Электронные аукционы – это развитие честной конкуренции

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В России начинается новый этап реформы государственного заказа. С 1 января 2011 года все государственные и муниципальные органы перейдут на систему электронных аукционов при закупках для своих нужд.  Полномочия по контролю соблюдения правил электронных торгов возложены на Федеральную антимонопольную службу. О целях и задачах реформирования рассказывает начальник отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) Елена Лапицкая.    

-  Елена Александровна, скажите, зачем нужны электронные аукционы?
-  Начну с того, что Россия - это первая в мире страна, которая переходит на закупки для государственных и муниципальных нужд через электронные аукционы. Это уникальная мировая практика, и мы здесь - первопроходцы.
Формат электронных аукционов  работает с помощью виртуального пространства - Интернета. Главные преимущества такого формата - простота, скорость, уменьшение коррупционных рисков при проведении торгов.
Принцип электронных аукционов строится на обмене документами в электронной форме с использованием электронно-цифровой подписи. Это упрощает саму процедуру и резко сокращает сроки размещения заказов. В выигрыше все стороны. Заказчики (государственные и муниципальные структуры) получают необходимые им товары, работы и услуги в кратчайшие сроки. Предприниматели  -  участники аукционов -  также экономят, причем как! Им нет необходимости куда-то ехать, порой за тридевять земель, чтобы присутствовать на аукционе: предприниматели просто участвуют в торгах, не выходя из своего офиса, - через Интернет.   
Электронная система аукционов по своей сути минимизирует влияние субъективного человеческого фактора. Это уменьшает возможность применения в ней коррупционных схем,  исключает неценовые методы борьбы при проведении торгов.   
Важнейший элемент всей системы - конфиденциальность  участия в электронном аукционе, которая сохраняется до момента подведения его итогов. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков. Электронные аукционы  -  это развитие честной конкуренции.
 
- В этом году произошли серьезные изменения в системе электронных аукционов. Расскажите об этом.    
- Изменения… - это, наверное, не то слово в данной ситуации. В этом году начался основной этап реформирования системы государственных и муниципальных закупок путем внедрения электронных аукционов.
Старт реформе был дан на законодательном уровне в 2009 году. Тогда на весенней сессии Государственной Думы была принята новая глава 3.1. Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в которой была четко прописана процедура электронного аукциона. Государственным и муниципальным органам была открыта возможность заключать контракты с поставщиками по результатам электронных торгов.
Но быстро выяснилось, что многие государственные и муниципальные структуры не желают добровольно переходить на электронные аукционы. И уже на осенней сессии Госдумы в 2009 году были приняты соответствующие изменения в законодательство по размещению заказов. Электронные аукционы стали обязательными.
С 1 июля 2010 года на такой формат должны были перейти федеральные заказчики. А с начала следующего года - все муниципальные и государственные заказчики регионального уровня. То есть, с 1 января 2011 года все аукционы для государственных и муниципальных нужд должны проводиться только в электронной форме.
 
- Готовы к этому государственные и муниципальные заказчики?
- Федеральные заказчики к этому оказались готовы, по крайней мере, в Коми УФАС России, как контролирующий орган за соблюдением закона № 94-ФЗ о размещении заказов, жалоб по электронным аукционам поступило немного, причем только одна из них признана частично обоснованной. Что касается региональных заказчиков, которые в обязательном порядке должны перейти на электронные торги с 1 января 2011 года, то они учатся. Республиканские Министерство финансов и Министерство экономического развития проводят соответствующую работу.
2 ноября Минфин РК, Минэкономразвития РК, Управление Федерального казначейства по РК совместно с Коми УФАС России провели в Госсовете РК семинар-совещание по этой теме для представителей муниципалитетов. 
Но сложности, конечно, могут возникнуть. Думаю, скорее психологического характера со стороны некоторых заказчиков при освоении самой процедуры размещения заказов в Интернете. Ведь необходимо, так сказать, знать какую «кнопочку» на компьютере нажать. Но, во-первых, до начала года есть еще время, чтобы освоить, а во-вторых - раньше тоже много что было в новинку, тот же Интернет. Но ничего, как говориться, не боги горшки обжигают: сейчас даже дети в компьютерных технологиях стали разбираться.   
 
- Где в Интернете будут проводиться сами аукционы?
- Правительство Российской Федерации приняло решение централизовать размещение государственного и муниципального заказа на пяти общероссийских электронных площадках (Интернет-ресурсах).
1 июня 2009 года правительством были определены три таких пилотные площадки - это ОАО «Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (etp.zakazrf.ru) и ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (www.sberbank-ast.ru).
С 1 октября 2010 года к числу вышеперечисленных присоединились еще две отобранных правительством площадки - ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (www.etp-micex.ru) и ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru).
Следует добавить: до этого в стране существовало множество непонятных Интернет-ресурсов, на которых проводились небольшие электронные аукционы по госзакупкам.  При этом процедура проведения торгов на этих ресурсах была крайне несовершенна и абсолютна бесконтрольна. Существование таких электронных площадок с 1 июля 2010 года было прекращено на законодательном уровне. 
 
- Каким образом выбирались уполномоченные площадки?
- На основе конкурсного отбора, итоги которого утвердила комиссия Правительства Российской Федерации по административной реформе под руководством Сергея Собянина (сейчас он мэр Москвы).
 
- Почему для аукционов определены только пять электронных площадок? Не логичнее ли вообще не делать ограничений и таким образом развивать конкуренцию между ними?
- За большим количеством площадок невозможно осуществлять  полноценный контроль. Это главное. Бюджетные расходы государственных и муниципальных заказчиков зависят от результатов электронных торгов, поэтому  необходимо полностью исключить возможность манипулирования аукционами при помощи программных и технических средств.
 Кроме того, только на ограниченном количестве электронных площадок возможно использование единой системы электронно-цифровой подписи. Это намного облегчает жизнь предпринимателям -  участникам аукционов: им достаточно будет получить такую подпись всего один раз, чтобы иметь возможность участвовать в любых электронных торгах на любых из пяти площадок. 
В принципе, можно было создать одну электронную площадку, на которой бы проводились все аукционы по госзакупкам в России. Однако это чревато - если произойдет сбой, то  проведение всех электронных аукционов будет заблокировано.
Но, конечно, нужна и конкуренция между площадками - заказчики вправе выбирать.
Учитывая все эти обстоятельства -  необходимость полноценного контроля, технической безопасности  и  конкуренции - пять электронных площадок - это оптимально. Добавлю, Кассационная коллегия Верховного суда РФ определила, что установление конкретного количества электронных площадок не противоречит действующему законодательству. 
 
- А как будет осуществляться контроль?
- В частности, будет создан независимый регистратор (сервер), фиксирующий в режиме онлайн все, что происходит на электронной площадке. Данные независимого регистратора будут использоваться, в том числе  при рассмотрении жалоб и проведении проверок со стороны Федеральной антимонопольной службы. 
 
- Предусмотрена ли плата за участие в аукционах, проводимых на электронных площадках?
- Для заказчиков - государственных и муниципальных органов - участие на площадках бесплатное.
С предпринимателей - участников аукционов - взимается плата в размере 3 тысячи рублей. Причем плата взимается исключительно с победителей аукционов, когда они уже знают, что получат прибыль по государственному или муниципальному контракту. В дальнейшем, через полтора-два года, в результате развития системы электронных торгов в России и увеличения числа проводимых электронных аукционов участие на площадках станет полностью бесплатным.   
 
- В итоге, какой конечный результат ожидается от реформы?
- Классические аукционы со стуком молотка уйдут в прошлое. Электронные торги займут примерно 70 процентов от всего объема размещения государственного и муниципального заказа (такую форму, как запрос котировок, со следующего года планируется упразднить, заменив так называемыми короткими электронными аукционами). Остальные 30 процентов придутся на конкурсы, которые будут проводиться в первую очередь при размещении заказов на выполнение каких-то особо сложных и творческих работ - научно-исследовательских и конструкторских, работ, связанных с проектированием, с предоставлением медицинских услуг и др.
Но главное - экономия бюджетных средств. Конкуренция на электронных торгах и существенное снижение затрат на организацию и проведение аукционов сократят до 20 процентов общие расходы на государственные и муниципальные закупки.