В наступление на монополистов / ФАС разработала новую стратегию развития конкуренции

Антимонопольное законодательство будет подвергнуто масштабному реформированию. Федеральная антимонопольная служба России разработала Стратегию развития конкурентного и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 годов. О том, что предполагается сделать, в минувший четверг на пресс-конференции рассказала руководитель Управления ФАС по РК Наталия Гуревская.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, в России антимонопольное законодательство – одно из лучших в мире. В рейтинге среди 140 антимонопольных организаций ФАС РФ занимает 17-ю строчку. И при этом по развитию конкуренции мы плетемся чуть ли не в самом конце – на 124 месте. Отсутствие конкуренции, пронизанность нашей экономики картелями (когда имеет место сговор хозяйствующих субъектов) приводят к снижению экономического роста. В то же время ужесточение антимонопольных законов результата не дает. Поэтому на федеральном уровне дозрели до понимания, что пора менять подходы и принимать иные меры по развитию конкуренции.

Стратегия включает в себя более 30 направлений. На наиболее значимых из них и остановилась руководитель УФАС.

Во-первых, это перезапуск реформы тарифообразования в железнодорожном транспорте и электроэнергетике. Реформа в этих сферах длится уже 10 лет, но для рядовых жителей и экономики в целом ничего не меняется к лучшему. Напротив, ежегодный рост тарифов за железнодорожные перевозки и электроэнергию сильно опережает рост тарифов на товары, работы и услуги на конкурентных рынках. В итоге, например, железнодорожные тарифы у нас даже выше, чем в Канаде и США. К тому же естественные монополии не стесняясь систематически злоупотребляют доминирующим положением и всячески сопротивляются ограничительным мерам, не желая выполнять предписания антимонопольщиков. За примером далеко ходить не надо. Как напомнила Н.Гуревская, уже вступило в силу решение суда в отношении РЖД – железнодорожники незаконно взимали плату за въезд грузополучателей на перрон в Усинске. Компания оштрафована на 300 тысяч рублей, но сбор платы продолжается. «РЖД – это махина, которая хорошо субсидируется, стоит вспомнить постоянную историю с закрытием маршрутов и станций, плюс там высокие тарифы за перевозки», – отметила руководитель УФАС.

На пресс-конференции зашла речь и об очередном скачке цен на бензин. По сегодняшней ситуации с бензином уфасовцы изучают документы, а вот что касается прошлогоднего, декабрьского повышения, то тогда нарушений антимонопольного законодательства выявлено не было.

– Установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепро-дукт» стало закупать «зимнее» топливо, где выше октановое число, и соответственно оно дороже, поэтому произошел скачок цен на дизель. В январе причинами роста цен стал рост железнодорожных тарифов на 7 процентов и повышение стоимости акцизов на 3 процента, притом что доля акциза в стоимости одного литра бензина – 60 процентов, – объяснила Наталия Гуревская.

ДРУГИМ направлением реформы является ужесточение правил закупок для субъектов естественных монополий. В законодательство внесут поправки, обязывающие монополистов производить закупки на конкурсных условиях.

Для снижения административных барьеров в бизнесе введут институт предостережения и предупреждения в отношении органов власти. Сейчас оперативно восстановить предпринимателей в правах трудно – если орган власти предпринял некие действия, проверка УФАС и возбуждение дела занимают от трех до девяти месяцев, а обжалование в судах длится годами. Предлагается сократить срок обжалования – особенно в сферах земельных отношений и строительства – до восьми дней.

Ударит реформа и по муниципальным и государственным унитарным предприятиям. Скорее всего, МУПы и ГУПы (за исключением «оборонки») будут упразднены. В отличие от частных компаний, они живут на бюджетные субсидии, а это не лучшим образом сказывается на развитии честной конкуренции.

И, наконец, большое внимание будет уделяться картелям.

– Сговор хозяйствующих субъектов – злостное антимонопольное нарушение, – подчеркнула Н.Гуревская. – Оно влияет на экономику, а в итоге и на потребителя. ФАС России планирует усилить работу в этом направлении. Это очень сложное направление, потому что доказать сговор трудно – он не проходит по документам, а стороны подчас действуют очень продуманно. Например, есть сговор о повышении цен, и разные компании могут это сделать не в один день, а постепенно.