Четвертый антимонопольный пакет вступает в силу

Начиная с 5 января 2016 года, в силу вступят поправки в Федеральный Закон «О защите конкуренции». Поправки, которые полуофициально называют «четвертый антимонопольный пакет», должны существенно изменить работу ФАС. В ведомстве утверждают, что все новации нацелены на либерализацию антимонопольного законодательства и поддержку среднего и малого бизнеса. ФАС имеет репутацию, по российским меркам, относительного доброкачественного ведомства, и новые законы, по мнению экспертов, увеличат ее вес в деловой жизни России. 

 Одной из главных новаций пакета является некоторое сужение понятия «злоупотребление доминирующим положением» в ряде случаев.  Сейчас таким «злоупотреблением» могут признать действие компании, которое само по себе на конкуренцию на рынке влияния не оказало, но ущемляло интересы частных лиц. Это положение часто  критиковали, так как оно позволяло ФАС штрафовать фирмы за сравнительно небольшие нарушения, которые на конкуренцию не влияли. Именно по этой причине в этой части определение «злоупотребления доминирующим положением»  несколько сузили.

 «Соответственно, сейчас если к нам попадает заявление или жалоба на оплату коммунальных услуг, на то, что повысились тарифы, данный вопрос не будет рассматриваться в рамках статьи 10 Закона о защите конкуренции, а будет перенаправлен в Роспотребнадзор», - пояснил  Заместитель руководителя петербургского УФАС Вячеслав Тукаев.

Он также рассказал, что в рамках «четвертого антимонопольного пакета»  существенно ограничена возможность признания «доминирующим» положения компании, если его доля не превышает 35% рынка. Она сохраняется для случаев коллективного доминирования и некоторых других случаев. Но самой главной хорошей новостью для бизнеса стало то, что четвертый антимонопольный пакет отменяет ведение реестра компаний, доля которых на рынке все же больше 35%. Так, в реестр по Петербургу входят такие неочевидные «монополисты» как ЗАО «Лето» (реализация свежих грибов), выставочный комплекс Ленэкспо и Станция профилактической дезинфекции (услуги по дератизации).  Еще в ходе подготовки «пакета» весной эксперты неоднократно отмечали, что  часть компаний, входящих в реестр – представители малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, многие корпорации, чья продукция доминировала на том или ином рынке, в реестре не числились. Входящие в список организации при проведении сделок должны были посылать в УФАС ходатайства.  Ликвидация  реестра поспособствует значительному снижению бумажной работы как для бизнеса, так и для антимонопольного ведомства, но «не приведет к снижению уровня ответственности доминирующих на рынке хозяйствующих субъектов за антимонопольные правонарушения», считает старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Сергей Пузыревский.

Еще одна новинка  - УФАС теперь должно намного шире заранее предостерегать и предупреждать компании о возможном грядущем нарушении антимонопольного законодательства, вместо того, чтобы сразу возбуждать административные дела. Более того, теперь такие предостережения смогут выдаваться госорганам, внебюджетным фондам, а также организациям, предоставляющим госуслуги. «В результате у бизнеса появится возможность в короткие сроки отреагировать на наши заявления о нарушениях. У ФАС будет теперь меньшее количество дел. То есть мы выносим предупреждение, устанавливаем сроки устранения нарушений и если они укладываются, мы дело не возбуждаем. «…» Соответственно, снизится и число судебных тяжб», - отметил Вячеслав Тукаев.

С этим тезисом согласен и Сергей Пузыревский, старший научный сотрудник Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ), кандидат юридических наук. «Более 80% выданных предупреждений УФАС исполняются в срок, около 15% - не исполняются или исполняются не в срок,  менее 3% - обжалуются в суде. Применение предупреждений лишь для отдельных категорий злоупотребления доминирующим положением позволило снизить количество антимонопольных дел в 2012 году на 1068, в 2013 году - на 1194, в 2014 году - на 1364 (количество исполненных в срок предупреждений)» - отметил эксперт.

Пакетом предполагается создание коллегиального органа ФАС России по пересмотру решений и предписаний территориальных УФАС, если в аналогичных случаях управления в разных частях страны принимали разные решения.

Но, вероятно, самой главной переменой будет введение целой главы, посвященной недобросовестной конкуренции вместо действующей статьи 14. Так, было существенно расширено понятие картеля. Теперь им может быть признано соглашение между хозяйствующими субъектами, которые просто покупают товар на одном рынке, то есть вводится понятие картеля покупателей. «У нас уже сейчас антимонопольные органы заводят непропорционально много дел о картелях, гораздо больше, чем в развитых странах. Можно опасаться, что сейчас таких дел станет еще больше», - опасается адвокат Московской коллегии адвокатов Дмитрий Иванов.     

Сергей Пузыревский считает отчасти позитивной новацией то, что отныне будут расширены «правила недискриминационного доступа», которые упрощают доступ потребителей к естественно-монопольным товарам и услугам, делая его понятным и открытым. Раньше, по словам юриста, такие правила действовали не во всех монопольных сферах, а почти исключительно на рынках естественных монополий. Четвертый антимонопольный пакет вводит эти правила и в отношении фирм, которые просто явно доминируют на том или ином рынке: если имеют свыше 70% рынка, либо ранее, с точки зрения ФАС уже злоупотребляли доминированием на рынке.  Это должно обеспечить равные возможности по доступу к этим товарам всех игроков рынка, а не только тех, кого выберет сама доминирующая организация.

Другим нововведением станет механизм административного обжалования в сфере строительства. «Если госорган или субъект естественной монополии задерживает выдачу разрешительной документации на строительство, нарушает сроки предоставления технических условий, создает другие необоснованные барьеры, то можно обратиться в антимонопольный орган. В течение десяти дней будет проведена проверка таких действий на предмет нарушений, виновные лица - оштрафованы, нарушенные права – восстановлены», - отметили в УФАС Республики Коми.

До окончательного вступления пакета в силу остается всего две недели. Как обычно, как именно проявит себя новый закон, станет ясно далеко не сразу, все зависит от того, как именно будут его трактовать как госмонополии, так и ФАС.  

Автор  Тимофей Тумашевич