В основном – обоснованно росли цены на бензин и продукты в Коми, по мнению УФАС

Руководитель регионального Управления Федеральной антимонопольной службы Наталия Гуревская на традиционной пресс-конференции по итогам прошедшего года рассказала о том, как возглавляемое ею ведомство защищало права жителей Коми в прошлом году и почему теперь обращения от населения принимать не будет.

KIR_5590-copy_mainPhoto

 

С жалобами – в Роспотребнадзор

Начиная с этого года антимонопольщики прекратили защиту физических лиц: с 1 января вступили в силу поправки в закон «О защите конкуренции» и ведомство утратило такую функцию. Как пояснила Наталия Гуревская, теперь УФАС будет осуществлять контроль только в тех случаях, когда то или иное нарушение касается неопределенного круга граждан.

Фактически это касается только вопросов установления монопольно высокой или низкой цены на товары. Но если нарушение затрагивает интересы одного человека или, допустим, жителей конкретного дома, то обращаться нужно уже в другие надзорные органы – Роспотребнадзор, Жилищную инспекцию и так далее.

Единственный вид обращений отдельных граждан, на который сейчас вправе реагировать УФАС, – если нарушение касается сферы рекламы и закупок. То есть, к примеру, на «сигнал» рядового сыктывкарца, увидевшего на улице плакат, изображение на котором нарушает антимонопольное законодательство (допустим, производитель уверяет, что его товар самый лучший, а другие подобные ему и в подметки не годятся), ведомство отреагирует. А вот если страховая компания навязывает автомобилисту необязательные «довески» к полисам ОСАГО, то обращаться нужно в Роспотребнадзор.

Именно по «страховому» направлению УФАС в предыдущие годы работал с обращениями граждан весьма активно. Жаловались в основном на «Росгосстрах» автомобилисты, которым то допуслуги навязывали, то коэффициент за безаварийное вождение при оформлении страховки не применяли. Теперь если опыт работы антимонопольщиков в этом направлении понадобится другому надзорному ведомству, то они, как заверила Наталия Гуревская, им непременно поделятся.

Всего же за прошлый год в УФАС Коми поступило 1204 заявления и обращения по самым разным вопросам. Было выявлено 577 нарушений, рассмотрено 317 дел о нарушении подконтрольного законодательства и 329 административных дел. Управление выдало 159 предписаний, 148 из которых исполнены. Сумма наложенных штрафов – 6 107 600 рублей, из них уплачено – на 5 683 400 руб.

Самые распространенные нарушения антимонопольного законодательства в прошедшем году – неосуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств хозяйствующих субъектов и физических лиц в установленные законом сроки, взимание платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячей воды, прекращение водоснабжения в многоквартирных жилых домах сверх допустимого количества часов перерыва, дела о сговорах на рынках охранных услуг.

Решение по последнему из упомянутых дел, кстати, было вынесено не так давно – в январе. Речь идет о сговоре трех охранных предприятий Сыктывкара, которые «дружили» против четвертого, рассылая, в частности, его клиентам письма с обещанием пятидесятипроцентной скидки на услуги пультовой охраны.

Доминируют, но не нарушают

Одно из громких дел прошлого года – работа по заявлениям ухтинской администрации и граждан о необоснованно высоких ценах на авиаперелеты по маршруту Ухта – Москва – Ухта. В итоге завышенными цены все-таки признаны не были, хотя и получалось, что ухтинцам дешевле добраться до Сыктывкара и из него лететь в Москву, чем делать это напрямую.

– Был изучен рынок авиауслуг в Ухте и установлено, что доминирующее положение на тот момент занимала компания «Газпромавиа», – рассказала Наталия Гуревская, пояснив, что ведомство провело анализ ценообразования в компании и выяснило, что монопольного завышения здесь нет – билеты стоят столько, сколько и должны.

Администрацию Ухты такой ответ не удовлетворил, и его обжаловали в Арбитражном суде, однако и это ведомство согласилось с мнением УФАС. Кстати, сейчас у антимонопольщиков в производстве еще одно авиадело – о ценах на перевозки по маршруту Усинск – Москва – Усинск.

Не признаны монопольно высокими в прошлом году и цены на бензин, который продают в нашей республике.

– Мы осуществляем еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на автомобильные бензины, реализуемые ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в республике.

Напомню, это единственный доминирующий хозсубъект на рынке розничной продажи нефтепродуктов в Коми. В 2015 году цены на заправках компании выросли на АИ-92 на шесть процентов, на АИ-95 – на 5,6 процента, на дизельное топливо – на пять процентов. Это ниже уровня инфляции, которая за прошлый год составила 13,2 процента. Признаки монопольно высокой цены не установлены, – сообщила Наталия Гуревская.

