Коми УФАС обвинило регоператора в невыгодных договорах на вывоз мусора

 

Одним организациям «Региональный оператор Севера» предлагал учитывать отходы не по факту, а по нормативам, другим решил увеличить частоту вывоза мусора. Все это привело к росту расходов бизнеса.

Коми УФАС обвинило регоператора в невыгодных договорах на вывоз мусора

Фото Виктора Бобыря

 

На пресс-конференции 29 декабря руководитель регионального управления федеральной антимонопольной службы Наталия Гуревская рассказала, что в этом году самым напряженным направлением деятельности стало рассмотрение обращений и заявлений на действия регоператора.

— ООО «Региональный оператор Севера» на сегодня осуществляет функции по обращению с ТКО в Коми, это единственный хозяйствующий субъект, который функционирует на данном рынке. Таким образом, он автоматически занимает стопроцентную долю, является монополистом. В этом году нас захлестнул вал обращений хозяйствующих субъектов на действия регионального оператора. Поступило более 60 заявлений, — сообщила она.

BOB_9041.jpg

Рассмотрев обращения, ведомство выдало регоператору 19 предупреждений по факту навязывания потребителям невыгодных условий договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, из них 14 было исполнено. По пяти неисполненным предупреждениям были возбуждены антимонопольные дела, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения. Регоператор обжаловал в арбитражном суде семь предупреждений, решения по ним суды еще не приняли.

Основные нарушения касаются навязывания невыгодных условий предпринимателям. В конце 2020 года и в начале 2021 года регоператор направил хозяйствующим субъектам уведомления о расторжении существующих договоров на оказание услуг по обращению с ТКО и направил им новые, в которых учет ТКО установил по нормативам накопления, а не исходя из фактического объема. В результате чего плата за услуги регоператора выросла, в некоторых случаях — в разы. При этом объем вывозимого мусора остался прежним, а новых объектов у бизнеса не появилось. При этом между сторонами был согласован способ учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров.

— Одностороннее изменение способа учета ТКО является навязыванием невыгодных условий договоров, поскольку регоператор является единственным хозяйствующим субъектом, монополистом, в связи с чем у потребителей отсутствует возможность в выборе другой организации, — заметила Наталия Гуревская.

BOB_8996.jpg

Кроме того, регоператор, ссылаясь на нормы СанПин в адрес некоторых хозяйствующих субъектов направил письма об увеличении периодичности вывоза ТКО в несколько раз, в результате чего возросла и плата.

Коми УФАС рассмотрело и антимонопольное дело в отношении регоператора. Как уточнила руководитель ведомства, по законодательству, регоператор должен проводить конкурс по отбору поставщиков, которые должны заниматься транспортировкой мусора с мест на полигоны.

— По сути, все затраты регоператора как монополиста ложатся в тариф. Все их затраты в виде тарифа оплачивают потребители — хозяйствующие субъекты и граждане. Поэтому считается, что конкурентные процедуры направлены на снижение стоимости услуг. Благодаря конкурсам и аукционам, как показывает наша практика, идет снижение цены, — объяснила Наталия Гуревская.

При проведении конкурса регоператор установил условие, что потенциальные поставщики должны предоставить обеспечение заявок от начальной цены договора в размере 5%, а также обеспечение исполнения договора в размере 30% от начальной цены. А это огромные суммы, так как, например, начальная цена договора на транспортировку мусора из четырех северных городов республики составляла 495,9 млн рублей, а по Сыктывкару и Сыктывдинскому району — 439,6 млн.

Заявки на конкурс не поступили. После этого регоператор объявил повторный конкурс, снизив требования до 4% и 25% соответственно. Но снова заявок не было. В итоге были заключены прямые договоры с перевозчиками, по которым происходит произвольное формирование цены.

— Мы признали это нарушением антимонопольного законодательства, признали, что регоператор, проводя таким образом, создал преимущественные условия деятельности тем хозяйствующим субъектам, с которым были заключены прямые договоры. Регоператор с нашей позицией не согласился, обжаловал в суде, но суд нас поддержал. На сегодня есть решения первой и апелляционной инстанций, — сообщила Наталия Гуревская.

По ее словам, жесткие условия конкурсов исключили малых перевозчиков, у которых просто не нашлось средств для обеспечения заявок. Заключенные договоры фактически исполнены, но Коми УФАС считает, что регоператору надо менять практику.

— Во-первых, регоператор оштрафован за этот вид нарушения. Во-вторых, создан прецедент, который показывает регоператору, что так делать нельзя в будущем. Если так будет продолжаться, то будут опять очередные штрафы, — заключила Наталия Гуревская.