• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение по делу № А 29-11/12 в отношении ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»

Номер дела: А 29-11/12
Дата публикации: 5 марта 2013, 15:28

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/1489

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения оглашена   «14» февраля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено   «26» февраля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 29-11/12, возбужденное 22.11.2012 по признакам нарушения Государственным учреждением «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее – ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»), адрес (место нахождения): 167019, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 1 «а», ОГРН 1021101123075, ИНН 1121009708, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон  о защите конкуренции),  

при участии:

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми (далее – Минздрав Республики Коми) по доверенности от 09.01.2013 № 249-конф.

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22.11.2013 № 445 возбуждено дело № А 29-11/12 по признакам нарушения ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель на рассмотрение дела не явился. В материалах дела № А 29-11/12 имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела. Заявитель направил в адрес Коми УФАС России ходатайство от 19.01.2013 о рассмотрении дела № А 29-11/12 в его отсутствие.

Комиссия в отсутствие возражений представителей ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», Минздрава Республики Коми сочла возможным рассмотреть дело № А 29-11/12 в отсутствие Заявителя.  

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в силу ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление физического лица  (Заявителя), направленное ФАС России письмом от 09.08.2012 № ИА/25543 (вх. № 4767 от 22.08.2012) на рассмотрение в Коми УФАС России, по вопросу   обоснованности установления ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» платы за осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей.      

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Видами медицинского освидетельствования являются, в том числе:  психиатрическое освидетельствование; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год» в рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Предоставление услуги по медицинскому освидетельствованию на бесплатной основе указанной Программой не предусмотрено.

Согласно п. 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, платная медицинская помощь  оказывается за счет средств граждан и организаций.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг населению регламентированы Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от  13.01.1996 № 27 (далее – Правила № 27).

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил № 27 государственные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности, по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.

В силу п. 9 Правил № 27 цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минздравом РФ № 01-23/4-10, РАМН № 01-02/41 10.11.1999 утверждена Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг (далее – Инструкция).   

Минздравом Республики Коми утверждены Методические рекомендации по расчёту тарифов на медицинские услуги в учреждениях здравоохранения Республики Коми (Приказ от 09.08.2001 № 8/196), далее – Методические указания, Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Коми, учредителем которых является Минздрав Республики Коми, для граждан и юридических лиц (Приказ от 09.01.2010 № 12/340), далее – Порядок.

Согласно Инструкции, Методических указаний, Порядку платные услуги оказываются учреждением по ценам, покрывающим его издержки на оказание такой услуги. Учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги на основе фактических расходов учреждения.

Согласно п. 2.2 Инструкции расходы учреждения делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания, в том числе оплата труда основного персонала, начисления на оплату труда основного персонала; материальные затраты. К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, в том числе оплата труда общеучрежденческого персонала; начисления на оплату труда;  хозяйственные затраты;  затраты на материалы, канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг;  затраты на командировки и служебные разъезды; амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов; прочие затраты.

В соответствии с п. 20 Порядка в расчете цены на оказание платной услуги предусматривается процент рентабельности (прибыль). 

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено следующее.

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» оказывает платную медицинскую услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром в соответствии с Уставом, лицензией на осуществление медицинской деятельности № ФС-99-01-007364 от 05.2011, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, разрешением на право оказания платных медицинских услуг населению, выданным Минздравом Республики Коми от 05.11.2011 № 53.   

Главным врачом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее - Учреждение) 01.01.2012 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг (далее – Положение).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Положения цена на платную медицинскую услугу, а также уровень рентабельности по конкретной платной услуге, устанавливается ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» самостоятельно исходя из спроса населения на конкретную услугу и затрат на её оказание.

В соответствии с п. 3.3 Положения в расчет цены на услугу включаются: оплата труда работников Учреждения, оказывающих платные услуги; отчисления на социальное страхование; расходы на приобретение инвентаря, оборудования; арендная плата за пользование имуществом; рентабельность.

Приказом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» от 20.12.2011 № 195/01.01. утвержден прейскурант цен на платные медицинские услуги с 01.01.2012.

Согласно указанному Прейскуранту цена на услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром установлена ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в размере 450 рублей (без НДС).

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено, что в расчет цены на профилактический осмотр врачом психиатром Учреждение, руководствуясь Инструкцией и Положением, включило прямые расходы (расходы на оплату труда основного персонала, начисления на оплату труда, материальные затраты), косвенные расходы (оплата труда вспомогательного персонала, начисления на оплату труда вспомогательного персонала, коммунальные услуги); прибыль.    

Учреждение представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность цены на профилактический осмотр врачом психиатром, установленной с 01.01.2012 в размере 450 рублей, а именно: смету доходов и расходов на 2012 год, штатное расписание хозрасчетного кабинета по оказанию платной медицинской  услуги, расчеты фонда оплаты труда основного и вспомогательного персонала,  оборотно - сальдовые ведомости отдельно по каждой статье расходов. Учреждением в цену на указанную услугу включена прибыль исходя из рентабельности 9,65 %.  

Таким образом, цена на профилактический осмотр врачом психиатром, установленная Учреждением с 01.01.2012 в размере 450 рублей, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Согласно расчету оплаты труда основного персонала, заложенной в калькуляцию цены на профилактический осмотр врачом психиатром, оплата труда основного персонала: врача психиатра, медсестры определена исходя из нормы  времени, затраченного на оказание услуги, в размере 23 мин. и стоимости единицы  времени.

На заседании Комиссии 14.02.2013 представители ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» пояснили, что за основу была принята норма времени в размере 23 мин, установленная Приказом Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р «Об утверждении нормативов временных затрат на виды медицинской деятельности» для  медицинских учреждений республиканского подчинения, каковым является ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница». В 2011 году норма времени определена Учреждением на основании хронометражного наблюдения (фотографии рабочего времени), что подтверждено протоколом Учреждения от 28.12.2011.

Комиссией установлено, что Приказ Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р, в соответствии с которым установлены  нормативы временных затрат на виды медицинской деятельности, принят в целях упорядочения взаиморасчетов медицинских организаций с Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми и другими финансирующими организациями за оказанную медицинскую помощь по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, для определения стоимости одного посещения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в рамках реализации данной Программы. Следовательно, действие данного Приказа Минздрава Республики Коми не распространяется на оказание платной медицинской услуги.

Наличие нормативных правовых актов, регламентирующих норму рабочего времени на  оказание платной медицинской услуги по профилактическому осмотру врачом психиатром, Комиссией не установлено.   

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства»  оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При вышеуказанных обстоятельствах, достаточных оснований полагать, что со стороны ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в части установления цены на профилактический осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей имеет место быть виновное, умышленное, противоправное, неправомерное действие, которое можно охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.  

На основании вышеизложенного, в действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»   нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 29-11/12, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

stdClass Object ( [vid] => 11307 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А 29-11/12 в отношении ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 11307 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362483066 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/1489

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения оглашена   «14» февраля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено   «26» февраля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 29-11/12, возбужденное 22.11.2012 по признакам нарушения Государственным учреждением «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее – ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»), адрес (место нахождения): 167019, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 1 «а», ОГРН 1021101123075, ИНН 1121009708, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон  о защите конкуренции),  

при участии:

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми (далее – Минздрав Республики Коми) по доверенности от 09.01.2013 № 249-конф.

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22.11.2013 № 445 возбуждено дело № А 29-11/12 по признакам нарушения ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель на рассмотрение дела не явился. В материалах дела № А 29-11/12 имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела. Заявитель направил в адрес Коми УФАС России ходатайство от 19.01.2013 о рассмотрении дела № А 29-11/12 в его отсутствие.

Комиссия в отсутствие возражений представителей ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», Минздрава Республики Коми сочла возможным рассмотреть дело № А 29-11/12 в отсутствие Заявителя.  

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в силу ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление физического лица  (Заявителя), направленное ФАС России письмом от 09.08.2012 № ИА/25543 (вх. № 4767 от 22.08.2012) на рассмотрение в Коми УФАС России, по вопросу   обоснованности установления ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» платы за осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей.      

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Видами медицинского освидетельствования являются, в том числе:  психиатрическое освидетельствование; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год» в рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Предоставление услуги по медицинскому освидетельствованию на бесплатной основе указанной Программой не предусмотрено.

Согласно п. 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, платная медицинская помощь  оказывается за счет средств граждан и организаций.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг населению регламентированы Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от  13.01.1996 № 27 (далее – Правила № 27).

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил № 27 государственные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности, по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.

В силу п. 9 Правил № 27 цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минздравом РФ № 01-23/4-10, РАМН № 01-02/41 10.11.1999 утверждена Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг (далее – Инструкция).   

Минздравом Республики Коми утверждены Методические рекомендации по расчёту тарифов на медицинские услуги в учреждениях здравоохранения Республики Коми (Приказ от 09.08.2001 № 8/196), далее – Методические указания, Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Коми, учредителем которых является Минздрав Республики Коми, для граждан и юридических лиц (Приказ от 09.01.2010 № 12/340), далее – Порядок.

Согласно Инструкции, Методических указаний, Порядку платные услуги оказываются учреждением по ценам, покрывающим его издержки на оказание такой услуги. Учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги на основе фактических расходов учреждения.

Согласно п. 2.2 Инструкции расходы учреждения делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания, в том числе оплата труда основного персонала, начисления на оплату труда основного персонала; материальные затраты. К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, в том числе оплата труда общеучрежденческого персонала; начисления на оплату труда;  хозяйственные затраты;  затраты на материалы, канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг;  затраты на командировки и служебные разъезды; амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов; прочие затраты.

В соответствии с п. 20 Порядка в расчете цены на оказание платной услуги предусматривается процент рентабельности (прибыль). 

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено следующее.

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» оказывает платную медицинскую услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром в соответствии с Уставом, лицензией на осуществление медицинской деятельности № ФС-99-01-007364 от 05.2011, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, разрешением на право оказания платных медицинских услуг населению, выданным Минздравом Республики Коми от 05.11.2011 № 53.   

Главным врачом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее - Учреждение) 01.01.2012 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг (далее – Положение).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Положения цена на платную медицинскую услугу, а также уровень рентабельности по конкретной платной услуге, устанавливается ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» самостоятельно исходя из спроса населения на конкретную услугу и затрат на её оказание.

В соответствии с п. 3.3 Положения в расчет цены на услугу включаются: оплата труда работников Учреждения, оказывающих платные услуги; отчисления на социальное страхование; расходы на приобретение инвентаря, оборудования; арендная плата за пользование имуществом; рентабельность.

Приказом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» от 20.12.2011 № 195/01.01. утвержден прейскурант цен на платные медицинские услуги с 01.01.2012.

Согласно указанному Прейскуранту цена на услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром установлена ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в размере 450 рублей (без НДС).

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено, что в расчет цены на профилактический осмотр врачом психиатром Учреждение, руководствуясь Инструкцией и Положением, включило прямые расходы (расходы на оплату труда основного персонала, начисления на оплату труда, материальные затраты), косвенные расходы (оплата труда вспомогательного персонала, начисления на оплату труда вспомогательного персонала, коммунальные услуги); прибыль.    

Учреждение представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность цены на профилактический осмотр врачом психиатром, установленной с 01.01.2012 в размере 450 рублей, а именно: смету доходов и расходов на 2012 год, штатное расписание хозрасчетного кабинета по оказанию платной медицинской  услуги, расчеты фонда оплаты труда основного и вспомогательного персонала,  оборотно - сальдовые ведомости отдельно по каждой статье расходов. Учреждением в цену на указанную услугу включена прибыль исходя из рентабельности 9,65 %.  

Таким образом, цена на профилактический осмотр врачом психиатром, установленная Учреждением с 01.01.2012 в размере 450 рублей, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Согласно расчету оплаты труда основного персонала, заложенной в калькуляцию цены на профилактический осмотр врачом психиатром, оплата труда основного персонала: врача психиатра, медсестры определена исходя из нормы  времени, затраченного на оказание услуги, в размере 23 мин. и стоимости единицы  времени.

На заседании Комиссии 14.02.2013 представители ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» пояснили, что за основу была принята норма времени в размере 23 мин, установленная Приказом Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р «Об утверждении нормативов временных затрат на виды медицинской деятельности» для  медицинских учреждений республиканского подчинения, каковым является ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница». В 2011 году норма времени определена Учреждением на основании хронометражного наблюдения (фотографии рабочего времени), что подтверждено протоколом Учреждения от 28.12.2011.

Комиссией установлено, что Приказ Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р, в соответствии с которым установлены  нормативы временных затрат на виды медицинской деятельности, принят в целях упорядочения взаиморасчетов медицинских организаций с Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми и другими финансирующими организациями за оказанную медицинскую помощь по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, для определения стоимости одного посещения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в рамках реализации данной Программы. Следовательно, действие данного Приказа Минздрава Республики Коми не распространяется на оказание платной медицинской услуги.

Наличие нормативных правовых актов, регламентирующих норму рабочего времени на  оказание платной медицинской услуги по профилактическому осмотру врачом психиатром, Комиссией не установлено.   

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства»  оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При вышеуказанных обстоятельствах, достаточных оснований полагать, что со стороны ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в части установления цены на профилактический осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей имеет место быть виновное, умышленное, противоправное, неправомерное действие, которое можно охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.  

На основании вышеизложенного, в действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»   нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 29-11/12, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

№ 02-01/1489

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения оглашена   «14» февраля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено   «26» февраля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № А 29-11/12, возбужденное 22.11.2012 по признакам нарушения Государственным учреждением «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее – ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»), адрес (место нахождения): 167019, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 1 «а», ОГРН 1021101123075, ИНН 1121009708, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Закон  о защите конкуренции),  

при участии:

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» по доверенности от 10.01.2013,

<…> - представителя Министерства здравоохранения Республики Коми (далее – Минздрав Республики Коми) по доверенности от 09.01.2013 № 249-конф.

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 22.11.2013 № 445 возбуждено дело № А 29-11/12 по признакам нарушения ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель на рассмотрение дела не явился. В материалах дела № А 29-11/12 имеются сведения о надлежащем извещении заявителя о времени и месте рассмотрения дела. Заявитель направил в адрес Коми УФАС России ходатайство от 19.01.2013 о рассмотрении дела № А 29-11/12 в его отсутствие.

Комиссия в отсутствие возражений представителей ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница», Минздрава Республики Коми сочла возможным рассмотреть дело № А 29-11/12 в отсутствие Заявителя.  

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в силу ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в ст. 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление физического лица  (Заявителя), направленное ФАС России письмом от 09.08.2012 № ИА/25543 (вх. № 4767 от 22.08.2012) на рассмотрение в Коми УФАС России, по вопросу   обоснованности установления ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» платы за осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей.      

Согласно ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Закон № 323-ФЗ) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Видами медицинского освидетельствования являются, в том числе:  психиатрическое освидетельствование; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.10.2011 № 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год» в рамках Программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Предоставление услуги по медицинскому освидетельствованию на бесплатной основе указанной Программой не предусмотрено.

Согласно п. 4 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, платная медицинская помощь  оказывается за счет средств граждан и организаций.

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг населению регламентированы Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от  13.01.1996 № 27 (далее – Правила № 27).

В соответствии с п.п. 3, 4 Правил № 27 государственные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности, по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения.

В силу п. 9 Правил № 27 цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Минздравом РФ № 01-23/4-10, РАМН № 01-02/41 10.11.1999 утверждена Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная), которая определяет единый методический подход к расчету стоимости медицинских услуг (далее – Инструкция).   

Минздравом Республики Коми утверждены Методические рекомендации по расчёту тарифов на медицинские услуги в учреждениях здравоохранения Республики Коми (Приказ от 09.08.2001 № 8/196), далее – Методические указания, Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений Республики Коми, учредителем которых является Минздрав Республики Коми, для граждан и юридических лиц (Приказ от 09.01.2010 № 12/340), далее – Порядок.

Согласно Инструкции, Методических указаний, Порядку платные услуги оказываются учреждением по ценам, покрывающим его издержки на оказание такой услуги. Учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги на основе фактических расходов учреждения.

Согласно п. 2.2 Инструкции расходы учреждения делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с медицинской услугой и потребляемые в процессе ее оказания, в том числе оплата труда основного персонала, начисления на оплату труда основного персонала; материальные затраты. К косвенным расходам относятся те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, в том числе оплата труда общеучрежденческого персонала; начисления на оплату труда;  хозяйственные затраты;  затраты на материалы, канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг;  затраты на командировки и служебные разъезды; амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов; прочие затраты.

В соответствии с п. 20 Порядка в расчете цены на оказание платной услуги предусматривается процент рентабельности (прибыль). 

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено следующее.

ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» оказывает платную медицинскую услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром в соответствии с Уставом, лицензией на осуществление медицинской деятельности № ФС-99-01-007364 от 05.2011, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, разрешением на право оказания платных медицинских услуг населению, выданным Минздравом Республики Коми от 05.11.2011 № 53.   

Главным врачом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» (далее - Учреждение) 01.01.2012 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления платных медицинских услуг (далее – Положение).

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Положения цена на платную медицинскую услугу, а также уровень рентабельности по конкретной платной услуге, устанавливается ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» самостоятельно исходя из спроса населения на конкретную услугу и затрат на её оказание.

В соответствии с п. 3.3 Положения в расчет цены на услугу включаются: оплата труда работников Учреждения, оказывающих платные услуги; отчисления на социальное страхование; расходы на приобретение инвентаря, оборудования; арендная плата за пользование имуществом; рентабельность.

Приказом ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» от 20.12.2011 № 195/01.01. утвержден прейскурант цен на платные медицинские услуги с 01.01.2012.

Согласно указанному Прейскуранту цена на услугу по профилактическому осмотру врачом психиатром установлена ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в размере 450 рублей (без НДС).

Из материалов антимонопольного дела № А 29-11/12 Комиссией установлено, что в расчет цены на профилактический осмотр врачом психиатром Учреждение, руководствуясь Инструкцией и Положением, включило прямые расходы (расходы на оплату труда основного персонала, начисления на оплату труда, материальные затраты), косвенные расходы (оплата труда вспомогательного персонала, начисления на оплату труда вспомогательного персонала, коммунальные услуги); прибыль.    

Учреждение представило доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность цены на профилактический осмотр врачом психиатром, установленной с 01.01.2012 в размере 450 рублей, а именно: смету доходов и расходов на 2012 год, штатное расписание хозрасчетного кабинета по оказанию платной медицинской  услуги, расчеты фонда оплаты труда основного и вспомогательного персонала,  оборотно - сальдовые ведомости отдельно по каждой статье расходов. Учреждением в цену на указанную услугу включена прибыль исходя из рентабельности 9,65 %.  

Таким образом, цена на профилактический осмотр врачом психиатром, установленная Учреждением с 01.01.2012 в размере 450 рублей, не превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли.

Согласно расчету оплаты труда основного персонала, заложенной в калькуляцию цены на профилактический осмотр врачом психиатром, оплата труда основного персонала: врача психиатра, медсестры определена исходя из нормы  времени, затраченного на оказание услуги, в размере 23 мин. и стоимости единицы  времени.

На заседании Комиссии 14.02.2013 представители ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» пояснили, что за основу была принята норма времени в размере 23 мин, установленная Приказом Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р «Об утверждении нормативов временных затрат на виды медицинской деятельности» для  медицинских учреждений республиканского подчинения, каковым является ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница». В 2011 году норма времени определена Учреждением на основании хронометражного наблюдения (фотографии рабочего времени), что подтверждено протоколом Учреждения от 28.12.2011.

Комиссией установлено, что Приказ Минздрава Республики Коми от 23.02.1998 № 20-р, в соответствии с которым установлены  нормативы временных затрат на виды медицинской деятельности, принят в целях упорядочения взаиморасчетов медицинских организаций с Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми и другими финансирующими организациями за оказанную медицинскую помощь по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, для определения стоимости одного посещения при оказании амбулаторно-поликлинической помощи в рамках реализации данной Программы. Следовательно, действие данного Приказа Минздрава Республики Коми не распространяется на оказание платной медицинской услуги.

Наличие нормативных правовых актов, регламентирующих норму рабочего времени на  оказание платной медицинской услуги по профилактическому осмотру врачом психиатром, Комиссией не установлено.   

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства»  оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует в частности определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При вышеуказанных обстоятельствах, достаточных оснований полагать, что со стороны ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница» в части установления цены на профилактический осмотр врачом психиатром в размере 450 рублей имеет место быть виновное, умышленное, противоправное, неправомерное действие, которое можно охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Комиссии не имеется.  

На основании вышеизложенного, в действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница»   нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции не установлено.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьей 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № А 29-11/12, возбужденного по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ГУ «Коми Республиканская психиатрическая больница».

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дела об обжаловании решения антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-01/1489 [format] => [safe_value] => 02-01/1489 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А 29-11/12 [format] => [safe_value] => А 29-11/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 67 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 67 [vid] => 6 [name] => Социальная сфера [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-05 11:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-26 11:28:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362483066 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )