Решение по делу АО 124-05/12

Номер дела: АО 124-05/12
Дата публикации: 17 июня 2013, 16:41

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2013 года

 

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года

 

 

 

                                           № 05-03/5065           
                                           г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 124-05/12 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено государственное унитарное предприятие Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП РК «РБТИ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, дом 197.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра по Республике Коми), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.20006 до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Управление Росреестра по Республике Коми по Положению об Управлении Росреестра по Республике Коми, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/169 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми» является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Республики Коми.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457  «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) предусмотрено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В силу части 1 статьи 29 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

в качестве индивидуального предпринимателя;

в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Частью 1 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

Частью 3 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости определено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 01.01.2013. При этом с 01.01.2013  и до 01.012014 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31.12.2012 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам а) и б) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Положением об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 в редакции Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 436, установлен порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

По пункту 1.2 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

По пункту 1.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации подтверждает технические и материальные возможности организации осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для аккредитованной организации законодательством Российской Федерации.

По пункту 3.14 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации может быть отозвана в случае:

несоблюдения аккредитованной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и (или) Положения;

непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением, для рассмотрения сведений о допущенных аккредитованной организацией нарушениях;

возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям Положения.

Пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства предусмотрены требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:

регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение организацией обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье;

наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

наличие у организации помещения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на весь период аккредитации, но не менее чем на один год, позволяющего обеспечить размещение сотрудников аккредитуемой организации и ее архива;

наличие у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, установленных Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе измерительных приборов (например, тахеометры и (или) теодолиты, лазерные рулетки (дальномеры), а также компьютерных систем и средств вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.

 

По пункту 3.15 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства основаниями для рассмотрения вопроса об отзыве аккредитации у организации является установление Комиссией одного из обстоятельств, указанных в пункте 3.14 Положения.

Решение об отзыве аккредитации принимается Комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Положения, и утверждается приказом территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение об отзыве аккредитации доводится до сведения аккредитованной организации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по месту ее регистрации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

 По пункту 3.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства решение об аккредитации принимается Комиссией по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации или Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в случае, если территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации не создана такая Комиссия, или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

По пункту 3.13 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет реестр аккредитованных организаций. Сведения реестра аккредитованных организаций с указанием территорий субъектов Российской Федерации, на которых указанные организации осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, являются общедоступными и должны быть в трехдневный срок размещены в сети «Интернет» на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 18.11.2010 № 138-од «О создании комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства», которым создана Комиссия по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми (далее - Комиссия).

У ГУП РК «РБТИ» с 27.07.2005 имелась аккредитация на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (свидетельство  серия РН-1 № 000023 об аккредитации организации  на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

Комиссией 15.12.2011 принято решение об отзыве у ГУП РК «РБТИ» аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (далее - Решение об отзыве аккредитации) вследствие несоответствия ГУП РК «РБТИ» требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Данное решение оформлено протоколом № 2 от 15.12.2012 заседания Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 15.12.2011 № 156-од «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства» (далее - Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации), которым утверждено Решение об отзыве аккредитации.

По делу № А29-877/2012 решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.01.2013, Решение об отзыве аккредитации, Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации признаны недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Товарный рынок кадастровых работ в границах Республики Коми в 2011-2012 годах являлся конкурентным, в 2013 году является конкурентным. Участниками такого товарного рынка в 2011-2012 годах являлись и в 2013 году являются кадастровые инженеры, являющиеся индивидуальными предпринимателями, федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», ГУП РК «РБТИ».

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

Такие действия не привели к соответствующим последствиям только вследствие принятия по делу № А29-877/2012 определения Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2011 обеспечительных мер в виде приостановления действия Решения об отзыве аккредитации, Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Предписание выдаче не подлежит в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

   1. Признать Управление Росреестра по Республике Коми нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, в части совершения действий в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации, которые явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

            2. Не выдавать предписание в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

stdClass Object ( [vid] => 11860 [uid] => 5 [title] => Решение по делу АО 124-05/12 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11860 [type] => solution [language] => ru [created] => 1371473064 [changed] => 1371473064 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1371473064 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2013 года

 

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года

 

 

 

                                           № 05-03/5065           
                                           г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 124-05/12 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено государственное унитарное предприятие Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП РК «РБТИ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, дом 197.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра по Республике Коми), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.20006 до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Управление Росреестра по Республике Коми по Положению об Управлении Росреестра по Республике Коми, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/169 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми» является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Республики Коми.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457  «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) предусмотрено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В силу части 1 статьи 29 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

в качестве индивидуального предпринимателя;

в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Частью 1 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

Частью 3 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости определено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 01.01.2013. При этом с 01.01.2013  и до 01.012014 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31.12.2012 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам а) и б) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Положением об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 в редакции Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 436, установлен порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

По пункту 1.2 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

По пункту 1.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации подтверждает технические и материальные возможности организации осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для аккредитованной организации законодательством Российской Федерации.