По ее словам, рост стоимости топлива на заправках обусловлен повышением оптовых цен крупных производителей, в первом полугодии 2015 был отмечен рост биржевых и внебиржевых цен на рынке нефтепродуктов, что могло отразиться на сокращении рентабельности розничных продаж.

Руководитель Коми УФАС пояснила, что федеральные антимонопольщики тоже работают в этом направлении, в частности, в прошлом году была проведена проверка обоснованности увеличения экспорта нефтепродуктов и сокращения производства нефтяными компаниями, сокращения объемов мелкооптовой отгрузки. «ЛУКОЙЛу» были вынесены предписания устранить выявленные нарушения, компания их исполнила.

Также в прошедшем году антимонопольщики региона активно работали с обращениями по поводу непроведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих компаний, в том числе и в новых домах. Подобных жалоб было немало, в основном от сыктывкарцев и ухтинцев, поскольку именно в этих городах наиболее развито жилищное строительство. В некоторых случаях вопросы решились сами собой – жители организовали товарищества собственников жилья. А по одному из таких эпизодов, когда застройщик, так и не дождавшись конкурса, самостоятельно выбрал управляющую компанию, которая жильцов не устроила, было возбуждено дело. По результатам его рассмотрения управлению ЖКХ столичной администрации выдано предписание об обеспечении конкуренции на товарном рынке услуг управления многоквартирными домами в границах муниципалитета. Руководство города в соответствии с ним определило перечень многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию с начала прошлого года, и решило вопрос о проведении конкурсов на отбор управляющих компаний. Подобные дела еще находятся в производстве. А сами управляющие компании за новыми домами буквально гоняются – такой жилфонд обслуживать проще и выгоднее.

Эскиз как условие

В сфере государственных и муниципальных закупок УФАС Коми было рассмотрено 727 обращений, по результатам проверок выявлено более полутысячи заказов, полученных с нарушениями. В частности, в последнее время, по словам Наталии Гуревской, в регионе появилась крайне «интересная» схема закупок по проектным работам объектов капитального строительства – сфера эта денежная, большие лоты, большие средства. Все это должно проводиться через торги, но был найден вариант, как обойти закон, чтобы контракт достался именно тому подрядчику, который по неким причинам наиболее симпатичен заказчику.

– Есть такое понятие «архитектурный эскиз», иначе говоря, просто нарисованное здание. А есть проектная документация, проектные работы. И заказчики поступали таким образом: на свое усмотрение отбирали организацию, которая готовила им архитектурный эскиз. Затем объявлялся аукцион на проектную документацию на данный дом, и вручались требования, что участник должен обладать исключительными правами на конкретный эскиз. То есть он должен был купить право использования этого эскиза. На деле же получалось, что на аукцион выходила только организация, которая изготавливала эскиз. Либо его продавали определенной компании, а другим – нет, – разъяснила, как работает схема, Наталия Гуревская.

Впрочем, законодательство на данный момент такое, что привлечь к ответственности тех, кто ловчит с заказами таким образом, пока, увы, не получается: на деле это ограничивает конкуренцию, но закону все равно не противоречит.

В сферу внимания антимонопольного ведомства входят и колебания цен на продукты. В прошлом году еженедельно мониторили цены на картофель, капусту, репчатый лук, морковь.

Если выявляется повышение цен на вышеозначенные овощи более чем на пять процентов по сравнению с прошлым периодом, нужно проводить контрольные мероприятия, дабы выявить признаки нарушения антимонопольного законодательства. И в этом плане в прошлом году в зоне пристального внимания УФАС Коми оказывалось ООО «Пригородный», впрочем, как и в случае с бензином, проверки показали, что цены повышались вполне обоснованно.

Что касается розничной торговли в регионе, пока монополистов, могущих подпортить цены во вред народу и конкурентам, по итогам прошлого года не наблюдается. Народ бьет в колокола, что федеральные сети захватили рынок, но статистика говорит обратное: в том же Сыктывкаре доля федеральных торговых сетей в 2015 году составляла менее 15 процентов. «Магниту» доставалось 9,8 процента товарооборота, «Ленте» – 4,7 процента. А покидающей республиканский рынок местной сети «Ассорти» – 15,1 процента. А все остальное – магазины, не входящие в состав крупных сетей.

За нынешний год ситуация может измениться, но о результатах ухода с рынка «Ассорти» и прихода «Пятерочки» можно будет судить только к следующему февралю.

Анна ПОТЕХИНА
Фото Кирилла ЗАТРУТИНА
и u7.s.progorod11.ru

Необоснованного повышения цен на бензин УФАС Коми в прошлом году не выявило.

Необоснованного повышения цен на бензин УФАС Коми в прошлом году не выявило.