Конец «Кладбищенской афёры» «Жилкомхоза»

Три месяца назад наша газета опубликовала материал «Кладбищенские афёры «Жилкомхоза» («Красное знамя», № 36-37 от 17 мая). Подзаголовок гласил: «Сыктывкарские чиновники создали казённое предприятие, нарушив сразу три закона». В материале рассказывалось о том, что администрация города в прошлом году создала муниципальное казённое предприятие (МКП), которое оказалось в особо привилегированном положении. «Жилкомсервис» – так оно называлось – без проведения торгов и аукционов получил множество заказов на оказание ряда услуг, выполнение работ по содержанию городских парков и разных прочих территорий, кошение травы, борьбу с борщевиком, осуществление речных перевозок, обслуживание переправы, содержание цветников и понтонного моста… На все эти и многие другие работы между администрацией города и МКП были заключены договоры на приличные суммы. 

 
Фото Алевтины Пароевой
 
Это при том, что в Сыктывкаре до этого существовала достаточно разветвлённая сеть предприятий, которые успешно справлялись со своими обязанностями. Причём на конкурсной основе, в соответствии с законом «О защите конкуренции». Администрация, создав казённое предприятие, фактически лишила их работы. Точнее даже – поставила в кабальное положение, поскольку теперь между ней и непосредственно исполнителями появился посредник, который мог сам ничего не делать, а приглашать для выполнения заказов как раз тех самых исполнителей. Естественно, уже по тем расценкам, которые назначит сам…
 
Понятно, что такое положение не могло не вызвать протест со стороны предприятий, которых лишили работы и права участия в конкурсах, а главное – денег, которые они зарабатывали ранее, выполняя те самые услуги, оказавшиеся теперь в ведении казённого предприятия.
 
Естественно, на действия администрации города были поданы жалобы в разные инстанции, однако оказалось, что в данной сфере имеются правовые коллизии. К примеру, прокуратура не может вмешиваться во взаимоотношения между администрацией и предпринимателями. Все споры между ними должны решаться в Арбитражном суде…
 
В публикации от 17 мая говорилось и о том, что за договорами на выполнение работ стоят очень большие деньги, которые выделяет город. А ещё – о субсидиях, которые получает казённое предприятие на выполнение заказа. Это частные предприятия должны заботиться о получении прибыли, экономии, качестве. Для казённого это совсем не обязательно, казна всё равно выделит деньги в должном объёме: парки нужно убирать, газоны косить, фонари зажигать, а тротуары подметать… 
 
Здесь нужно отметить, что в соответствии с законом субсидии администрация обязана выдавать только при согласовании с УФАС. Именно антимонопольная служба, рассмотрев представленные администрацией города документы, может разрешить выделение субсидий. Допустим, предприятие выполняет нужную для города услугу, но при этом несёт убытки, оно всего одно в округе, без него никак не обойтись. Естественно, субсидии будут выделены. Но в Сыктывкаре как раз в достатке тех, кто готов на конкурсной основе выполнять эти самые работы, так что о субсидиях и речи быть не может! Тендеры и конкурсы как раз и придуманы для того, чтобы экономить бюджетные деньги… 
 
Республиканское управление Антимонопольной службы по Республике Коми довольно оперативно отреагировало на жалобы тех, кто лишился работы и средств к существованию. Ещё в начале мая администрации города было указано на неправомерные действия в отношении кладбищ, а вот по остальным пунктам жалоб вынесение решения было отложено до августа. 
 
И вот на прошлой неделе Коми УФАС вынесло окончательное решение по делу о нарушениях «Закона о конкуренции» администрацией МО ГО «Сыктывкар». В распространённом пресс-релизе говорится следующее: 
 
«Осенью прошлого года постановлениями администрации было создано муниципальное казённое предприятие «Жилкомсервис». В декабре 2011 года администрация приняла постановление, предписывающее порядок предоставления в 2012 году субсидий на частичное возмещение затрат муниципальных казённых предприятий, возникающих в связи с выполнением установленного для них муниципального заказа. Таким образом, в обход процедуры, предусмотренной законом о госзакупках, муниципальные заказы на благоустройство города доводились напрямую до МКП, которому перечислялись субсидии.
 
Коми УФАС признало администрацию МО ГО «Сыктывкар» нарушившей ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции», запрещающей органам местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Ответчику предписано отменить акт, предусматривающий субсидирование, а также отменить муниципальные заказы, доведённые до предприятия в 2012 году». 
 
«Неконкурентный характер распределения муниципальных заказов закрыл доступ к ним целому ряду предпринимателей и организаций. Многие из них наверняка хотели бы побороться за бюджетные деньги, могли предложить качественные услуги и достойный уровень выполнения работ», – отметила руководитель Коми УФПС России по Коми Наталия Гуревская.
 
Итак, нарушения выявлены и уже даже исправляются. А вот как эти нарушения отразились на тех предприятиях, что оказались в изгоях? Как они пережили прошедшие семь месяцев, кто возместит им потери? И что будет делать созданное казённое предприятие? Ликвидируется? Преобразуется? Возвратит ли полученные незаконно субсидии? И кто из чиновников администрации ответит за все манипуляции с бюджетными средствами? Неужели всё будет списано на «ошибки» мелкого клерка, которому объявят выговор, и на этом всё и закончится?
Анатолий Полькин