По пункту 3.14 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации может быть отозвана в случае:

несоблюдения аккредитованной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и (или) Положения;

непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением, для рассмотрения сведений о допущенных аккредитованной организацией нарушениях;

возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям Положения.

Пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства предусмотрены требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:

регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение организацией обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье;

наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

наличие у организации помещения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на весь период аккредитации, но не менее чем на один год, позволяющего обеспечить размещение сотрудников аккредитуемой организации и ее архива;

наличие у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, установленных Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе измерительных приборов (например, тахеометры и (или) теодолиты, лазерные рулетки (дальномеры), а также компьютерных систем и средств вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.

 

По пункту 3.15 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства основаниями для рассмотрения вопроса об отзыве аккредитации у организации является установление Комиссией одного из обстоятельств, указанных в пункте 3.14 Положения.

Решение об отзыве аккредитации принимается Комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Положения, и утверждается приказом территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение об отзыве аккредитации доводится до сведения аккредитованной организации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по месту ее регистрации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

 По пункту 3.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства решение об аккредитации принимается Комиссией по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации или Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в случае, если территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации не создана такая Комиссия, или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

По пункту 3.13 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет реестр аккредитованных организаций. Сведения реестра аккредитованных организаций с указанием территорий субъектов Российской Федерации, на которых указанные организации осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, являются общедоступными и должны быть в трехдневный срок размещены в сети «Интернет» на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 18.11.2010 № 138-од «О создании комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства», которым создана Комиссия по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми (далее - Комиссия).

У ГУП РК «РБТИ» с 27.07.2005 имелась аккредитация на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (свидетельство  серия РН-1 № 000023 об аккредитации организации  на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

Комиссией 15.12.2011 принято решение об отзыве у ГУП РК «РБТИ» аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (далее - Решение об отзыве аккредитации) вследствие несоответствия ГУП РК «РБТИ» требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Данное решение оформлено протоколом № 2 от 15.12.2012 заседания Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 15.12.2011 № 156-од «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства» (далее - Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации), которым утверждено Решение об отзыве аккредитации.

По делу № А29-877/2012 решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.01.2013, Решение об отзыве аккредитации, Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации признаны недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Товарный рынок кадастровых работ в границах Республики Коми в 2011-2012 годах являлся конкурентным, в 2013 году является конкурентным. Участниками такого товарного рынка в 2011-2012 годах являлись и в 2013 году являются кадастровые инженеры, являющиеся индивидуальными предпринимателями, федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», ГУП РК «РБТИ».

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

Такие действия не привели к соответствующим последствиям только вследствие принятия по делу № А29-877/2012 определения Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2011 обеспечительных мер в виде приостановления действия Решения об отзыве аккредитации, Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Предписание выдаче не подлежит в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

   1. Признать Управление Росреестра по Республике Коми нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, в части совершения действий в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации, которые явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

            2. Не выдавать предписание в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2013 года

 

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 года

 

 

 

                                           № 05-03/5065           
                                           г. Сыктывкар

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 124-05/12 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено государственное унитарное предприятие Республики Коми «Республиканское бюро технической инвентаризации» (далее - ГУП РК «РБТИ»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Карла Маркса, дом 197.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее - Управление Росреестра по Республике Коми), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, шоссе Сысольское, дом 1/4.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.20006 до 06.01.2012, хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу пункта 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

По пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Управление Росреестра по Республике Коми по Положению об Управлении Росреестра по Республике Коми, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 № П/169 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми» является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Республики Коми.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457  «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) предусмотрено, что кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).

В силу части 1 статьи 29 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:

в качестве индивидуального предпринимателя;

в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.

Частью 1 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении земельных участков с 01.03.2008. При этом до 01.01.2011 такую кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству.

Частью 3 статьи 44 Закона о государственном кадастре недвижимости определено, что кадастровые инженеры осуществляют в установленном настоящим Федеральным законом порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 01.01.2013. При этом с 01.01.2013  и до 01.012014 эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31.12.2012 имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

Согласно подпунктам а) и б) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляют Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы; до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утверждаемым указанным Министерством.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации преобразовано в Министерство экономического развития Российской Федерации.

Положением об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.04.2005 № 70 в редакции Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.09.2010 № 436, установлен порядок проведения аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - Положение об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

По пункту 1.2 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, проводится в целях подтверждения наличия необходимой материально-технической обеспеченности указанных организаций, а также в целях обеспечения гарантий их ответственности перед заинтересованными лицами и определения возможности ведения названными организациями технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

По пункту 1.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации подтверждает технические и материальные возможности организации осуществлять технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, а также исполнять в процессе своей деятельности иные обязанности, установленные для аккредитованной организации законодательством Российской Федерации.

