Злоупотребление доминирующим положением, жалобы на госзаказ и недобросовестная конкуренция – Коми УФАС России подвело итоги 2012 года

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми отчиталось о проделанной в 2012 году работе. Пресс-конференция с участием руководителя Коми УФАС России Наталии Гуревской состоялась 11 февраля.

В прошлом году управлением рассмотрено 784 заявления, 518 дел о нарушении подконтрольного законодательства, 409 административных дел. Наложено штрафов на общую сумму 64 177 300 рублей. Одной из особенностей ушедшего года стало увеличение количества нарушений статьи 10 закона «О защите конкуренции» - злоупотребление доминирующим положением. Например, дело в отношении ОАО «РЖД» по факту взимания платы с хозяйствующих субъектов за въезд на перрон при получении грузов. Решение и предписание антимонопольного органа о недопустимости таких действий поддержаны арбитражным судом и в настоящий момент находятся на рассмотрении апелляционной инстанции. «В случае, если наше решение устоит и в апелляции и вступит в законную силу, Общество будет обязано прекратить взимание платы, а хозяйствующие субъекты, права и интересы которых ущемлены в результате нарушения, смогут обратиться в суд, приложить документы, подтверждающие оплату, и взыскать с ОАО «РЖД» убытки», - подчеркнула руководитель Коми УФАС России Н.В. Гуревская.

В 2012-м по сравнению с предыдущим годом антимонопольное управление выявило в два раза больше фактов недобросовестной конкуренции. Примером могут служить «туристические» дела: незаконное использование сыктывкарским индивидуальным предпринимателем товарных знаков ООО «Сеть магазинов горящих путевок», а также незаконное использование ухтинским ООО «ИнТурАэро+» фирменного наименования конкурента - ООО «ИнТурАэро». При этом руководитель антимонопольного ведомства отметила низкую активность делового сообщества в вопросах защиты от недобросовестной конкуренции и как следствие очень маленькое количество заявлений, поступающих в УФАС по этому поводу.

Что касается рекламного законодательства, то нарушения здесь практически постоянные: при рекламе медицинских, финансовых  услуг. Наиболее интересные дела прошлого года - реклама в сыктывкарской газете лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врачей (в простых, неспециализированных изданиях подобная реклама запрещена). Реклама долевого жилищного строительства без указания сведений о месте и способе получения проектной декларации.

В 2012 году антиконкурентными актами и действиями органов местного самоуправления затронуты товарные рынки организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (нарушение со стороны Администрации МО ГО «Сыктывкар»), организации благоустройства и озеленения территории муниципального образования (Администрация МО ГО «Сыктывкар»), осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом (Министерство промышленности РК), управления многоквартирными домами (Комитет по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Усинск»), сфера определения условий и порядка предоставления хозяйствующим субъектам во временное владение и пользование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности (Администрация СП «Койгородок»).

Сфера контроля размещения государственного заказа – традиционно одна из самых напряжённых в деятельности Коми УФАС России. Среди неординарных жалоб можно отметить такие, когда заказчик устанавливает очень сжатые сроки для выполнения работ. Например, построить многоквартирный дом за 8 дней. «Заказчик, конечно, вправе установить сроки выполнения работ и, возможно, формально мы не можем констатировать нарушение закона о размещении заказов, но лично у меня как у должностного лица возникает вопрос: вдруг этот объект уже построен, а аукцион или конкурс проводится под конкретного исполнителя? В этом случае мы направляем материалы в правоохранительные органы», - отметила руководитель антимонопольного управления.

Конечно, не обошли вниманием на пресс-конференции вопрос роста цен на бензин. Рынок нефтепродуктов находится на особом контроле Коми УФАС России. Ведомство осуществляет еженедельный и ежеквартальный мониторинг цен у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» - единственного доминирующего хозяйствующего субъекта на территории Республики Коми. Если рост цен на бензин значительный, у предприятия запрашиваются документы, обосновывающие конкретные факты повышения. По результатам анализа этих документов принимается решение о наличии или отсутствии признаков установления монопольно высокой цены. По результатам мониторинга цен в 2012 году рост розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в среднем по республике составил 8,5 %, рост оптовых цен – 11,4 %. Основными причинами увеличения цен у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» были: повышение цен на сырьё у ухтинского нефтеперерабатывающего завода и повышение транспортных расходов. По результатам проверок действий Общества в 2012 году признаки установления монопольно высокой цены не выявлены.

В настоящее время проводится проверка по факту повышения цен ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (бывший ухтинский НПЗ), у предприятия запрошены документы. Кроме того, по фактам повышения цен на бензин в январе 2013 года запрошены документы у ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт».