Постановление по делу № АШ 36-09/12 в отношении ОАО «Воркутауголь»

Номер дела: АШ 36-09/12
Дата публикации: 24 сентября 2012, 17:40

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

18 сентября 2012 года

 

 

 

№ 02-17/8349

Сыктывкар

о назначении административного наказания по делу № АШ 36-09/12

об административном правонарушении

 

Временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), юридический и почтовый адрес: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 05.09.2012, материалы дела № АШ 36-09/12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении открытого акционерного общества  «Воркутауголь» (далее – ОАО «Воркутауголь», Общество), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001; р/с 40702810228150001636 в Воркутинском отделении № 7128 ОАО «Сбербанк России»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены ст. 44 Закона о защите конкуренции.

В Коми УФАС России поступило заявление ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012) о нарушении ОАО «Воркутауголь» антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на  каменный уголь марки ГЖО сорт СШ.

Согласно ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций, их должностных лиц, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Коми УФАС России в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрения заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012),  руководствуясь ч. 1 ст. 25, ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции, направило в адрес ОАО «Воркутауголь» запрос от 08.06.2012 № 02-07/4827 (получено ОАО «Воркутауголь» 13.06.2012  согласно уведомлению № 16700058955741) о представлении в срок до 06.07.2012 надлежащим образом заверенных документов и письменной информации, в том числе:  

По п. 13: Копий первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», в соответствии с которыми произведен расчет цен, указанных в п. 12 настоящего запроса, в том числе отдельно по каждой статье расходов, включая по заработной плате, прибыли, налогам (п. 13).

По п. 14: Документов, подтверждающих экономическую обоснованность изменения (в сторону увеличения) цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9» (руб./тн без НДС):

- с 01.01.2012 по отношению к 01.09.2011 на 10 %;

- с 01.06.2012 (по первому варианту, указанному в п. 12.3.1 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 9,6 %;

- с 01.06.2012 (по второму варианту, указанному в п. 12.3.2 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 5,9 %.   

Согласно ходатайству ОАО «Воркутауголь» от 04.07.2012 № 16-6/825 срок представления сведений по требованию Коми УФАС России в соответствии с запросом от  08.06.2012 № 02-07/4827 письмом от 06.07.2012 № 02-07/5895 продлен до 27.07.2012.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 представило сведения по требованию Коми УФАС России по п.п. 1 - 12, 15- 26 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827 в установленный срок (до 27.07.2012).    

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 по п. 13 запроса Коми УФАС России от 08.06.2012 № 02-07/4827 пояснило, что цена на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», продиктована рыночными условиями и определена в ходе переговоров. По п. 14 данного запроса указало, что изменение цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес  Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», обусловлено увеличением цен на уголь поставщиком – ЗАО «Шахта Воргашорская 2», данные сведения являются коммерческой тайной ОАО «Воркутауголь».

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России в установленный срок (до 27.07.2012) сведения в соответствии с п.п. 13, 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. 5027 от 05.09.2012) представило по п. 14 запроса от  08.06.2012 № 02-07/4827 документы (копию договора поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, заключенного между ОАО «Воркутауголь» и ЗАО «Шахта Воргашорская 2»). 

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» до составления протокола об административном правонарушении представило по требованию Коми УФАС России документы в соответствии с п. 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.  Документы в соответствии с п. 13 указанного запроса ОАО «Воркутауголь» не представило ни на дату составления протокола, ни на дату рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12. 

Между тем, согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

  С точки зрения антимонопольного законодательства для квалификации действий ОАО «Воркутауголь» как установление монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ необходимо определить сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии со ст.ст. 252, 253 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона  от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

   Таким образом, Коми УФАС России в целях осуществления антимонопольного контроля, для расследования  наличия либо отсутствия признаков установления монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, запросило у ОАО «Воркутауголь», в том числе сведения по п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Договор поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, представленный ОАО «Воркутауголь» письмом от  29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. № 5027 от 05.09.2012) в адрес Коми УФАС России, не является первичным документом, подтверждающим экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9».  

В виду отсутствия первичных документов, подтверждающих расходы ОАО «Воркутауголь» по производству и реализации каменного угля марки ГЖО сорта СШ,  у антимонопольного управления отсутствуют в полном объёме доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии  признаков монопольно высокой цены по критериям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 5. ст. 19.8  КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении по требованию Коми УФАС России сведений (информации) в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Вина ОАО «Воркутауголь» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, является установленной.

Коми УФАС России письмом от 17.08.2012 № 02-17/7255 (получено ОАО «Воркутауголь» согласно уведомлению № 16700061959453 от 20.08.2012) надлежащим образом известило законного представителя ОАО «Воркутауголь» о дате, времени и месте составления протокола об административном  правонарушении. 

Законный представитель ОАО «Воркутауголь» на составление и подписание протокола об административном правонарушении не явился, направил защитника <...>а А.Ю. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-006/12. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, составлен 05.09.2012 в присутствии защитника ОАО «Воркутауголь» <...>а А.Ю. по доверенности.

Коми УФАС России письмом от 07.09.2012 № 02-17/7976 направило в адрес законного представителя ОАО «Воркутауголь» копию протокола об административном правонарушении, определение от 06.09.2012 o назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12, вызове лиц по делу на 18.09.2012 в 15.00 часов, что подтверждается уведомлением № 16700062960243 от 12.09.2012.

На рассмотрение дела № АШ 36-09/12 явился защитник ОАО «Воркутауголь»  <...>а О.А. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-002/12.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12 усматривается, что нарушение требований антимонопольного законодательства произошло по вине ОАО «Воркутауголь». При этом не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения организацией требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «Воркутауголь» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12 ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России сведения в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ОАО «Воркутауголь», предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус «А».

Время совершения административного правонарушения – 28.07.2012.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ОАО «Воркутауголь» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не истек.

  В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ является формальным и не требует наступления каких-либо последствий.

Статья 19.8 КоАП РФ включена в главу 19 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения против порядка управления.

В связи с вышеизложенным, учитывая цели и задачи законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере порядка управления, нарушение которых препятствует выполнению антимонопольными органами возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Непредставление ОАО «Воркутауголь» по требованию Коми УФАС России сведений в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, привело к невозможности рассмотрения антимонопольным управлением заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012)  и, как следствие, создало препятствие в осуществлении антимонопольным управлением законной деятельности по рассмотрению заявлений, осуществления антимонопольного контроля.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч.  3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершённого ОАО «Воркутауголь» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 5 ст. 19.8, 23.48. частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Воркутауголь», адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8  КоАП РФ.

  1. Назначить открытому акционерному обществу «Воркутауголь»   административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста  тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

 

Штраф должен быть уплачен платежным поручением через расчетный счет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87401000000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ №_______ ОТ _______СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ _____

 
         

 

В тридцатидневный срок со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу ОАО «Воркутауголь» представить в Коми УФАС России надлежащим образом заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа.

Согласно части 5 ст. 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (10 суток со дня вручения или получения копии постановления), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.                                              

stdClass Object ( [vid] => 10497 [uid] => 5 [title] => Постановление по делу № АШ 36-09/12 в отношении ОАО «Воркутауголь» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10497 [type] => solution [language] => ru [created] => 1348494203 [changed] => 1368719029 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368719029 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

18 сентября 2012 года

 

 

 

№ 02-17/8349

Сыктывкар

о назначении административного наказания по делу № АШ 36-09/12

об административном правонарушении

 

Временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), юридический и почтовый адрес: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 05.09.2012, материалы дела № АШ 36-09/12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении открытого акционерного общества  «Воркутауголь» (далее – ОАО «Воркутауголь», Общество), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001; р/с 40702810228150001636 в Воркутинском отделении № 7128 ОАО «Сбербанк России»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены ст. 44 Закона о защите конкуренции.

В Коми УФАС России поступило заявление ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012) о нарушении ОАО «Воркутауголь» антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на  каменный уголь марки ГЖО сорт СШ.

Согласно ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций, их должностных лиц, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Коми УФАС России в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрения заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012),  руководствуясь ч. 1 ст. 25, ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции, направило в адрес ОАО «Воркутауголь» запрос от 08.06.2012 № 02-07/4827 (получено ОАО «Воркутауголь» 13.06.2012  согласно уведомлению № 16700058955741) о представлении в срок до 06.07.2012 надлежащим образом заверенных документов и письменной информации, в том числе:  

По п. 13: Копий первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», в соответствии с которыми произведен расчет цен, указанных в п. 12 настоящего запроса, в том числе отдельно по каждой статье расходов, включая по заработной плате, прибыли, налогам (п. 13).

По п. 14: Документов, подтверждающих экономическую обоснованность изменения (в сторону увеличения) цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9» (руб./тн без НДС):

- с 01.01.2012 по отношению к 01.09.2011 на 10 %;

- с 01.06.2012 (по первому варианту, указанному в п. 12.3.1 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 9,6 %;

- с 01.06.2012 (по второму варианту, указанному в п. 12.3.2 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 5,9 %.   

Согласно ходатайству ОАО «Воркутауголь» от 04.07.2012 № 16-6/825 срок представления сведений по требованию Коми УФАС России в соответствии с запросом от  08.06.2012 № 02-07/4827 письмом от 06.07.2012 № 02-07/5895 продлен до 27.07.2012.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 представило сведения по требованию Коми УФАС России по п.п. 1 - 12, 15- 26 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827 в установленный срок (до 27.07.2012).    

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 по п. 13 запроса Коми УФАС России от 08.06.2012 № 02-07/4827 пояснило, что цена на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», продиктована рыночными условиями и определена в ходе переговоров. По п. 14 данного запроса указало, что изменение цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес  Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», обусловлено увеличением цен на уголь поставщиком – ЗАО «Шахта Воргашорская 2», данные сведения являются коммерческой тайной ОАО «Воркутауголь».

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России в установленный срок (до 27.07.2012) сведения в соответствии с п.п. 13, 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. 5027 от 05.09.2012) представило по п. 14 запроса от  08.06.2012 № 02-07/4827 документы (копию договора поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, заключенного между ОАО «Воркутауголь» и ЗАО «Шахта Воргашорская 2»). 

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» до составления протокола об административном правонарушении представило по требованию Коми УФАС России документы в соответствии с п. 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.  Документы в соответствии с п. 13 указанного запроса ОАО «Воркутауголь» не представило ни на дату составления протокола, ни на дату рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12. 

Между тем, согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

  С точки зрения антимонопольного законодательства для квалификации действий ОАО «Воркутауголь» как установление монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ необходимо определить сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии со ст.ст. 252, 253 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона  от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

   Таким образом, Коми УФАС России в целях осуществления антимонопольного контроля, для расследования  наличия либо отсутствия признаков установления монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, запросило у ОАО «Воркутауголь», в том числе сведения по п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Договор поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, представленный ОАО «Воркутауголь» письмом от  29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. № 5027 от 05.09.2012) в адрес Коми УФАС России, не является первичным документом, подтверждающим экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9».  

В виду отсутствия первичных документов, подтверждающих расходы ОАО «Воркутауголь» по производству и реализации каменного угля марки ГЖО сорта СШ,  у антимонопольного управления отсутствуют в полном объёме доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии  признаков монопольно высокой цены по критериям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 5. ст. 19.8  КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении по требованию Коми УФАС России сведений (информации) в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Вина ОАО «Воркутауголь» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, является установленной.

Коми УФАС России письмом от 17.08.2012 № 02-17/7255 (получено ОАО «Воркутауголь» согласно уведомлению № 16700061959453 от 20.08.2012) надлежащим образом известило законного представителя ОАО «Воркутауголь» о дате, времени и месте составления протокола об административном  правонарушении. 

Законный представитель ОАО «Воркутауголь» на составление и подписание протокола об административном правонарушении не явился, направил защитника <...>а А.Ю. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-006/12. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, составлен 05.09.2012 в присутствии защитника ОАО «Воркутауголь» <...>а А.Ю. по доверенности.

Коми УФАС России письмом от 07.09.2012 № 02-17/7976 направило в адрес законного представителя ОАО «Воркутауголь» копию протокола об административном правонарушении, определение от 06.09.2012 o назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12, вызове лиц по делу на 18.09.2012 в 15.00 часов, что подтверждается уведомлением № 16700062960243 от 12.09.2012.

На рассмотрение дела № АШ 36-09/12 явился защитник ОАО «Воркутауголь»  <...>а О.А. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-002/12.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12 усматривается, что нарушение требований антимонопольного законодательства произошло по вине ОАО «Воркутауголь». При этом не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения организацией требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «Воркутауголь» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12 ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России сведения в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ОАО «Воркутауголь», предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус «А».

Время совершения административного правонарушения – 28.07.2012.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ОАО «Воркутауголь» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не истек.

  В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ является формальным и не требует наступления каких-либо последствий.

Статья 19.8 КоАП РФ включена в главу 19 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения против порядка управления.

В связи с вышеизложенным, учитывая цели и задачи законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере порядка управления, нарушение которых препятствует выполнению антимонопольными органами возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Непредставление ОАО «Воркутауголь» по требованию Коми УФАС России сведений в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, привело к невозможности рассмотрения антимонопольным управлением заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012)  и, как следствие, создало препятствие в осуществлении антимонопольным управлением законной деятельности по рассмотрению заявлений, осуществления антимонопольного контроля.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч.  3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершённого ОАО «Воркутауголь» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 5 ст. 19.8, 23.48. частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Воркутауголь», адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8  КоАП РФ.

  1. Назначить открытому акционерному обществу «Воркутауголь»   административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста  тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

 

Штраф должен быть уплачен платежным поручением через расчетный счет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87401000000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ №_______ ОТ _______СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ _____

 
         

 

В тридцатидневный срок со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу ОАО «Воркутауголь» представить в Коми УФАС России надлежащим образом заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа.

Согласно части 5 ст. 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (10 суток со дня вручения или получения копии постановления), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.                                              

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

18 сентября 2012 года

 

 

 

№ 02-17/8349

Сыктывкар

о назначении административного наказания по делу № АШ 36-09/12

об административном правонарушении

 

Временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), юридический и почтовый адрес: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев протокол от 05.09.2012, материалы дела № АШ 36-09/12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении открытого акционерного общества  «Воркутауголь» (далее – ОАО «Воркутауголь», Общество), адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001; р/с 40702810228150001636 в Воркутинском отделении № 7128 ОАО «Сбербанк России»,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены ст. 44 Закона о защите конкуренции.

В Коми УФАС России поступило заявление ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012) о нарушении ОАО «Воркутауголь» антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены на  каменный уголь марки ГЖО сорт СШ.

Согласно ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций, их должностных лиц, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Коми УФАС России в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрения заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012),  руководствуясь ч. 1 ст. 25, ч. 6 ст. 44 Закона о защите конкуренции, направило в адрес ОАО «Воркутауголь» запрос от 08.06.2012 № 02-07/4827 (получено ОАО «Воркутауголь» 13.06.2012  согласно уведомлению № 16700058955741) о представлении в срок до 06.07.2012 надлежащим образом заверенных документов и письменной информации, в том числе:  

По п. 13: Копий первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», в соответствии с которыми произведен расчет цен, указанных в п. 12 настоящего запроса, в том числе отдельно по каждой статье расходов, включая по заработной плате, прибыли, налогам (п. 13).

По п. 14: Документов, подтверждающих экономическую обоснованность изменения (в сторону увеличения) цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9» (руб./тн без НДС):

- с 01.01.2012 по отношению к 01.09.2011 на 10 %;

- с 01.06.2012 (по первому варианту, указанному в п. 12.3.1 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 9,6 %;

- с 01.06.2012 (по второму варианту, указанному в п. 12.3.2 данного запроса) по отношению к 01.01.2012 на 5,9 %.   

Согласно ходатайству ОАО «Воркутауголь» от 04.07.2012 № 16-6/825 срок представления сведений по требованию Коми УФАС России в соответствии с запросом от  08.06.2012 № 02-07/4827 письмом от 06.07.2012 № 02-07/5895 продлен до 27.07.2012.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 представило сведения по требованию Коми УФАС России по п.п. 1 - 12, 15- 26 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827 в установленный срок (до 27.07.2012).    

ОАО «Воркутауголь» письмом от 27.07.2012 № 16-6/921 по п. 13 запроса Коми УФАС России от 08.06.2012 № 02-07/4827 пояснило, что цена на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», продиктована рыночными условиями и определена в ходе переговоров. По п. 14 данного запроса указало, что изменение цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, реализуемый в адрес  Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9», обусловлено увеличением цен на уголь поставщиком – ЗАО «Шахта Воргашорская 2», данные сведения являются коммерческой тайной ОАО «Воркутауголь».

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России в установленный срок (до 27.07.2012) сведения в соответствии с п.п. 13, 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

ОАО «Воркутауголь» письмом от 29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. 5027 от 05.09.2012) представило по п. 14 запроса от  08.06.2012 № 02-07/4827 документы (копию договора поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, заключенного между ОАО «Воркутауголь» и ЗАО «Шахта Воргашорская 2»). 

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» до составления протокола об административном правонарушении представило по требованию Коми УФАС России документы в соответствии с п. 14 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.  Документы в соответствии с п. 13 указанного запроса ОАО «Воркутауголь» не представило ни на дату составления протокола, ни на дату рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12. 

Между тем, согласно статье 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

  С точки зрения антимонопольного законодательства для квалификации действий ОАО «Воркутауголь» как установление монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ необходимо определить сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В соответствии со ст.ст. 252, 253 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе:

- расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

- расходы на обязательное и добровольное страхование;

- прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона  от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

   Таким образом, Коми УФАС России в целях осуществления антимонопольного контроля, для расследования  наличия либо отсутствия признаков установления монопольно высокой цены на каменный уголь марки ГЖО сорта СШ, запросило у ОАО «Воркутауголь», в том числе сведения по п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Договор поставки угольной продукции № 16 от 10.12.2007, представленный ОАО «Воркутауголь» письмом от  29.08.2012 № 16-6/1075 (вх. № 5027 от 05.09.2012) в адрес Коми УФАС России, не является первичным документом, подтверждающим экономическую обоснованность размера цены на каменный уголь марки ГЖО сорт СШ, реализуемый ОАО «Воркутауголь» в адрес Воркутинских ТЭЦ-1, 2 ОАО «ТГК-9».  