По пункту 3.14 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства аккредитация организации может быть отозвана в случае:

несоблюдения аккредитованной организацией требований законодательства Российской Федерации в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и (или) Положения;

непредставления документов или информации, предусмотренной настоящим Положением, для рассмотрения сведений о допущенных аккредитованной организацией нарушениях;

возникшего несоответствия аккредитованной организации требованиям Положения.

Пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства предусмотрены требования, предъявляемые к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства:

регистрация организации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение организацией обслуживания физических и юридических лиц не менее чем 6 дней в неделю, включая субботу и (или) воскресенье;

наличие у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации» и от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

наличие у организации помещения на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды на весь период аккредитации, но не менее чем на один год, позволяющего обеспечить размещение сотрудников аккредитуемой организации и ее архива;

наличие у организации возможности соблюдения требований по подготовке и хранению технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации, а также по предоставлению сведений об объектах капитального строительства, установленных Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

наличие у организации оборудования, позволяющего осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в том числе измерительных приборов (например, тахеометры и (или) теодолиты, лазерные рулетки (дальномеры), а также компьютерных систем и средств вычислительной техники, специализированного программного обеспечения и иного специального оборудования и программного обеспечения, позволяющих обеспечить формирование и предоставление сведений об объектах капитального строительства в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.

 

По пункту 3.15 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства основаниями для рассмотрения вопроса об отзыве аккредитации у организации является установление Комиссией одного из обстоятельств, указанных в пункте 3.14 Положения.

Решение об отзыве аккредитации принимается Комиссией в порядке, предусмотренном пунктом 3.3 Положения, и утверждается приказом территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Решение об отзыве аккредитации доводится до сведения аккредитованной организации и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по месту ее регистрации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

 По пункту 3.3 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства решение об аккредитации принимается Комиссией по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации или Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в случае, если территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту Российской Федерации не создана такая Комиссия, или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

По пункту 3.13 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии ведет реестр аккредитованных организаций. Сведения реестра аккредитованных организаций с указанием территорий субъектов Российской Федерации, на которых указанные организации осуществляют технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, являются общедоступными и должны быть в трехдневный срок размещены в сети «Интернет» на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 18.11.2010 № 138-од «О создании комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства», которым создана Комиссия по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми (далее - Комиссия).

У ГУП РК «РБТИ» с 27.07.2005 имелась аккредитация на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (свидетельство  серия РН-1 № 000023 об аккредитации организации  на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства).

Комиссией 15.12.2011 принято решение об отзыве у ГУП РК «РБТИ» аккредитации на осуществление технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Республики Коми (далее - Решение об отзыве аккредитации) вследствие несоответствия ГУП РК «РБТИ» требованиям, установленным пунктом 2.1 Положения об аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Данное решение оформлено протоколом № 2 от 15.12.2012 заседания Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства Управления Росреестра по Республике Коми.

Управлением Росреестра по Республике Коми издан приказ от 15.12.2011 № 156-од «Об утверждении решения Комиссии по аккредитации организаций технического учета и технической инвентаризации объектов коммунального строительства» (далее - Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации), которым утверждено Решение об отзыве аккредитации.

По делу № А29-877/2012 решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.01.2013, Решение об отзыве аккредитации, Приказ об утверждении решения об отзыве аккредитации признаны недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Товарный рынок кадастровых работ в границах Республики Коми в 2011-2012 годах являлся конкурентным, в 2013 году является конкурентным. Участниками такого товарного рынка в 2011-2012 годах являлись и в 2013 году являются кадастровые инженеры, являющиеся индивидуальными предпринимателями, федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», ГУП РК «РБТИ».

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

Такие действия не привели к соответствующим последствиям только вследствие принятия по делу № А29-877/2012 определения Арбитражного суда Республики Коми от 11.01.2011 обеспечительных мер в виде приостановления действия Решения об отзыве аккредитации, Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации.

Действия Управления Росреестра по Республике Коми в виде в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации являются нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Предписание выдаче не подлежит в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

   1. Признать Управление Росреестра по Республике Коми нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, в части совершения действий в виде принятия Решения об отзыве аккредитации, издания Приказа об утверждении решения об отзыве аккредитации, которые явились необоснованным препятствием осуществлению ГУП РК «РБТИ» кадастровой деятельности в границах Республики Коми, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке кадастровых работ в границах Республики Коми путем сокращения числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на таком товарном рынке.

            2. Не выдавать предписание в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03/5065 [format] => [safe_value] => 05-03/5065 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АО 124-05/12 [format] => [safe_value] => АО 124-05/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-17 12:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-14 12:41:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1371473064 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )