Предупреждение ФАС России поспособствовало снижению стоимости производства электрической энергии

Сфера деятельности: Электроэнергетика

23 июля 2015 года Наблюдательный совет Ассоциации «НП Совет рынка» во исполнение предупреждения ФАС России принял решение о внесении изменений в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности, предусматривающих снижение стоимости производства электрической энергии в рамках выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО).

Напомним, 18 мая 2015 года ФАС России выдала группе лиц НП «Совет рынка» (в настоящее время Ассоциации «НП Совет рынка») и ОАО «АТС» предупреждение о прекращении действий (бездействия), выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем навязывания участникам рынка невыгодных для них условий договора (пункт 3 части 1 статьи 10 закона «О защите конкуренции»).

Основанием для выдачи предупреждения послужил значительный рост цен на электрическую энергию во Второй ценовой зоне оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ) с августа 2014 года.

В ходе анализа причин было установлено, что на рост цен повлиял ряд факторов, имеющих как региональные особенности, так и общие особенности организации торговли на ОРЭМ.

Так, ФАС России установила, что значительное влияние на формирование цен во Второй ценовой зоне оптового рынка оказали общие особенности организации торговли на ОРЭМ, а именно внесение 29.07.2014 Наблюдательным советом НП «Совет рынка» изменений в Регламент актуализации расчетной модели (Приложение № 3 к Договору), согласно которым с 15.08.2014 был изменен порядок учета перетока электрической энергии между ценовыми зонами оптового рынка.

В связи с принятием вышеуказанных изменений на ценообразование в регионах западной Сибири стала влиять ценовая ситуация в ценовой зоне Европы и Урала. Так, в западной части ценовой зоны Сибири с 15.08.2014 наблюдался рост цен до уровня, близкого к ценовому параметру зоне Европы и Урала.

Особенность сложившейся ситуации объясняется, в том числе, моделью ВСВГО, когда Системный оператор отбирает генерирующие объекты не только по принципу минимизации стоимости для потребителя, но и по принципу «участников по собственной инициативе» – так называемое требование включить генерирующее оборудование в вынужденном режиме. Ценовые заявки таких генераторов участвуют в отборе РСВ, не проходя конкурентного отбора ВСВГО. В результате складывается ситуация, при которой более востребованными оказываются дорогие генерирующие объекты, расположенные в Первой ценовой зоне, а менее востребованные – дешевые во Второй ценовой зоне.

Таким образом, принятие правки 29.07.2014 Наблюдательным советом НП «Совет рынка» о изменении порядка учета перетока электрической энергии между ценовыми зонами оптового рынка в рамках действующей модели ВСВГО оказало значительное влияние на формирование цен во Второй ценовой зоне оптового рынка.

Предупреждение предполагало устранение такого влияния путем внесения изменений в договор, предусматривающих минимизацию стоимости производства электрической энергии в рамках процедуры ВСВГО, в том числе с учетом загрузки теплового генерирующего оборудования исходя из заявляемых ценовых параметров.

По мнению ФАС России, выполнение предупреждения позволит дополнительно отбирать в рамках ВСВГО более эффективное генерирующее оборудование, повышая уровень конкуренции на рынке на сутки вперед, а также снижая тем самым влияние на рост цены на электроэнергию самых дорогих генераторов.

«Принято важное положительное решение, - отметил начальник Управления контроля электроэнергетики и теплоснабжения ФАС России Виталий Королев. - Значительно снижается риск формирования завышенных цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности в Сибири. ФАС России и в дальнейшем будет пристально следить за ценовой ситуацией и принимать активные меры по поддержанию конкуренции на рынках электрической энергии».

 

http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_36807.html