В виду отсутствия первичных документов, подтверждающих расходы ОАО «Воркутауголь» по производству и реализации каменного угля марки ГЖО сорта СШ,  у антимонопольного управления отсутствуют в полном объёме доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии  признаков монопольно высокой цены по критериям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции.

Согласно ч. 5. ст. 19.8  КоАП РФ, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, ОАО «Воркутауголь» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, выразившееся в непредставлении по требованию Коми УФАС России сведений (информации) в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Вина ОАО «Воркутауголь» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, является установленной.

Коми УФАС России письмом от 17.08.2012 № 02-17/7255 (получено ОАО «Воркутауголь» согласно уведомлению № 16700061959453 от 20.08.2012) надлежащим образом известило законного представителя ОАО «Воркутауголь» о дате, времени и месте составления протокола об административном  правонарушении. 

Законный представитель ОАО «Воркутауголь» на составление и подписание протокола об административном правонарушении не явился, направил защитника <...>а А.Ю. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-006/12. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, составлен 05.09.2012 в присутствии защитника ОАО «Воркутауголь» <...>а А.Ю. по доверенности.

Коми УФАС России письмом от 07.09.2012 № 02-17/7976 направило в адрес законного представителя ОАО «Воркутауголь» копию протокола об административном правонарушении, определение от 06.09.2012 o назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12, вызове лиц по делу на 18.09.2012 в 15.00 часов, что подтверждается уведомлением № 16700062960243 от 12.09.2012.

На рассмотрение дела № АШ 36-09/12 явился защитник ОАО «Воркутауголь»  <...>а О.А. по доверенности от 22.12.2011 № ВУ-002/12.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела об административном правонарушении № АШ 36-09/12 усматривается, что нарушение требований антимонопольного законодательства произошло по вине ОАО «Воркутауголь». При этом не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения организацией требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии ОАО «Воркутауголь» всех зависящих от него мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

На момент рассмотрения административного дела № АШ 36-09/12 ОАО «Воркутауголь» не представило по требованию Коми УФАС России сведения в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность ОАО «Воркутауголь», предусмотренных ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Место совершения административного правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус «А».

Время совершения административного правонарушения – 28.07.2012.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, срок давности привлечения ОАО «Воркутауголь» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, не истек.

  В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав правонарушения, предусмотренный ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ является формальным и не требует наступления каких-либо последствий.

Статья 19.8 КоАП РФ включена в главу 19 КоАП РФ, объединяющую административные правонарушения против порядка управления.

В связи с вышеизложенным, учитывая цели и задачи законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере порядка управления, нарушение которых препятствует выполнению антимонопольными органами возложенных на них функций по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Непредставление ОАО «Воркутауголь» по требованию Коми УФАС России сведений в соответствии с п. 13 запроса от 08.06.2012 № 02-07/4827, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, привело к невозможности рассмотрения антимонопольным управлением заявления ОАО «ТГК-9» от 15.05.2012 № 152/2780 (вх. № 2596 от 15.05.2012)  и, как следствие, создало препятствие в осуществлении антимонопольным управлением законной деятельности по рассмотрению заявлений, осуществления антимонопольного контроля.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч.  3 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не установлены.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершённого ОАО «Воркутауголь» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, ч. 5 ст. 19.8, 23.48. частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

1. Признать открытое акционерное общество «Воркутауголь», адрес места нахождения: 169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Ленина, д. 62; зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021100807452 ИФНС по г. Воркуте Республики Коми 29.10.2002, ИНН 1103019252, КПП 110301001, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8  КоАП РФ.

  1. Назначить открытому акционерному обществу «Воркутауголь»   административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (Триста  тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

 

Штраф должен быть уплачен платежным поручением через расчетный счет.

Реквизиты для уплаты штрафа:

 

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

 

Сч. №

 

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

40101810000000010004

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

16111602010016000140

87401000000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ №_______ ОТ _______СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ _____

 
                 

 

В тридцатидневный срок со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу ОАО «Воркутауголь» представить в Коми УФАС России надлежащим образом заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа.

Согласно части 5 ст. 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (10 суток со дня вручения или получения копии постановления), если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.                                              

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-17/8349 [format] => [safe_value] => 02-17/8349 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АШ 36-09/12 [format] => [safe_value] => АШ 36-09/12 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 10 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-24 13:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-09-18 13:40:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1348494203 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )