В республике резко подорожала капуста

Сфера деятельности: Розничная торговля

Руководство Коми УФАС поделилось результатами наблюдений за ростом цен на продукты и топливо

 

За время работы горячей линии в Коми УФАС России (с 18 августа 2014 года) поступила 51 жалоба жителей Коми на повышение цен. Больше всего обращений от сыктывкарцев – 32. Граждане сообщали о росте цен на сахар, гречку, яйца, фрукты. О ситуации с ценами рассказала на состоявшейся во вторник пресс-конференции руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская.

В рамках установленной законом компетенции ФАС контролирует крупные хозяйствующие субъекты, которые могут занимать доминирующее положение на рынке. В республике это, например, ООО «Сыктывкархлеб», птицефабрика «Зеленецкая», «Сыктывкарский молзавод», ОАО «Пригородный». Сотрудники антимонопольного ведомства еженедельно мониторят оптово-отпускные цены. После попытки повысить цену на основные виды хлеба на 21 процент в отношении ООО «Сыктывкархлеб» было возбуждено антимонопольное дело («Республика», 15 января). В декабре-январе взлетели цены и на некоторую продукцию ОАО «Пригородный»: скажем, капуста подорожала в два раза.

– Было двадцать рублей за килограмм, а стало сорок, – конкретизировала Наталия Гуревская.

По факту роста цен на овощи проводится проверка, УФАС запросило документацию, подтверждающую необходимость повышения цен.

Не остается без внимания и повышение цен в магазинах торговых сетей. Понятно, что покупателей больше всего интересуют меры, которые принимаются после фиксации взлета стоимости того или иного продукта. Как пояснила Наталия Гуревская, если розничная цена продукта за месяц выросла более чем на 30 процентов, информация об этом направляется в ФАС России, а оттуда – в Минэкономразвития РФ для решения вопроса о госрегулировании стоимости этого продукта.

Наталия Гуревская подчеркнула, что на рынке Коми не выявлено фактов ценового сговора, в том числе при продаже социально значимой молочной продукции. По мнению главы антимонопольного ведомства Коми, некоторые торговые сети, напротив, устанавливают минимальные наценки на молочку и торгуют ею если не себе в убыток, то с нулевой прибылью. Впрочем, подозревать торговцев в альтруизме вряд ли стоит: суммы, недополученные на молочной продукции, закладываются в стоимость иных, менее социально значимых, товаров. Зато дешевая молочка привлекает в магазины этих сетей покупателей.

Руководитель антимонопольного ведомства считает несостоятельными ссылки предпринимателей на необходимость резкого повышения цен на продукты и товары из-за роста стоимости топлива. По данным УФАС, за 2014 год цена бензина АИ-95 выросла на 6,3 процента (на 2 рубля 10 копеек), АИ-92 подорожал на 10,8 процента (3 рубля 20 копеек), а дизтопливо даже подешевело на 2,2 процента (80 копеек).

Еще одной актуальной проблемой стало навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО, о чем «Республика»  писала уже не раз. Напомним, автомобилист обращался в страховую компанию, чтобы заключить договор ОСАГО, а там ему сообщали, например, что, непременным условием для этого является покупка еще какой-нибудь страховки – за отдельную плату, разумеется. С такой добавкой цена ОСАГО порой вырастала в два раза.

Больше всего жалоб, по данным Коми УФАС России, поступило на неправомерные действия ООО «Росгосстрах» (около 50 обращений по всей республике). В действиях страховой компании были установлены признаки нарушения Закона «О защите конкуренции». На предупреждения страховщики не отреагировали, поэтому в отношении компании возбудили антимонопольное дело. «Росгосстраху» выдано предписание о прекращении нарушений, те в свою очередь обжаловали решение и предписание антимонопольного органа. По закону исполнение предписания приостанавливается до окончания обжалования.

А между тем жалобы от автомобилистов продолжают поступать. Наталия Гуревская рекомендовала автовладельцам Коми, столкнувшимся с неправомерными действиями сотрудников «Росгосстраха», не опускать руки и заявлять о нарушениях закона в антимонопольное ведомство. Такие заявления послужат доказательством неисполнения компанией предписания, за что в будущем страховщики могут получить солидный штраф.

Фото из архива редакции