП Комиссией отклонен в связи с нижеследующим.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Из материалов рекламного дела исключительной вины АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не усматривается.

Из письменных пояснений, представленных АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, следует, что содержание и наполнение рекламы определено рекламодателем - ИП.; при заказе рекламы ИП не просила о её согласовании; реклама оплачена ИП после её распространения в редакции газеты, при этом претензий со стороны рекламодателя в адрес АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не поступало.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель, на которого в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, заказав изготовление и размещение рекламы, в дальнейшем не предпринял должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, по сути, уклонился от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории Ижемского района Республики Коми 21.07.2012.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается выпусками газеты «Новый Север» № 151-152 от 19.12.2012, № 153 от 22.12.2012, копии которых имеются в материалах рекламного дела.

В связи с добровольным устранением совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, размещенную на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012, следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения Николаевой Н.В. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), не передавать, поскольку срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истёк. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

 

Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  _______________

 

Члены Комиссии                                                               ________________ 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

11 сентября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

29 августа 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№03-1/7780___________

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия, Коми УФАС России), в составе:

<…> рассмотрев материалы дела № Р 13-03/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый север» (далее – АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», Учреждение) по факту распространения на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» с признаками нарушения требований ч. 1 ст. 28, ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в отсутствие:

- АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 16.08.2013 почтового отправления № 16700072586129, письмом вх. № 1771 эл. от 27.08.2013 просившего о рассмотрении дела в отсутствие представителя Учреждения,

- индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы от 27.08.2013,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012 рекламы следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/2263 от 20.03.2013 возбуждено дело № Р 13-03/13 по признакам нарушения ч. 1 ст. 28, ст. 16 Закона о рекламе в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

            Определением № 03-01/2814 от 04.04.2013 о продлении срока и отложении рассмотрения дела № Р 13-03/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена ИП

            Определением № 03-01/4629 от 30.05.2013 рассмотрение дела № Р 13-03/13 было приостановлено в связи с необходимостью установления местонахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ИП

            Определением № 03-01/6806 от 12.08.2013 производство по делу № Р 13-03/13 возобновлено.

            Из материалов дела № Р 13-03/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Указанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в периодическом печатном издании, а именно,  на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: фирме «ЧЕРНОБУРКА», кредиту, рассрочке, «Русфинанс Банк», «Русский стандарт», формирование и поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, информация, размещенная на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 от 21.07.2012, является рекламой.

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В силу ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

Согласно ч. 1 ст. 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация; финансовая услуга - это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно письменным пояснениям, представленным ИП в материалы рекламного дела, между и ЗАО «Банк Русский Стандарт» 14.12.2010 заключен договор об организации безналичных расчётов № 43-8-0000147789, также Т.Ю. 30.08.2007 заключено соглашение об организации безналичных расчётов № 10/08-07КИР с ООО «Русфинанс Банк»; оформление кредитных договоров осуществляется работником ИП, прошедшим обучение в вышеуказанных банках и получившим право на оформление кредитных договоров потребительского кредитования.

Таким образом, кредит, указанный в рассматриваемой рекламе, предоставляется банками, а именно, ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ООО «Русфинанс Банк».

Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Указание реквизитов организации, предоставляющей услуги по кредиту (финансовой  услуге), является  одной  из  гарантий  соблюдения  информационного  права  потребителей и является существенной для  потребителя  информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют полные наименования юридических лиц, оказывающих услуги по предоставлению кредита, в том числе не указаны их организационно-правовые формы.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона  о  рекламе.

В силу положений, установленных ст. 16 Закона о рекламе, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Согласно выходным данным газеты «Новый Север», а также информации размещенной на сайте http://izhma.ru, издание не является периодическим печатным изданием, специализирующимся на сообщениях и материалах рекламного характера.

В соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006 примерная тематика (специализация) газеты «Новый Север» - общественно-политическая жизнь района, освещение работы предприятий, сельского хозяйства, различных отраслей; реклама до 40%.

Учитывая изложенное, размещение текста рекламы в газете «Новый Север» должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы».

Текст рассматриваемой рекламы не содержит предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе.

В силу п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской  Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо,  осуществляющее  полностью  или  частично  приведение  информации в готовую для  распространения в виде  рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Новый Север», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3 – 0443 от 28.11.2006, является Государственное учреждение Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно Уставу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», копия которого имеется в материалах рекламного дела, Учреждение создано путём изменения типа Государственного учреждения Республики Коми «Редакция газеты «Новый Север» согласно постановлению Правительства Республики Коми от 14.07.2008 № 185; Учреждение является юридическим лицом - некоммерческой организацией. 

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП., рекламораспространителем  - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север». Реклама была заказана по телефону и оплачена рекламодателем 27.07.2012 в редакции газеты. Содержание рекламы определил рекламодатель. Реклама не утверждалась и не согласовывалась.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП указала, что она является рекламодателем рассматриваемой рекламы. Содержание рекламного материала диктовалось по телефону и до момента публикации рекламу она не видела. Согласование по тексту и внешнему виду рекламного материала с ИП не производилось. Оплата за публикацию была произведена 27.07.2012.

АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела представлены выписки из кассовой книги за июль 2012 г. и журнала учёта оплаты рекламы, а также копия приходного кассового ордера № 312 от 27.07.2012.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП, рекламопроизводителем и рекламораспространителем - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, рассматриваемая реклама опубликована без пометки «реклама» в связи с тем, что в верхней части последней полосы газеты под общим заголовком имела место надпись: «Реклама, объявления, поздравления», что, по мнению Учреждения, соответствует требованиям ст. 16 Закона о рекламе.

   Вышеуказанный довод АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» полежит отклонению, поскольку обозначенное не свидетельствует о соблюдении Учреждением требований ст. 16 Закона о рекламе. Из ссылки не явствует, какая именно информация является рекламной, она не конкретизирует определенные рекламные объявления, к которым относится. При этом из содержания ст. 16 Закона о рекламе следует, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или «на правах рекламы» при размещении каждого рекламного материала, каждого рекламного объявления.

Согласно письменным пояснениям, представленным АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением рекламного законодательства, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

В соответствии с пунктами 6.4, 6.5 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» руководитель осуществляет управление Учреждением на основе единоначалия, организует работу и несёт ответственность за его деятельность; руководитель несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством Российской Федерации.

В материалы рекламного дела представлены копии следующих документов: приказа Агентства Республики Коми по печати и массовым коммуникациям № 03-03/58/1 от 02.02.2012 о приёме на работу руководителем АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», трудового договора № 16 от 27.04.2012, заключенного между Агентством Республики Коми по печати и массовым коммуникациям и  <…>.

Из вышеизложенного следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение Учреждением законодательства о рекламе, является руководитель АУ РК «Редакция газеты «Новый Север».

Согласно п. 1.9 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» Учреждение не преследует извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности, но вправе осуществлять иные виды деятельности (в том числе рекламную) лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

В силу п. 2.1 Устава АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» основными направлениями деятельности Учреждения являются: выпуск газеты «Новый Север» и приложений к ней и связанная с этим рекламная и информационная деятельность.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ  б/н от 05.09.2012 в отношении АУ РК «Редакция газеты «Новый Север», основным видом экономической деятельности Учреждения является издательская деятельность.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» для получения прибыли при осуществлении уставной деятельности, что отвечает целям, обозначенным в Уставе Учреждения.

Согласно выписке из ЕГРИП № 1/2013 от 05.06.2013 основным видом экономической деятельности ИП является деятельность агентств по оптовой торговле текстильными изделиями, одеждой, обувью, изделиями из кожи и меха; одним из дополнительных видов деятельности ИП является розничная торговля одеждой.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП с целью получения прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 произошло как по вине рекламодателя - ИП, так и по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения; нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя - АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП на стадии заказа, а АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения на стадии производства и распространения рассматриваемой рекламы не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, ИП нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителем Учреждения нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

ИП в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указала, что ей не было известно, в какой последовательности и как будет размещён текст рекламы; повлиять на форму, текст, опечатки или ошибки она не могла.

Вышеуказанный довод ИП Комиссией отклонен в связи с нижеследующим.

В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Из материалов рекламного дела исключительной вины АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не усматривается.

Из письменных пояснений, представленных АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» в материалы рекламного дела, следует, что содержание и наполнение рекламы определено рекламодателем - ИП.; при заказе рекламы ИП не просила о её согласовании; реклама оплачена ИП после её распространения в редакции газеты, при этом претензий со стороны рекламодателя в адрес АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» не поступало.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что рекламодатель, на которого в силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе возложена ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, заказав изготовление и размещение рекламы, в дальнейшем не предпринял должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе, по сути, уклонился от обязанности по контролю за содержанием рекламы, что является исключительной зоной ответственности рекламодателя.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась на территории Ижемского района Республики Коми 21.07.2012.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается выпусками газеты «Новый Север» № 151-152 от 19.12.2012, № 153 от 22.12.2012, копии которых имеются в материалах рекламного дела.

В связи с добровольным устранением совершённого нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу, размещенную на последней полосе газеты «Новый Север» № 86 (10764) от 21.07.2012, следующего содержания: «Фирма «ЧЕРНОБУРКА» г. Киров. ЛЕТНЯЯ РАСПРОДАЖА. Скидки – подарки; кредит – рассрочка. п. Щельяюр – 24 и 25 июля; с. Сизябск – 26 и 27 июля. (Кредит – «Русфинанс Банк», «Русский стандарт»)» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 и ст. 16 Закона о рекламе.

2. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и ИП не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП, АУ РК «Редакция газеты «Новый Север» и руководителя Учреждения Николаевой Н.В. дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), не передавать, поскольку срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истёк. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

 

Решение в полном объеме изготовлено 11 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                  _______________

 

Члены Комиссии                                                               ________________ 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/7780 [format] => [safe_value] => 03-01/7780 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 13-03/13 [format] => [safe_value] => Р 13-03/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-12 13:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-09-11 13:50:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1378993965 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )