Частников хотят «раскатать? Владельцы частных автобусов жалуются в УФАС

Вчера, 20 декабря, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Коми приняло к рассмотрению жалобу ООО «Сыктывкарская автотранспортная компания» на действия администрации Сыктывкара, объявившей конкурс по выбору контрагента, обеспечивающего организацию перевозки пассажиров в Сыктывкаре. 
– Жалобу мы подали от лица большинства частных перевозчиков столицы, — пояснил «Трибуне» руководитель предприятия Александр Бушенев. — Суть ее в том, что администрация таким образом пытается определить одного организатора по перевозке пассажиров, которому будут переданы все городские маршруты. И не только маршруты. По большому счету чиновники передают некоему контрагенту свои функции. Мы считаем, что таким образом создается административный барьер для малого бизнеса.
«Контрагент (имеется в виду будущий победитель конкурса, объявленного мэрией) будет впоследствии заключать договоры по пассажирским перевозкам на одном или нескольких муниципальных маршрутах по своему усмотрению, что может повлечь за собой коррупцию и злоупотребления в сфере организации пассажирских перевозок в Сыктывкаре», — говорится в жалобе «частников». 
Впрочем, злоупотребления есть и сегодня, ведь предложенная схема управления перевозками уже несколько лет работает в столице Коми. За перевозки отвечают победители подобного же конкурса, проведенного мэрией в 2009 году — ООО «Альфа» и «Гермес». 
В результате, считает А. Бушенев, на городских маршрутах отсутствует честная конкуренция. «Организаторы» получают от мэрии дотации на перевозку льготных категорий пассажиров. Но до небольших частных компаний и индивидуальных предприятий (некоторые из них насчитывают по одному-два автобуса) эти дотации не доходят. По сути дела, частники возят пенсионеров и других льготников себе в убыток.
Кроме того, пуская частников на маршруты, «организаторы» выкачивают с них немалые деньги. В основном, это делается за счет обязательного прохождения медицинского и технического контроля в той же «Альфе» и «Гермесе». Стоимость этого контроля запредельная. По словам Бушенева, его предприятие ежемесячно выплачивает за это по 500 тысяч рублей. 
— Мы могли бы организовать такой же контроль сами и за гораздо меньшие деньги, — считает Александр Леонидович. — Но по условиям договора обязаны платить. 
Еще одним примером давления на малый бизнес руководитель считает закрытие тех автобусных маршрутов, которые в последние годы «раскатали» частники, вложив в это значительные финансовые и производственные ресурсы. А сегодня эти маршруты «организаторы» порой закрывают не потому, что они не нужны пассажирам, а для того, чтобы переключить пассажиропоток на те маршруты, которые обслуживают они сами. 
Чтобы подобного не происходило, считает А. Бушенев, необходимо вернуться к практике проведения конкурсов на обслуживание отдельных маршрутов, в которых наряду с крупными могли бы участвовать и побеждать малые предприятия. УФАС должен дать ответ по этой жалобе в течение ближайшего месяца.