С неизвестным результатом реализована в республике программа по развитию конкуренции

То, как у нас в республике обстоят дела с конкуренцией, обсуждалось на заседании экономического совета при правительстве Коми. Руководство министерства экономического развития попало под град критики со стороны Главы республики Вячеслава Гайзера, а мэр Сыктывкара Иван Поздеев услышал намек на себя в докладе УФАС.

ЗАСЕДАНИЕ началось с выступления заместителя министра экономического развития Андрея Черноусова, который рассказал о реализации региональной программы по развитию конкуренции. По его словам, благодаря программе в Коми за два года сформировалась нормативно-правовая база для сокращения административных барьеров, развились механизмы государственного заказа, активизировалась инвестиционная деятельность. И это несмотря на то, что наш регион имеет особенности, сдерживающие развитие конкуренции, – невыгодное географическое положение, низкая плотность и сокращающаяся численность населения, суровый климат, большое количество труднодоступных населенных пунктов. Госпрограмма должна была способствовать созданию оптимальных условий для формирования конкурентной среды. Но вот как она сработала на деле, А.Черноусов рассказать не смог. По его словам, в Минэкономразвития РФ единую систему оценки конкуренции не разработали, поэтому и в Коми не могут подвести итоги: насколько действенной и полезной оказалась программа.

ПОСЛЕ такого чистосердечного признания в зале заседаний грянул гром. Сначала заместитель Главы Коми Константин Ромаданов переспросил, правда ли, что у программы, действующей с 2010 года, нет даже методики оценки результатов. Затем Вячеслав Гайзер довольно экспрессивно поведал, что он в таком случае думает и об этой программе, и о той, что будет потом, и о необходимости разработки таких программ вообще.

– Два года прошло, а результатов – ноль! – негодовал Глава Коми. – Какой смысл выходить на новую программу и планировать мероприятия по развитию конкуренции, не зная, к чему они приведут?! Не нужна работа, на которую тратятся средства из бюджета, а результата нет. Грош цена этой программе!

Андрей Черноусов, которому поневоле пришлось держать ответ за все министерство, выслушал, что, если российских методик оценки нет, стоит воспользоваться зарубежным опытом. А разрабатывая план действий, нужно четко представлять, к чему конкретно эти действия (в том числе предоставление субсидий из республиканского бюджета) должны привести – к примеру, к снижению цен, увеличению числа предприятий и т.п.

Ректор СыктГУ Василий Задорожный заметил, что студенты и преподаватели университета могли бы сделать обзор зарубежных методик оценки, которые можно использовать и в Коми, а заодно разобраться, насколько действенна программа, проведя анкетирование.

МАСЛА в огонь подлил глава администрации Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин. Он сообщил, что поставщики из Кирова и Вологды давно пользуются компенсациями транспортных расходов на доставку продукции в труднодоступные населенные пункты и вывоз той, что там производится. А вот в Коми их коллеги такой льготы до сих пор не имеют, хотя им ее обещали. О какой конкуренции может идти речь, если предприниматели из других регионов успешно поставляют в республику свои товары, вытесняя местные?

О СОСТОЯНИИ конкурентной среды в регионе с точки зрения Управления Федеральной антимонопольной службы по Коми рассказала руководитель ведомства Наталия Гуревская. По ее словам, дела в этой сфере у нас обстоят крайне неудовлетворительно. В частности, имеются доминирующие хозяйствующие субъекты со значительными долями на рынке, число новичков на рынках незначительное, бизнес не проявляет высокой деловой активности.

– Другие территориальные антимонопольные органы буквально завалены заявлениями от малого бизнеса на действия энергоснабжающих организаций по технологическому присоединению объектов бизнеса к энергетическим сетям, а у нас такие обращения единичны. Это может косвенно свидетельствовать о потенциально низком состоянии конкуренции на республиканских рынках: новых объектов просто нет, вот и жалоб мало, – пояснила, по каким показателям можно оценивать уровень конкуренции, Н.Гуревская.

ПО словам руководителя Коми УФАС, положительная динамика в обсуждаемой сфере у нас наблюдается только на отдельных рынках, например в управлении многоквартирными домами. А программа, о которой рассказал А.Черноусов, по наблюдениям антимонопольщиков значительных результатов не дала.

Как прозвучало в выступлении Гуревской, среди основных причин слаборазвитой конкуренции – стоимостные и инфраструктурные барьеры входа на рынки, антиконкурентное поведение доминирующих хозяйствующих субъектов, склонность руководителей муниципалитетов к монополизации рынков, выдаче преференций отдельным бизнесменам, сговору с бизнесом.

В качестве примера такого антиконкурентного поведения руководитель управления назвала создание муниципальных казенных предприятий.

СИДЕВШИЙ напротив докладчицы глава администрации Сыктывкара Иван Поздеев намек явно понял: с его легкой руки с 1 января этого года в городе работают два казенных предприятия «Дорожное хозяйство» и «Жилкомсервис», поделившие между собой обязанности по содержанию улиц, переправ, парков, кладбищ и многого другого, чем ранее по результатам аукциона занимались частные структуры.

Дождавшись конца выступления Н.Гуревской, И.Поздеев попытался реабилитироваться.

– На уборке города работали три ООО и несколько индивидуальных предпринимателей, но творился настоящий бардак! Сначала они на аукционе демпинговали цену, а потом просто «рубили» деньги, не делая того, что они должны были делать, – горячо высказался мэр. – И в течение целого года мы от их услуг отказаться не могли. Ну не справляются частники с такими объемами! А теперь у нас есть госзаказ, предприятия, которые четко выполняют наши поручения...

Наталия Гуревская парировала, что тем не менее с точки зрения конкуренции этот шаг был неправильным.

В результате стороны остались при своем мнении, а Вячеслав Гайзер резюмировал, что система госзаказов вообще губительна для конкуренции. Дескать, предприниматели думают не о потребителе, а о потенциальном заказе, стараются получить его во что бы то ни стало. При этом закон серьезно ограничивает госструктуры в части контроля за исполнением заказов, и бизнесмен, выиграв аукцион, делает что хочет.

Анна ПОТЕХИНА.