Решение по делу Р 45-10/13

Номер дела: Р 45-10/13
Дата публикации: 1 ноября 2013, 15:55

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 октября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

30 октября 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/9268

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев материалы дела № Р 45-10/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения «Редакция газеты «Наша жизнь» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», адрес места нахождения: 168220, Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 60 (далее – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», Редакция) и <...>о <...>ны, адрес места жительства: Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Пажга, д. Рой, д. 13 (далее – <...>о О.М.), по факту распространения на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в лице исполняющего обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., действующей на основании Постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012;

- <...>о О.М.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама.» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/8542 от 08.10.2013 возбуждено дело № Р 45-10/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

Определением № 03-01/9011 от 24.10.2013 об отложении рассмотрения дела № Р 45-10/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <...>о О.М.

Из материалов дела № Р 45-10/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена при помощи печатного средства массовой информации, а именно: на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года;

– адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Центру страхования, ОСАГО, *КАСКО, *ДСАГО, всем видам страхования, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация, страховщик, страховой брокер. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

В силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) относится к одному из видов обязательного страхования.

Под добровольной формой страхования понимается страхование средств автотранспорта, дополнительного и вспомогательного оборудования, багажа, водителя, пассажиров и гражданской ответственности при эксплуатации средств автотранспорта – КАСКО.

Таким образом, ОСАГО является видом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, КАСКО – добровольного страхования.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В ходе рассмотрения рекламного дела <...>о О.М. пояснила, что услуги по страхованию, указанные в рассматриваемой рекламе, оказываются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

В материалах рекламного дела имеются копия договора от 01.02.2013, согласно которому <...>о О.М. обязуется за вознаграждение совершать действия по оформлению страховых полисов ОСАГО, копия доверенности № 140 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОСАО «Ингосстрах», копия доверенности № 142 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОАО «Альфа-Страхование», копия договора о полной индивидуальной материальной ответственности от 04.02.2013, заключенного между СОАО «ВСК» и <...>о О.М.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что страховщиками, которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются финансовыми организациями, являются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

Указание реквизитов организаций, предоставляющих услуги по страхованию, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих услуги по страхованию.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Наша жизнь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0365 от 25.07.2006, является муниципальное учреждение «Редакции газеты «Наша жизнь» (далее – МУ «Редакция газеты «Наша жизнь»).

Согласно Уставу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», утвержденного постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 14 января 2008 года № 1/17, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» создано путём изменения типа МУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

В соответствии с п. 1.6 Устава Редакция является юридическим лицом.

Согласно письменной информации, представленной АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. в материалы рекламного дела, а также пояснений, данных представителем Редакции – <...>ой Л.С. и <...>о О.М. в ходе рассмотрения дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.; при определении содержания рекламы рекламодатель и рекламопроизводитель руководствовались информацией, содержащейся на визитной карточке; реклама была изготовлена специалистами по набору и верстке Редакции и согласована с рекламодателем в устной форме; оплата производилась своевременно по приходным кассовым ордерам; реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

В материалы рекламного дела АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» представлены копии следующих документов: договора об информационном обслуживании от 18.04.2013, заключенного между АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М., приходных кассовых ордеров № 112 от 29.04.2013, № 131 от 23.05.2013, № 200 от 14.08.2013.

Как усматривается из материалов рекламного дела, <...>о О.М. определила объект рекламирования и содержание рекламы, а АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» привело информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив ее в газете «Наша жизнь» на 5 странице № 42 (9513) от 23.05.2013, а затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.

В соответствии с п. 1.9 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» Редакция не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью в целях осуществления основной деятельности Редакции.

Согласно п. 2.3.1.3 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 Редакция имеет право публиковать на коммерческой основе рекламу, не превышая 40% газетной площади номера.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ № 3080 от 11.10.2013 в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», основным видом экономической деятельности является издательская деятельность.

В ходе рассмотрения дела <...>о О.М. пояснила, что на основании договоров, заключаемых со страховщиками, за вознаграждение в качестве страхового агента <...>о О.М. представляет интересы страховщиков в отношениях со страхователями, рекламу размещала с целью привлечения клиентов к своей деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые агенты – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» с целью получения прибыли от экономической деятельности, а <...>о О.М. с целью получения вознаграждения от деятельности страхового агента.

Из письменных пояснений, представленных АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является корреспондент Редакции <...>а <...>на (далее – <...>а И.М.).

Однако из представленных в материалы рекламного дела документов, в том числе должностной инструкции корреспондента не следует, что на указанное должностное лицо возложена обязанность по обеспечению соответствия размещаемых рекламных материалов требованиям Закона о рекламе и корреспондирующая этой обязанности ответственность.

В соответствии с п. 4.23 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и с п. 3.1 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 руководителем Редакции является главный редактор.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012 исполняющим обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» назначена <...>а Л.С.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», ответственным за соблюдение Редакцией законодательства о рекламе, является исполняющая обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>а Л.С.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и его должностного лица – исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., так и по вине рекламодателя – <...>о О.М.; нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <...>о О.М.

Из материалов рекламного дела усматривается, что АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», <...>ой Л.С. и <...>о О.М. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>ой Л.С. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, <...>о О.М. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Наша жизнь» № 70 (9541) от 29.08.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама», размещенную на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы <...>о О.М. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...>о О.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 12789 [uid] => 5 [title] => Решение по делу Р 45-10/13 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 12789 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383307032 [changed] => 1383307032 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383307032 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 октября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

30 октября 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/9268

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев материалы дела № Р 45-10/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения «Редакция газеты «Наша жизнь» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», адрес места нахождения: 168220, Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 60 (далее – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», Редакция) и <...>о <...>ны, адрес места жительства: Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Пажга, д. Рой, д. 13 (далее – <...>о О.М.), по факту распространения на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в лице исполняющего обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., действующей на основании Постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012;

- <...>о О.М.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама.» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/8542 от 08.10.2013 возбуждено дело № Р 45-10/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

Определением № 03-01/9011 от 24.10.2013 об отложении рассмотрения дела № Р 45-10/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <...>о О.М.

Из материалов дела № Р 45-10/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена при помощи печатного средства массовой информации, а именно: на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года;

– адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Центру страхования, ОСАГО, *КАСКО, *ДСАГО, всем видам страхования, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация, страховщик, страховой брокер. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

В силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) относится к одному из видов обязательного страхования.

Под добровольной формой страхования понимается страхование средств автотранспорта, дополнительного и вспомогательного оборудования, багажа, водителя, пассажиров и гражданской ответственности при эксплуатации средств автотранспорта – КАСКО.

Таким образом, ОСАГО является видом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, КАСКО – добровольного страхования.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В ходе рассмотрения рекламного дела <...>о О.М. пояснила, что услуги по страхованию, указанные в рассматриваемой рекламе, оказываются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

В материалах рекламного дела имеются копия договора от 01.02.2013, согласно которому <...>о О.М. обязуется за вознаграждение совершать действия по оформлению страховых полисов ОСАГО, копия доверенности № 140 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОСАО «Ингосстрах», копия доверенности № 142 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОАО «Альфа-Страхование», копия договора о полной индивидуальной материальной ответственности от 04.02.2013, заключенного между СОАО «ВСК» и <...>о О.М.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что страховщиками, которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются финансовыми организациями, являются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

Указание реквизитов организаций, предоставляющих услуги по страхованию, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих услуги по страхованию.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Наша жизнь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0365 от 25.07.2006, является муниципальное учреждение «Редакции газеты «Наша жизнь» (далее – МУ «Редакция газеты «Наша жизнь»).

Согласно Уставу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», утвержденного постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 14 января 2008 года № 1/17, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» создано путём изменения типа МУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

В соответствии с п. 1.6 Устава Редакция является юридическим лицом.

Согласно письменной информации, представленной АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. в материалы рекламного дела, а также пояснений, данных представителем Редакции – <...>ой Л.С. и <...>о О.М. в ходе рассмотрения дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.; при определении содержания рекламы рекламодатель и рекламопроизводитель руководствовались информацией, содержащейся на визитной карточке; реклама была изготовлена специалистами по набору и верстке Редакции и согласована с рекламодателем в устной форме; оплата производилась своевременно по приходным кассовым ордерам; реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

В материалы рекламного дела АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» представлены копии следующих документов: договора об информационном обслуживании от 18.04.2013, заключенного между АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М., приходных кассовых ордеров № 112 от 29.04.2013, № 131 от 23.05.2013, № 200 от 14.08.2013.

Как усматривается из материалов рекламного дела, <...>о О.М. определила объект рекламирования и содержание рекламы, а АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» привело информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив ее в газете «Наша жизнь» на 5 странице № 42 (9513) от 23.05.2013, а затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.

В соответствии с п. 1.9 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» Редакция не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью в целях осуществления основной деятельности Редакции.

Согласно п. 2.3.1.3 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 Редакция имеет право публиковать на коммерческой основе рекламу, не превышая 40% газетной площади номера.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ № 3080 от 11.10.2013 в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», основным видом экономической деятельности является издательская деятельность.

В ходе рассмотрения дела <...>о О.М. пояснила, что на основании договоров, заключаемых со страховщиками, за вознаграждение в качестве страхового агента <...>о О.М. представляет интересы страховщиков в отношениях со страхователями, рекламу размещала с целью привлечения клиентов к своей деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые агенты – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» с целью получения прибыли от экономической деятельности, а <...>о О.М. с целью получения вознаграждения от деятельности страхового агента.

Из письменных пояснений, представленных АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является корреспондент Редакции <...>а <...>на (далее – <...>а И.М.).

Однако из представленных в материалы рекламного дела документов, в том числе должностной инструкции корреспондента не следует, что на указанное должностное лицо возложена обязанность по обеспечению соответствия размещаемых рекламных материалов требованиям Закона о рекламе и корреспондирующая этой обязанности ответственность.

В соответствии с п. 4.23 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и с п. 3.1 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 руководителем Редакции является главный редактор.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012 исполняющим обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» назначена <...>а Л.С.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», ответственным за соблюдение Редакцией законодательства о рекламе, является исполняющая обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>а Л.С.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и его должностного лица – исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., так и по вине рекламодателя – <...>о О.М.; нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <...>о О.М.

