Суд в Коми отказался признавать любовное послание на билборде рекламой

В конце прошлого года на рекламном щите в центре Сыктывкара появился баннер с признанием любви Леночке. Это не понравилось местной жительнице, а потом и Коми УФАС — ведомство указало, что рекламные конструкции предназначены исключительно для размещения рекламы. Каждая из сторон конфликта организовала опрос, получив совершенно противоположные результаты. Точку в споре поставил суд.

Фото Виктора Бобыря

Сыктывкарская компания обратилось в Арбитражный суд республики с заявлением, в котором попросила признать решение управления федеральной антимонопольной службы по Коми незаконным.

Как следует из материалов дела, в Сыктывкаре с середины декабря 2022 года по начало февраля 2023-го на рекламной конструкции в районе дома №18 по улице Коммунистической был размещен баннер с надписью большими буквами «Леночка, ты лучшая! Я тебя люблю! Прости меня! Реклама и любовь всегда рядом, это рекламное место может быть вашим». А название фирмы и телефонный номер под этой фразой были написаны шрифтом поменьше.

 

Увидев сообщение, одна из жительниц Сыктывкара обратилась в Коми УФАС с заявлением, попросив проверить законности размещения такой рекламы.

Комиссия ведомства признала, что на рекламной конструкции размещена информация нерекламного характера. После этого компании было выдано предписание о прекращении нарушения российского законодательства. Также комиссия постановила передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении компании и ее коммерческого директора.

Компания оспорила это в суде, заявив, что размещенная на билборде информация является имиджевой рекламой фирмы, которая предлагает услуги по размещению рекламы на различных конструкциях.

Как стало известно на суде, во время рассмотрения дела Коми УФАС направило письма в администрации муниципалитетов и Сыктывкарский госуниверситет, попросив содействия в проведении социологического опроса среди населения и студентов института гуманитарных наук по вопросу отнесения (или неотнесения) рассматриваемой информации к рекламе. В опросе участвовали 197 человек, из которых 66,5% указали, что представленная им на обозрение информация не является рекламой. Большинство респондентов посчитали, что надпись является выражением чувств, признанием в любви.

Компания увидела в этом признаки власти-подчинения между Коми УФАС и администрациями городов и районов, а также вузом, но суд назвал эти доводы надуманными.

Компания представила суду результаты другого опроса, проведенного по заказу фирмы. Сыктывкарцам — а их было 28 — показали макет с информацией и спросили, является ли она рекламой. В итоге 96% респондентов признали это рекламой фирмы, а 75% заявили, что слышали и видели ее логотип. Коми УФАС посчитал такой опрос несостоятельным. Суд тоже не стал принимать в расчет результаты опроса.

Кроме того, Коми УФАС направило запрос в Ассоциацию маркетинговой индустрии «Рекламный совет». Эксперт ответил, что спорный материал не является рекламой, так как содержит выполненное контрастным крупным шрифтом личное сообщение. По его заключению, внимание потребителя привлекается не к наименованию фирмы, а к обращению к Леночке.

Как напомнил суд, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. То есть информация должна быть направлена на продвижение определенного объекта рекламирования.

«Из содержания размещенной на рекламной конструкции информации не следует, что она привлекает внимание к какому-либо объекту рекламирования. <…> Рассматриваемая информация не содержит указание на какой-либо объект рекламирования, в том числе товар, либо на конкретную организацию, рекламирующую какой-либо товар или услугу, позволяющие лицу приобрести такой товар или воспользоваться услугами, оказываемыми конкретной организацией», — говорится в решении суда.

Суд изучил фотографии и указал, что текст «Леночка, ты лучшая! Я тебя люблю! Прости меня!», занимающий основную часть пространства, не имеет никакого отношения к наименованию фирмы. А логотип и номер телефона сливаются с фоном. «Иначе говоря, рекламный слоган не позволяет даже приблизительно определить предмет рекламирования», — установил суд.

В итоге он признал, что спорная информация не является рекламой, и на этом основании отказал в удовлетворении требований сыктывкарской фирмы. Решение в законную силу еще не вступило.

Кирилл Наумов