За высокую наценку - штраф?

Сфера деятельности: Розничная торговля

В Госдуме намерены разработать поправки в КоАП, которые позволят наказывать продавцов за наценку свыше 20 процентов, сообщают «Известия». Штрафовать будут магазины, необоснованно повышающие цены на социально значимые продукты, такие как чай, сахар, яйца, гречка и другие. За попытку извлечь большую прибыль продавцов предложат штрафовать на сумму от 100 тысяч
до 1 миллиона рублей. Между тем эксперты считают, что отследить реальную наценку все равно будет сложно: магазины могут договариваться с поставщиками и указывать в накладных цену выше реальной, как это практиковалось в Советском Союзе.
Помогут ли штрафы остановить взвинчивание цен?

Наталия Гуревская, руководитель Коми УФАС России:

– Согласно закону, если цены на продукты, признанные социально значимыми, вырастут на 30 процентов или более в течение месяца, правительство имеет право на 90 дней ограничить дальнейший рост цен, установив предельные цены на чрезмерно подорожавшие продукты. Пока что о штрафах речи не идет. Если законодатель примет решение о штрафах, органы исполнительной власти будут его выполнять.

Татьяна Костылева, руководитель сельхозпредприятия, Сысольский район:

– Не помогут, конечно. Потому что не магазины взвинчивают цены. Пройдитесь по торговым точкам и посчитайте реальные наценки, посмотрите, почем они сейчас товары у оптовиков берут. Если месяц назад яблоки в магазине стоили 35 рублей за килограмм, а сейчас 80 рублей, это не потому, что наценка такая огромная, а оттого, что на оптовых базах их продают за 75 рублей. Так проверьте оптовиков сначала, а заодно и монополистов в продаже топлива, перевозках. В торговле у нас сейчас такая жесткая конкуренция, что если магазин наценку выше 20 процентов поставит, то покупатели тут же уйдут в другой. А в эти 20 процентов наценки, между прочим, и зарплата сотрудников входит, и коммуналка, и транспортные расходы, и еще многое другое. Разных штрафов наши предприниматели и так платят много. Так что таким методом цены в магазинах не снизить, а вот убить бизнес можно. Причем в прямом смысле: у моего знакомого инсульт случился, когда ему штраф в 800 тысяч выписали. Может, лучше число чиновников сократить процентов на 50, вдруг это поможет цены в магазинах снизить?

Павел Поташов, сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта, член Общественной палаты Коми:

– «Хватать» и «не пущать» становятся главными глаголами нашей жизни на современном этапе развития экономики. Возможно, некие ограничения и должны быть, но нельзя под одну гребенку причесать и малый бизнес, и «крупняка», при огромных оборотах и гигантских скидках которого 20 процентов надбавки превращаются в золотую жилу. А для «малька», где доставка и прочие накладные расходы составляют 15 процентов, 20 процентов просто губительны. Я предвижу следующий этап: обязанность иметь в ассортименте лавки те продукты, где регулируется наценка, и все – этого товара просто не станет, поскольку никто не станет работать в убыток. Или же нужны будут механизмы компенсации. Но кто же эту компенсацию даст? А не будет товара, обязательного к наличию, – опять КоАП, опять штрафы, и «сливай воду». Вот вам загадка для первого класса: к кому придут мониторить цены в магазин? К депутату Госдумы или к ИП Пупкину? Я не раз предлагал: возьмите какой-нибудь товар и отследите его реально, от свободно конвертируемой валюты до производителя, скажем, в Курске, и станет ясно, где слабое звено. Но кому это надо, когда легче «пошарить по ларькам» и «покошмарить» малый бизнес. Причем ему в очередной раз пообещали помочь, думаю, на этот раз вырыть могилу. Потому что каждая декларация о помощи автоматом изгоняет из этого сегмента экономики от 300 тысяч до полумиллиона человек.

Анатолий Горовой, депутат Госсовета Коми, директор Воркутинского хлебозавода:

– Думаю, что штрафы – мера неизбежная. Хотя бы временно, до стабилизации ситуации, ее надо ввести. К сожалению, в сфере торговли действительно есть люди, которые ради сиюминутной выгоды готовы поступиться интересами покупателя. Что касается того, что отследить реальную наценку будет сложно, не соглашусь. Это возможно, во-первых, потому что в товарно-транспортных накладных должна фиксироваться отпускная цена. Во-вторых, производителю самому невыгодно повышать цену, так как любое повышение цен неизбежно влечет снижение объемов производства. Это уже на своем опыте проверено. А снижение объемов производства потянет за собой усиление конкуренции, и нишу постараются занять другие производители. Так что производителю-то точно это невыгодно, если он хочет надолго удержать свои позиции на рынке.

Максим Маркушев, исполнительный директор компании «Ассорти»:

– Масштаб шумихи вокруг «козла отпущения» – розницы впечатляет. Куда тише и вскользь правительство говорит о реальных мерах развития несырьевой экономики, производства продуктов питания, сельского хозяйства. Буквально вчера читал в прессе, что на крымский мост выделяют 226 млрд. (по 56 млрд. в год). На транспортную инфраструктуру Москвы и Подмосковья около 500 млрд. в 2015 году. Куча денег будет направлена в банки, которые накрутят, и конечный потребитель – бизнес получит нерентабельные кредиты. А особо обращу внимание на развитие сельского хозяйства: всего около 50-60 миллиардов! Новые правила Таможенного союза только усложнили возможность интенсивного развития фермерства. Может ли мелкий фермер построить убойный цех за 2-3 миллиона? Нет, конечно, если ему нужно с десяток кур забить на продажу. Вот и подумайте. Где будет сразу возрастать стоимость. Мне очень жаль слышать, что Китай строит огромные современные тепличные комплексы для нашего обеспечения овощами, а у нас этого не происходит. Сократите налоги, не давайте бездумно деньги, упростите процедуры для развития фермерства, потратьте деньги на современных западных специалистов, у которых есть традиции, накопленный десятилетиями опыт, и страна сможет быстро насытиться своими товарами. Относительно инициативы по регулированию цен. Все это искусственные меры. Основа рыночной экономики – конкуренция. Рыночная экономика саморегулируема. Все остальное может быть либо краткосрочной временной мерой, вынужденной, либо это ни к чему в долгосрочной перспективе хорошему, а уж тем более к расцвету экономики не приведет.

По регулированию социальных товаров. Во-первых, нужно четко определить перечень. Этого до сих пор нет. Каждое ведомство мониторит порой разные продукты.  

Во-вторых, вектор потребления и так смещается в дешевые сегменты, так как народ нищает! 

В-третьих, наша компания уже сейчас по социально значимым товарам держит низкую наценку, фактически для нас ничего не поменяется.

В-четвертых, в период наступившего затяжного кризиса компании важно не потерять клиентов, удержаться на плаву. Неужели мы будем, понимая, что покупатель теперь особенно голосует ценой, сами себе рыть могилу. Нет! Мы прикладываем максимум усилий для того, чтобы товар был! Для того, чтобы цены были конкурентными!

В-пятых, в нашей сети самый широкий перечень продукции местных производителей – больше ни у кого нет! Мы даже пустили в магазины для самостоятельных продаж ЧП Светлану Батарееву. И абсолютно готовы работать и с другими, даже мелкими производителями. Только их нет. Дайте им возможность развиться.