Анатолий Голомолзин: «Ситуация на рынке топлива стабильная. Мы следим за изменением цен, сейчас оно незначительно»

Сегодня, 31 июля 2013 года, состоялся круглый стол на тему: "Автомобильное топливо в России: прогнозы экспертов", на котором выступил заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Анатолий Голомолзин. 

В мероприятии также приняли участие первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин, руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин и заведующий лабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.

Основной темой круглого стола стало повышение цен на бензин и дизельное топливо, которое наблюдается в 50 субъектах РФ. Участники обсудили, какова зависимость колебания цен от импортно-экспортных операций, как связаны цены на горюче-смазочные материалы с котировками цен на нефть, а также влияет ли на них фактор сезонности.

В своем выступлении Анатолий Голомолзин отметил, что в последние 6 - 7 лет ситуация на рынке нефтепродуктов стабильная. «Цены меняются с темпами близкими к темпам инфляции (см. график 1). В этом смысле ситуация на рынке топлива является стабильной и способствует устойчивому росту экономики. Цена определяется балансом спроса и предложения, и зависит от большого количества показателей: это и общий уровень инфляции и налогообложения в стране, и мировые показатели цен, и сезонный фактор и многое другое. Был период, когда цены росли под воздействием монополистических действий ряда компаний. Соответствующие антимонопольные дела были рассмотрены и нефтяники заплатили в федеральный бюджет более 20 млрд рублей. Но главное не штрафы, а то, что было предписано обеспечить справедливые условия формирование цен на рынке. В частности речь шла о развитии биржевой торговли, формировании прозрачных индексов внебиржевых сделок. Сейчас такая инфраструктура создана - уже третий год на бирже торгуются около 10 % от всего объема поставок на внутренний рынок», - заявил А. Голомолзин. 

«Цены в рознице меняются более плавно, чем в мелком опте, а в мелком опте в свою очередь, более плавно, чем в крупном опте. Поэтому сопоставляя данные по ценам крупнооптовых сделок (в том числе биржевые) и розничных цен корректнее делать это в среднемесячном разрезе, а не в суточном. Если взять индекс, который публикуется сейчас на бирже, то, например, среднемесячная цена июля на наиболее востребованный бензин марки Аи-92 выросла чуть более, чем на полторы тысячи рублей. Но следует учитывать, что до этого с марта по июнь 2013 года имело место значительно большее снижение (см. график 2). В настоящее время ФАС России направила в нефтяные компании запросы о предоставлении пояснений о причинах роста в июле», - пояснил А. Голомолзин.

«Необходимо также отметить, что объем реализации на бирже бензина Аи-92 в июле 2013 года по отношению к июню 2013 года вырос на 24%, а по отношению к началу года – на 57%. На бирже регистрируются также и внебиржевые контракты: по итогам 2012 года было зарегистрировано внебиржевых контрактов общим объемом более 41,3 млн.тонн нефтепродуктов, а по итогам первого полугодия – более 23 млн.тонн. Таким образом, мы получаем понятный индикатор как биржевых, так и внебиржевых торгов», - отметил зам. руководителя ФАС России.

«Потребители устроены так, что понижение цен остается почти незамеченным, тогда как на любое повышение цен имеется острая реакция. Некоторые, пользуясь этим, искусственно начинают подогревать ситуацию. Цены в мелкооптовом звене с начала года поменяли тенденцию с понижательной на повышательную, а в итоге в июле по сравнению с январем 2013 года изменились несущественно (см график 3). Аналогично, цены в рознице росли с января по февраль и снижались с марта по июнь. В итоге при инфляции 3,5 %, рост цен на топливо составил 1,2%, то есть наблюдается существенное отставание цен на топливо в рознице от темпов инфляции (см. график 4). В связи с этим мы не ожидаем по году каких-либо существенных изменений, которые могли бы привести к значительному росту цен», - подчеркнул А. Голомолзин. 

Далее Анатолий Голомолзин рассказал о том, каким образом влияют поставки топлива из других стран, в частности из Белоруссии, на ситуацию с ценами. «В 2013 году из Белоруссии на внутренний рынок РФ было поставлено 630 тысяч тонн нефтепродуктов. Наши белорусские коллеги имеют соответствующие обязательства по поставкам. Первые 5 месяцев эти поставки в значительной степени реализовывались на биржевой площадке, последние пару месяцев в основном - во внебиржевом сегменте. Сейчас мы ведем переговоры с Минэнерго о том, что поставки лучше осуществлять через биржевую площадку, поскольку тогда топливо становится более доступным для широкого круга покупателей. На наш взгляд, это должно оказать оздоровительное влияние на ситуацию в целом».

«Важно также то, что вступил в силу совместный приказ ФАС России и Минэнерго, который обязывает нефтяные компании поставлять топливо (бензин, дизельное топливо, керосин и мазут) в объеме не менее 10 % от всего объема поставок на внутренний рынок. Анализ, который мы провели совместно с биржей, показал, что эти положения приказа уже исполняются, и топливо своевременно, регулярно и в необходимом объеме поступает на внутренний рынок через биржу», - резюмировал А. Голомолзин.