УФАС уполномочен предупредить

Уточнения в законе позволяют нарушителям исправиться до суда

Президент России Дмитрий Медведев подписал так называемый «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Уточнения вступают в силу с 6 января 2012 года. Какие изменения последуют в связи с этим в деятельности бизнес-сообщества, руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская 19 декабря разъяснила на специально созванной пресс-конференции.

С нововведениями ознакомилась и наш корреспондент.

СУЩЕСТВОВАВШЕЕ доселе антимонопольное законодательство страдало некоторой расплывчатостью понятий. И неудивительно, ведь все оно первоначально умещалось на 15 страницах. Сейчас же полный пакет документов составляет более 100 страниц. Впервые, например, в законодательстве дано определение понятию «картель». Под ним подразумевается сговор, незаконное соглашение между конкурентами на рынке. По поводу чего именно компании-конкуренты не имеют права договариваться? Исключается установление и поддержание определенной цены (в том числе на торгах), раздел товарного рынка (по составу продавцов или по территориальному принципу), карается также отказ от заключения договора с определенным покупателем (так называемый бойкот), кроме того, нельзя отказываться от производства товаров при наличии спроса. Таким образом, четко очерчивается состав сговора. За данное нарушение по новым поправкам предусмотрена самая жесткая мера ответственности – уголовная.

Подробно руководитель антимонопольного ведомства Коми рассказала об изменениях в методике расчета монопольно высоких цен. К примеру, раньше, чтобы доказать факт неоправданного завышения цены на тот или иной товар, антимонопольщики запрашивали у доминирующего на рынке хозяйствующего субъекта документацию с экономическими данными по расчетам затрат и прибыли, что очень раздражало руководителей предприятий. Причем этот метод не всегда оказывался эффективным. Зачастую суды опровергали заключения специалистов УФАС, выведенные на основе предоставленной предприятием информации.

Теперь все намного проще. Чтобы проверить необоснованность изменения цены, контрольный орган сопоставит цены на рынках, где есть конкуренция и где ее нет. Если цена на рынке, на котором доминирует один хозяйствующий субъект, окажется выше, чем на конкурентных рынках, факт завышения считается доказанным автоматически. Кроме того, закон закрепил порядок, при котором поведение доминирующего хозяйствующего субъекта должно рассматриваться в ретроспективе. То есть во внимание будет приниматься и предшествующая повышению цены деятельность предприятия на протяжении не менее года.

НАТАЛИЯ Гуревская особо остановилась также на фактах искусственного подогревания спроса. Отныне, если представитель предприятия заранее публично заявляет о завышении цены на производимую им продукцию, это будет рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Нарушителю же выносится предостережение. Наряду с предостережением вводится еще один похожий инструмент – предупреждение.

В настоящее время, по оценке Н.Гуревской, система антимонопольного законодательства построена очень жестко. Если есть заявление и информация о нарушении антимонопольного законодательства подтверждается, то после рассмотрения дела в суде на должностное лицо автоматически накладывается оборотный штраф.

По новому порядку хозяйствующему субъекту предоставляется возможность устранить нарушение еще до вынесения судебного решения. Антимонопольное ведомство готово ограничиться предупреждением, если нарушитель вовремя одумается. К примеру, в последнее время очень много жалоб на энергетиков, которые отказывают представителям малого и среднего бизнеса в заключении договоров на технологическое присоединение, уклоняются от заключения договоров энергоснабжения. Разбирательства идут долго, а бедолагам-предпринимателям проку от этого мало – ведь они до окончания дела все равно не получают доступа к сетям. Теперь монополисту дают шанс исправиться добровольно в досудебном порядке. В противном случае же, конечно, применение жестких санкций последует неминуемо.

Пакетом новых законов вводится также максимальная открытость при распределении природных ресурсов – обязательным станет размещение информации о торгах на едином сайте torgi.gov.ru. Практически любой желающий сможет проследить, кому и на какой срок передают пользование недрами, лесом, водными и прочими ресурсами. Если есть какие-то нарекания, следует процедура административного обжалования торгов.

ПРЕЖДЕ антимонопольным законодательством не регламентировалась деятельность отраслей, смежных с работой естественных монополий. Сейчас правила так называемого недискриминационного доступа будут распространяться и на них.

Категорически запрещается госорганам передавать оказание обязательных бесплатных услуг коммерческим структурам. За исключением тех особых случаев, которые прописаны в законодательном порядке.

В законе также затронуты и права потребителей. Если будет доказано, что на какой-то товар была установлена монопольно высокая цена, то потребитель вправе потребовать через суд вернуть переплаченные средства. Понятно, что покупатель должен представить суду какие-то доказательства, подтверждающие факт покупки. Ранее с недобросовестных компаний взыскивался только штраф в пользу государства.

– В результате принятия третьего пакета сократятся карательные санкции в отношении добросовестных представителей бизнеса – количество налагаемых штрафов уменьшится. Но законодательство предполагает практику жесткого пресечения злостных нарушений – так резюмировала все вышесказанное руководитель Коми УФАС России.

Ольга САЖИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.