Наталия Гуревская: "Оппоненты готовы ухватиться за любую нашу промашку"

Антимонопольная служба в Коми появилась 20 лет назад, через год после того, как был учрежден соответствующий орган на федеральном уровне. В конечном итоге от того, насколько успешно работает эта служба, зависит вся экономическая ситуация в стране, ведь основная ее задача – защита конкуренции. О том, каким образом удается регулировать соотношение экономических интересов основных «игроков» на рынке республики, наш корреспондент побеседовала с руководителем Управления ФАС по Коми Наталией Гуревской.

– В конце сентября прошла волна выступлений автовладельцев, представителей ФАР, в Воркуте, Ухте, Сыктывкаре. Протестовали против повышения цен на топливо. По-вашему, есть основания инициировать проверку?

– Вопрос цен на бензин находится на особом контроле нашего ведомства. Мы осуществляем ежедневный мониторинг цен у основных поставщиков топлива. По факту последнего, октябрьского, повышения сейчас проводится проверка. У поставщиков, в частности у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», запрошены документы. В случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства будут возбуждены дела.

– Многие жители Коми вообще считают, что жить в нефтяной республике и покупать горючее по европейским ценам, по крайней мере, несправедливо. Разделяете ли Вы эту точку зрения?

– Цены на нефтепродукты обусловлены мировой конъюнктурой. Высокие котировки на биржах, войны на Ближнем Востоке, арабские революции – все это создает дефицит по всему миру и не может не влиять на нас. Конечно, я соглашусь с жителями республики, что цены высокие. Хотелось бы покупать бензин хотя бы по 20 рублей за литр. Регулярно антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела в отношении нефтяных компаний, накладывает на них огромные, миллиардные, штрафы. Но в итоге цены все равно растут.

Государственное регулирование тоже не выход. Его следствием могут стать сухие бензоколонки, искусственный дефицит топлива. Так что одними репрессивными мерами ситуацию на рынке нефтепродуктов не изменить. Проблему необходимо решать комплексно, принимая меры правового регулирования. ФАС России предлагает изменить правила проведения биржевых торгов, фискальную политику. Например, сделать более низкие ставки акцизов на высококачественное топливо, чтобы мотивировать компании модернизировать свои производства, развивать нефтепереработку. Кроме того, есть предложение отказаться от разового повышения акцизов на горючее в 2012 и 2013 годах, вместо этого соотнести изменение налога с темпом инфляции.

Также ФАС России разработала проекты двух федеральных законов: «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Последний направлен на корректировку поведения вертикально интегрированных нефтяных компаний, что весьма актуально для нашей республики, на территории которой действует группа компаний «ЛУКОЙЛ». Эта компания добывает нефть, затем в рамках своей же корпорации передает ее на переработку на Ухтинский НПЗ, осуществляет оптовую и розничную торговлю. Так вот, законопроект призван не допустить покупки или строительства новых АЗС теми компаниями, доля которых на рынке уже превышает 35%. Кроме того, он запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав вертикально интегрированных компаний.

– А разве этот закон, если его примут, сможет помешать «ЛУКОЙЛу» создавать формально не входящие в холдинг фирмы, но подконтрольные ему?

– Ограничения коснутся не только «дочек», но и всей группы хозяйствующих субъектов. И потом я не думаю, что «ЛУКОЙЛ» передаст активы каким-то посторонним лицам. Сейчас идет подготовка республиканского совещания, на котором будет рассмотрен в том числе и вопрос о возможности прихода на региональный рынок второй крупной нефтяной компании. Это обеспечит конкуренцию. Будет конкуренция, соответственно и цены должны снижаться. У теперешнего монополиста возникнет необходимость корректировать ценовую политику, чтобы привлекать потребителей. Возможно, кто-то скажет, что это из области фантастики, но мне кажется, это вполне реальная перспектива, которую необходимо обсуждать.

– В поле зрения вашего ведомства нередко попадают естественные монополии. А если, к примеру, ФГУП «Почта России» закроет свое отделение в какой-нибудь отдаленной деревне – это злоупотребление доминирующим положением?

– Такие дела нами никогда не рассматривались, поскольку заявлений от граждан с подобными жалобами не поступало. Но могу сказать, что антимонопольным законодательством запрещено экономически или технологически необоснованное сокращение или прекращение производства товара, работ, услуг. И если такая жалоба поступит, а «Почта России» не представит доказательств, что закрытие обосновано экономически или технологически, то есть основание для возбуждения антимонопольного дела. Если же обоснование будет, то по отношению к почтовикам мы ничего предпринять не сможем. Однако данные вопросы могут решаться муниципальными властями, которые вправе заключать соглашения с почтой о частичном возмещении их убытков за счет бюджетных средств.

– В свое время было много жалоб на банки. Например, они принуждали клиентов заключать договоры только с теми страховыми организациями, которые выбрали сами. А как теперь обстоят дела в этой сфере?

– Банки не вправе навязывать потребителям те или иные страховые компании. И в этом году заявлений по данному поводу к нам не поступало, видимо, такая практика уходит в прошлое. Что касается вообще нарушений в банковской сфере, то в прошлом году Коми УФАС рассматривало одно дело. «Ухтабанк» и «Ингосстрах» заключили соглашение о сотрудничестве, чтобы «продвигать» среди клиентов договоры комплексного ипотечного страхования. В них, в частности, было предусмотрено страхование такого риска, как смерть или утрата трудоспособности заемщика. Однако согласно законодательству РФ никто не вправе требовать от заемщика подобного вида страхования. Неправомерные действия были пресечены.

Вообще, банки – весьма дисциплинированные хозяйствующие субъекты. В финансовой сфере очень жесткая конкуренция, и кредитные организации заботятся о своей репутации, а потому любое упоминание о себе в негативном свете ими воспринимается крайне остро. Очевидно, поэтому нарушения банки устраняют с завидной оперативностью. Хотя я допускаю, что какие-то услуги продолжают навязывать, например, в устной форме. Я сама с этим столкнулась. Собирала информацию о возможностях получения кредита. Позвонив в один из банков, поинтересовалась, есть ли у них какие-то дополнительные требования. Мне ответили, что я должна застраховать то-то и там-то. Услышав мои возражения по поводу незаконности этого, менеджер тут же поменял направление разговора. Видимо, отношения строятся в зависимости от правовой грамотности клиента.

– Какие структуры чаще всего нарушают антимонопольное законодательство?

– Трудно выделить какую-то одну область. Наше ведомство контролирует самые разные сферы: это деятельность и субъектов естественных монополий (электро- и теплоэнергетика, железнодорожные перевозки, услуги аэропортов, электросвязь и т.д.), и доминирующих хозяйствующих субъектов с большой долей на рынке, и органов власти. Среди хозяйствующих субъектов злостных нарушителей нет. Недавно была сильно ужесточена ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Это громадные оборотные штрафы, а при повторном «проступке» – дисквалификация руководителя предприятия, предусмотрена даже уголовная ответственность. Поэтому хозсубъект, побывавший у нас однажды, впредь старается не попадаться.Что касается нарушений антимонопольного законодательства со стороны властных структур, то 90% из них приходятся на долю органов местного самоуправления.

– В чем проявляются эти нарушения?

– Среди наиболее распространенных – бесконкурсная передача муниципального имущества в аренду, нарушения в сфере организации пассажирских перевозок, при проведении конкурсных отборов управляющих компаний.

– В прошлом году в списке нарушителей значились совет Воркуты, администрации Сыктывкара и Вуктыла, поселка Нижний Одес и ряда других муниципальных территорий. Пытался ли кто-либо из них оспорить решения УФАС?

– Мы сначала рассматриваем дело и выдаем предписание о необходимости устранения нарушений. Так вот, с предписаниями, как правило, муниципалитеты соглашаются и исполняют их. Далее следует административное производство с наложением штрафа на виновное должностное лицо. И поскольку штрафы большие, от 15 до 30 тысяч рублей, административные дела практически во всех случаях пытаются обжаловать. В 90% случаев наши постановления остаются в силе. Но, несмотря на строгие санкции, улучшений в этой сфере не наблюдается. Например, в этом году проверили один из муниципалитетов, обнаружили массу нарушений, возбудили 40 дел. И так продолжается из года в год.

– Недавно Коми УФАС рассматривало дело в отношении компании, участвовавшей в поставке и монтаже противопожарного оборудования для школ Прилузского района. Вместо предусмотренных по условиям конкурса приборов фирма установила совсем другие. Этот случай примечателен тем, насколько просто недобросовестным поставщикам обманывать людей, особенно в глубинке…

– Законодательство о размещении заказов довольно сложное. А в отдаленных деревнях и селах зачастую нет специалистов, которые бы досконально разбирались в нем. Поэтому, по моему мнению, вся работа по размещению заказов должна передаваться на уровень района. По примеру республики, где есть уполномоченный орган – Министерство финансов, который занимается процедурами размещения республиканских заказов. В итоге на минфин практически нет обоснованных жалоб. Такая же система необходима и в районах. Кстати, планируемые изменения в законодательство о госзакупках как раз должны сделать проведение процедуры размещения заказов обязанностью районных муниципальных властей.

– В этой истории с противопожарным оборудованием нарушения выявились с подачи конкурирующей фирмы, которая тоже участвовала в конкурсе, но не выиграла его. Часто ли к вам поступают заявления от участников различных аукционов, торгов?

– Мы наблюдаем увеличение числа жалоб на действия заказчиков, которых обвиняют в «заточке» требований под определенных поставщиков. Однако доказать подобное ограничение, да еще и с учетом крайне сжатых сроков (на рассмотрение жалобы дается 5 дней), бывает непросто. Поэтому очень важно, чтобы заявитель представил документы, подтверждающие факт ограничения. К сожалению, зачастую он сделать этого не может, не готов доказывать свою правоту. В итоге жалоба признается необоснованной. Ведь противная сторона приходит в суд (а наши решения оспариваются в 90% случаев) и представляет доказательства, документально подтвержденные, что никакой «заточки» и в помине не было. Поэтому жалоб много, а обоснованных очень мало. Если же мы признаем жалобу обоснованной, то аннулируем торги.

– Некоторые антимонопольные дела рассматриваются очень долго. С чем это связано?

– Я понимаю людей, которые недовольны длительными сроками рассмотрения дел. Отчасти даже разделяю их озабоченность, но в нашем деле действует пословица «Поспешишь – людей насмешишь». Мы вынуждены дела готовить очень тщательно и щепетильно. Наш орган нацелен на то, чтобы по конкретному вопросу была оказана конкретная помощь конкретному человеку. Если мы, не разобравшись как следует, за неделю вынесем решение, а в суде его тут же отменят, какой от этого будет прок? Наши оппоненты в судах – это крупнейшие энергетические, нефтяные компании, обладающие высококвалифицированными юридическими службами, которые готовы ухватиться за любую нашу промашку. Поэтому наша документация, доказательная база должны быть идеально подготовлены. На это, понятно, уходит много времени и усилий.

Беседовала Ольга САЖИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

Конечно, я соглашусь с жителями республики, что цены высокие. Хотелось бы покупать бензин по 20 рублей за литр. Регулярно антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела в отношении нефтяных компаний, накладывает на них огромные, миллиардные, штрафы. Но в итоге цены все равно растут.

 

Об эффективности деятельности антимонопольной службы судят, в частности, по соотношению средств, затраченных на проведение проверок и административных расследований, и доходов, принесенных тем самым в государственную казну. Так вот, ФАС России по этому показателю признали лучшей из всего списка надзорных органов РФ. Показательно и то, что в нынешнем году антимонопольная служба получит первый в истории России международный сертификат качества управления ISO 9001.