Разъяснение о возможности передачи муниципального имущества без торгов и согласования с антимонопольным органом

ФАС России рассмотрено обращение Администрации муниципального района <…>  Республики Коми (далее - Администрация) о разъяснении порядка предоставления муниципальной преференции в виде передачи муниципального имущества путем заключения долгосрочного договора аренды в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъектов МСП) в связи с наличием муниципальной щелевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2011 -2013 годы».

ФАС России установлено, что указанное обращение Администрации направлено в ФАС России в связи с рассмотрением Коми УФАС России дел о нарушении Администрацией пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции по факту предоставления ею муниципального недвижимого имущества в аренду хозяйствующим субъектам.

Переход прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества должен осуществляться с соблюдением порядка, установленного статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Одним из исключений соблюдения такого порядка является установленная пунктом 9 части 1 указанной статьи возможность предоставления государственной или муниципальной преференции в соответствии с главой 5 указанного закона.

Пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность предоставления государственных или муниципальных преференций (далее — преференции) в целях поддержки субъектов МСП.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции исключением из случаев согласования антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов МСП.

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов МСП, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии предпринимательства).

Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства муниципальные программы развития субъектов МСП - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития МСП, в том числе отдельных категорий субъектов МСП, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти  субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов МСП, региональными программами развития субъектов МСП и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП устанавливаются федеральными программами развития субъектов МСП, региональными и муниципальными программами развития субъектов МСП.

Имущественная поддержка в виде предоставления права заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества без проведения торгов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о развитии предпринимательства.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции. В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами развития субъектов МСП.

Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, ФАС России приходит к выводу о необходимости наличия в программах поддержки субъектов МСП критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.

При анализе ФАС России представленной Администрацией муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы»,  установлено наличие в ней приоритетных видов деятельности, перечня мероприятий, направленных на осуществление имущественной поддержки. Однако данная программа не содержит обязательные в силу положений статей 14 и 16 Закона о развитии предпринимательства условия (в том числе критерии участия субъектов МСП в программе) и порядок оказания поддержки субъектам МСП и, соответственно, не может быть основанием предоставления муниципальной преференции в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действующей на текущий период времени редакции программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы» (ред. от 16.04.2013) предоставление муниципальной преференции субъектам МСП возможно после получения предварительного согласия антимонопольного органа в целях, установленных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, за исключением цели поддержки субъектов МСП (п. 13). В случае внесения в указанную программу изменений, предусматривающих наличие условий (в том числе критериев участия субъектов МСП в программе) и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в программе развития субъектов МСП, муниципальные преференции могут предоставляться субъектам МСП без согласия антимонопольного органа.