Коми УФАС России: «Тёмный лес» – так оценили общественники новую контрактную систему в сфере госзакупок

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

«Закон заработал пока не в полной мере» –  прозвучало 20 мая в ходе обсуждения новой контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок на Общественно-консультативном совете при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России).     

Актуальность темы  – Закон № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», диктует время –  закон действует с 1 января 2014 года (он пришел на смену прежнему закону о госзакупках), а значит пора подвести первые итоги. Важно было услышать мнение представителей организаций, защищающих интересы бизнеса, в том числе среднего и малого, а также представителей экономической науки.    

Напомним, в состав Общественно-консультативного совета при Коми УФАС России входят представители «Опоры России», «Деловой России»,   «Торговой ассоциации Республики Коми», Союза промышленников, предпринимателей и работодателей республики, Коми республиканской ассоциации независимых экспертов, Института социально-экономических и энергетических проблем Севера КНЦ УрО РАН,  Общественной палаты Коми, также в состав совета входит Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК

Руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская сообщила, что в первом квартале этого года из-за страха перед новым законом заказчиков – государственных и муниципальные органов, контрактная система практически была парализована. Заказчики попросту не размещали свои заказы. Это ударила по бизнесу, особенно по среднему и малому – доступ  к государственным деньгам был фактически приостановлен, что отрезало  часть экономического сектора от существенного  ресурса.

Но сейчас ситуация изменилась, заказчики освоились – закупки товаров, работ, услуг стали осуществляться куда более живо, причем темп нарастает. Пошли жалобы на заказчиков, причем не мало.

И все же, закон о контрактной системе пока новый, сложный для всех сторон.

Главная проблема, которая была озвучена на заседании Общественно-консультативного совета в связи с обсуждением контрактной системы – отсутствие кадров для работы по новому закону, как со стороны заказчиков, так и бизнеса. 

Общий вывод общественников о контрактной системе на заседании совета можно озвучить словами одного из представителей: «Старый закон о госзакупках толком не знали, а новый – вообще темный лес».

В то же время руководитель Коми УФАС России подчеркнула, что контрактная система открывает новые возможности в борьбе со злоупотреблениями государственных и муниципальных заказчиков при закупках, что должно сделать систему более прозрачной, справедливой и конкурентной для бизнеса.

Главные отличия старой системы госзакупок от контрактной в том, что сейчас предусмотрены новые стадии закупок – помимо  процедуры непосредственно покупки товаров, услуг и работ (аукционы, конкурсы), предусмотрены стадии  планирования закупки и её реализации. Причем, все стадии открыты –  отражены на официальном  сайте госзакупок (www.zakupki.gov.ru)  для общественного контроля.

При этом, если раньше пожаловаться в контролирующий орган на закупку  мог только сам участник размещения заказа (пострадавший бизнесмен), то сейчас это может сделать любая общественная структура, к примеру защищающая интересы того же среднего или малого бизнеса, и вообще любой гражданин, посчитавший, что чиновники при размещении заказа нарушили какие-то нормы.

Помимо этого контрактная система предусматривает процедуру обоснования закупки –  без причины, без четкого объяснения, зачем это необходимо и по такой цене,  купить что-то чиновники сейчас не могут, без этого в силу прозрачности процедуры такая покупка в любой момент может быть оспорена. Кроме того, предусмотрена процедура общественных слушаний дорогостоящих трат. Правда, процедура еще не введена в полной мере, так как пока не  принят  подзаконный акт ее регулирующий. Однако это дело времени. Вообще, для полноценной и всеобъемлющей работы контрактной системы необходимо принять около 70 подзаконных актов.

«В целом, контрактная система дает возможность бизнесу прозрачный и конкурентный доступ к государственным и муниципальным деньгам. Но работы впереди еще много», – подвела итог руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская. 

Пресс-служба Коми УФАС России