Предприниматели Коми обсудили минусы старого закона о госзакупках и перспективы нового законопроекта

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Дискуссия на тему организации торгов, конкурсов и аукционов для государственных и муниципальных закупок стала основным вопросом на заседании КРРО ООО «Деловая Россия» 28 июня. Кроме представителей бизнеса для участия в заседании были приглашены представители Минфина, Минэкономразвития, органов местного управления, Госсовета, а также надзорных ведомств – Коми УФАС России и республиканской прокуратуры.

3.jpg

Фото Светланы Быковской

Весь разговор строился вокруг госзакупок, и, пожалуй, единственной, кто нашел в пока действующем законе положительный момент, стала руководитель Коми УФАС России Наталья Гуревская, назвавшая его инновационным для своего времени, так как он обеспечил прозрачность госзакупок, а внедрение электронных аукционов – минимизировало количество возможных сговоров между участниками размещения заказов.

По словам Натальи Гуревской, несмотря на то, что закон существует шесть лет, количество жалоб не уменьшается, а только увеличивается, и большие штрафные санкции не меняют тенденцию. Зачастую это связано со сложностью закона и с неподготовленностью заказчика.

Если на первоначальном этапе действия закона жалобы касались необоснованного допуска или отказа в допуске к конкурсам, то сегодня идет поток очень сложных жалоб, касающихся ограничения количества участников, когда устанавливаются требования под конкретного поставщика. Возросло количество жалоб, связанных с конкурсами по строительству и ремонту.

2.jpg

Тем не менее, по словам г-жи Гуревской, проблему, когда во главу угла ставится цена при размещении заказа, можно законным способом «обойти». Чем качественнее заказчик разработал требования, тем более качественный товар ему будет поставлен:

- Возьмем ремонт. Можно сделать просто смету без указания конкретных параметров. Сделали, разместили, и, естественно, что в этом случае решающим фактором будет только цена. А если прописать конкретно, какая плитка нужна, ламинат какого класса и так далее, соответственно будет предложена цена по тому качеству, которое вы установили.

Как отмечалось, часто большой проблемой является то, что сметы составляются неспециалистами, в основном эта обязанность ложится на бухгалтеров. По словам Натальи Гуревской, этот момент может быть решен в новом законопроекте. По крайней мере, Управление ФАС вносило предложение о необходимости обязать субъекты создать полномочные органы по размещению заказов.

1.jpg

По словам экс-руководителя антимонопольной службы республики Николая Лавреги, нельзя отрицать, что в системе госзакупок большой проблемой и для заказчиков и для подрядчиков является то, что финансирование заказов начинается только под конец года, и освоить выделенные средства получается не всегда вовремя. С этим мнением не вполне согласился председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и экономической политике Игорь Ковзель, подчеркнувший, что сегодня большинство республиканских и муниципальных программ приняты на три года и основные статьи бюджета уже расписаны на три года по затратам, то есть деньги уже заложены. Проблема позднего поступления денежных средств больше относится к федеральным деньгам.

Игорь Ковзель также разочаровал присутствующих на заседании представителей бизнеса, заявив, что, по его мнению, № 94 ФЗ будет жить еще минимум полтора года.

- Да, новый закон принят в первом чтении, но к нему уже поступило очень много поправок, которые должны быть подготовлены ко второму чтению, заявленному на осень. Кроме закона правительству нужно принять около 30 подзаконных актов, внести множество изменений в другие законы. И только через год после принятия его во втором чтении закон вступит в силу. А я честно сомневаюсь, что он пройдет второе чтение! – заявил Игорь Ковзель.

По словам парламентария, Госсовет республики внес сегодня 20 поправок к этому закону, и работа не остановлена. При Госсовете создана рабочая группа, которая до сих пор принимает предложения в новый законопроект.

Игорь Ковзель также обозначил основные моменты нового законопроекта. Так, к примеру, планируется размещение на специальном портале информации от планов размещения заказа до результатов, то есть информация о том, кто выиграл заказ, в какие сроки завершены работы и какие по ним имеются замечания, будет размещена в открытом доступе.

Законопроект также предусматривает введение института общественного контроля за государственными закупками, института контрактной службы заказчиков, то есть подразделений, отвечающих за реализацию всего цикла закупок, при этом сотрудники контрактной службы будут нести персональную ответственность за соблюдение требований, установленным законом. Такого как сейчас, чтобы директор школы занимался подготовкой к торгам, - быть не должно. В крупных городах создать такие службы будет проще, как это будет происходить в сельской глубинке — пока непонятно. Возможно, такие службы будут консолидированы в районной администрации, где все-таки имеются более-менее подготовленные специалисты.

Новым законом также предполагается введение антидемпинговых мер.

Цена не будет являться главным фактором при госзакупках. По словам Игоря Ковзеля, предполагается, что новым законом, помимо цены, будет учитываться несколько факторов, в том числе качество работ, компетенция подрядчика, уровень подготовки документации.

Представителей бизнеса интересовало, предусмотрена ли в новом законе такая мера воздействия, как внесение в реестр недобросовестных подрядчиков, так как при сегодняшних законах для компаний-однодневок создан рай. Взяв деньги у заказчика и выполнив работу кое-как, компания может ликвидироваться, а ее руководитель образует новую организацию и вновь выходит на торги.

По словам Натальи Гуревской, ФАС России предлагает для решения этой проблемы в реестр включать не просто хозяйствующий субъект, а руководителя организации.

- Если уж ты «засветился», то будь ты руководителем любой организации, она не сможет принимать участие в конкурсах, - отметила Наталья Гуревская.

Председатель регионального отделения «Деловой России», депутат Госсовета Сергей Артеев предложил предпринимателям республики подключиться к обсуждению нового законопроекта, а чтобы работа была более продуктивной — создать рабочую группу регионального отделения «Деловой России», которая могла бы прорабатывать предложения к законопроекту более качественно. Руководителем рабочей группы при всеобщем одобрении участников встречи был назначен Николай Лаврега.