Верить - только ценнику

Сфера деятельности: Розничная торговля

Покупатели вправе не обращать внимания на отговорки продавцов

 

Стоимость продуктов и товаров в магазинах растет буквально на глазах, продавцы утверждают, что не успевают менять ценники, в итоге покупатели на кассе узнают, что их покупка стоит намного дороже, чем они предполагали. Речь об этой проблеме зашла во время прямой линии, состоявшейся в Общественной приемной Главы РК.

Хотя прямая линия была посвящена защите прав потребителей, жители республики говорили о самой актуальной проблеме – росте цен. И интересовались, кто и как контролирует эти самые цены в магазинах Коми. На вопросы отвечала главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РК Татьяна Вялкова.

Она пояснила, что сотрудники Роспотребнадзора осуществляют контроль стоимости только тех товаров, цены на которые регулируются государством: то есть алкоголя и табачных изделий. Но во всех муниципалитетах республики действуют оперативные штабы по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственного рынка, куда можно сообщить о повышении цен. Напомним, еще в прошлом году и в Коми УФАС России начала работать горячая линия, на которую граждане могут сообщить о необоснованном росте цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие («Республика», 19 августа 2014 года). Номер телефона горячей линии (8212) 21-41-29.

Несколько звонивших сообщили о случаях несоответствия стоимости товара на ценнике и в чеке. Очень подробно о несостоявшейся покупке поведала жительница Усть-Кулома. В одном из сельских магазинов покупательница присмотрела полотенце за 110 рублей. Зная о способности цен видоизменяться на кассе, попросила проходившую мимо продавщицу уточнить стоимость. Работница магазина, проведя по штрих-коду сканером, сообщила: новая цена – 120 рублей. Покупательница все равно решила купить полотенце. Но через минуту от кассира услышала уже другую сумму – 150 рублей.  Потребовав объяснений, услышала привычную отговорку: «Поступила новая партия товара, не успели поменять ценники». Возмущенная таким ростом цены буквально на глазах покупательница оставила товар на кассе и ушла ни с чем.

Т.Вялкова подчеркнула, что покупатель должен ориентироваться только на сумму, обозначенную на ценнике. И никакие отговорки продавцов не являются законным основанием для отказа в продаже товара по той цене, которая указана на ценнике. То есть покупатель имеет право требовать продажи товара именно по той цене, которая указана на ценнике, а не по той, которую ему пробивают в чеке. Кроме того, можно сделать запись о случившемся в книге отзывов и предложений. Можно также обратиться с сообщением в контролирующие органы, но тут надо запастись доказательствами: например, фотографией ценника и чека.

Следующая претензия тоже касалась чеков. Жительница Сыктывкара посетовала на то, что в магазинах известной торговой сети в чеках не указывается цена продукта за килограмм, а обозначается лишь его вес и общая стоимость. Из ответа сыктывкарка узнала, что это не является нарушением, по закону в чеке может быть указана лишь стоимость весовой продукции.

Еще одна жалоба касалась той же торговой сети. Покупательница рассказала о том, как ей не удается купить популярный сейчас продукт – гречку. Мол, на полке есть ценник с очень привлекательной по нашим временам ценой гречневой крупы – 44 рубля за килограмм. Но самой крупы в наличии нет – ни единой пачки! Продавцы на вопросы покупателей о том, где же дешевая гречка, даже внимания не обращают, просто пробегают мимо.

Т.Вялкова заметила, что особого нарушения прав потребителей в этом не видит, и отсутствие крупы связано, скорее всего, с большим оборотом товара, который просто не успевают вовремя подвозить. А вот поведение продавцов – дело другое. Специалист по правам потребителя посоветовала в такой ситуации пригласить заведующего магазином, рассказать о невнимании продавцов и попросить либо обеспечить наличие товара, либо убрать с полки раздражающий ценник.

Как известно, перед новым годом многие граждане нашей страны просто сметали с полок магазинов бытовую технику – даже если она была им не очень нужна. Одна из сыктывкарок во время покупательского ажиотажа приобрела холодильник про запас. В январе включила покупку и решила, что холодильник слишком сильно шумит. Потребовала у продавца вернуть деньги или заменить товар, но ей отказали, предложив ремонт.

Эксперт Роспотребнадзора объяснила, что холодильник является технически сложным товаром. Если дефект в таком товаре проявляется в первые 15 дней с момента продажи, то покупатель вправе требовать заменить товар или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную сумму. Если указанный срок уже прошел, то владелец техники может рассчитывать только на гарантийный ремонт. А замена товара или возврат денег возможны лишь в тех случаях, когда в технике выявляется трудноустранимый недостаток, или ремонт длится более 45 дней, или товар находится на ремонте более 30 дней в каждый год гарантийного срока.

К тому же, уровень шума – фактор субъективный, поэтому продавец в данном случае обязан принять холодильник и провести проверку качества товара. Если уровень шума соответствует заявленным в паспорте холодильника техническим характеристикам, то требования покупателя не подлежат удовлетворению.

Во время прямой линии возник и вопрос о покупке товаров с рук – по объявлениям. Т.Вялкова сообщила, что на подобные сделки закон о правах потребителя не распространяется, и в случае возникновения претензий покупателю придется выяснять отношения с продавцом в суде в порядке гражданского судопроизводства.

Людмила ВЛАСОВА

Фото kirovnet.ru