Из материалов рекламного дела усматривается, что АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», <...>ой Л.С. и <...>о О.М. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>ой Л.С. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, <...>о О.М. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Наша жизнь» № 70 (9541) от 29.08.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама», размещенную на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы <...>о О.М. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...>о О.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

31 октября 2013 года

(изготовление решения в полном объеме)

30 октября 2013 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/9268

 

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев материалы дела № Р 45-10/13, возбужденного в отношении Автономного учреждения «Редакция газеты «Наша жизнь» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», адрес места нахождения: 168220, Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 60 (далее – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», Редакция) и <...>о <...>ны, адрес места жительства: Республика Коми, Сыктывдинский р-н, с. Пажга, д. Рой, д. 13 (далее – <...>о О.М.), по факту распространения на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама» с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии:

- представителя АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в лице исполняющего обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., действующей на основании Постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012;

- <...>о О.М.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года рекламы следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама.» (далее – рассматриваемая реклама).

По указанному факту Определением № 03-01/8542 от 08.10.2013 возбуждено дело № Р 45-10/13 по признакам нарушения ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

Определением № 03-01/9011 от 24.10.2013 об отложении рассмотрения дела № Р 45-10/13 в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена <...>о О.М.

Из материалов дела № Р 45-10/13 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

– распространена при помощи печатного средства массовой информации, а именно: на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года;

– адресована неопределенному кругу лиц;

– направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: Центру страхования, ОСАГО, *КАСКО, *ДСАГО, всем видам страхования, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация, размещенная на пятой странице газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013 года является рекламой.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

Согласно ч. 4 ст. 2 Закона о рекламе специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Из содержания рассматриваемой рекламы усматривается, что она не является явно не относящейся к рекламе финансовых услуг.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация, страховщик, страховой брокер. Финансовая услуга – это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):

- страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;

- страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

В силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) относится к одному из видов обязательного страхования.

Под добровольной формой страхования понимается страхование средств автотранспорта, дополнительного и вспомогательного оборудования, багажа, водителя, пассажиров и гражданской ответственности при эксплуатации средств автотранспорта – КАСКО.

Таким образом, ОСАГО является видом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, КАСКО – добровольного страхования.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В ходе рассмотрения рекламного дела <...>о О.М. пояснила, что услуги по страхованию, указанные в рассматриваемой рекламе, оказываются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

В материалах рекламного дела имеются копия договора от 01.02.2013, согласно которому <...>о О.М. обязуется за вознаграждение совершать действия по оформлению страховых полисов ОСАГО, копия доверенности № 140 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОСАО «Ингосстрах», копия доверенности № 142 от 01.11.2012 на право подписи и получение бланков строгой отчетности ОАО «Альфа-Страхование», копия договора о полной индивидуальной материальной ответственности от 04.02.2013, заключенного между СОАО «ВСК» и <...>о О.М.

Таким образом, из материалов рекламного дела усматривается, что страховщиками, которые в силу ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признаются финансовыми организациями, являются ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Альфа-Страхование», СОАО «ВСК», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО САК «Энергогарант».

Указание реквизитов организаций, предоставляющих услуги по страхованию, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

В рассматриваемой рекламе отсутствуют наименования организаций, оказывающих услуги по страхованию.

В силу ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В силу положений, установленных п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Наша жизнь», соучредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 3-0365 от 25.07.2006, является муниципальное учреждение «Редакции газеты «Наша жизнь» (далее – МУ «Редакция газеты «Наша жизнь»).

Согласно Уставу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», утвержденного постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 14 января 2008 года № 1/17, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» создано путём изменения типа МУ «Редакция газеты «Наша жизнь».

В соответствии с п. 1.6 Устава Редакция является юридическим лицом.

Согласно письменной информации, представленной АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. в материалы рекламного дела, а также пояснений, данных представителем Редакции – <...>ой Л.С. и <...>о О.М. в ходе рассмотрения дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.; при определении содержания рекламы рекламодатель и рекламопроизводитель руководствовались информацией, содержащейся на визитной карточке; реклама была изготовлена специалистами по набору и верстке Редакции и согласована с рекламодателем в устной форме; оплата производилась своевременно по приходным кассовым ордерам; реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

В материалы рекламного дела АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» представлены копии следующих документов: договора об информационном обслуживании от 18.04.2013, заключенного между АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М., приходных кассовых ордеров № 112 от 29.04.2013, № 131 от 23.05.2013, № 200 от 14.08.2013.

Как усматривается из материалов рекламного дела, <...>о О.М. определила объект рекламирования и содержание рекламы, а АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» привело информацию в готовую для распространения в виде рекламы форму, разместив ее в газете «Наша жизнь» на 5 странице № 42 (9513) от 23.05.2013, а затем распространило рассматриваемую рекламу посредством указанного печатного средства массовой информации.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», рекламодателем – <...>о О.М.

В соответствии с п. 1.9 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» Редакция не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью в целях осуществления основной деятельности Редакции.

Согласно п. 2.3.1.3 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 Редакция имеет право публиковать на коммерческой основе рекламу, не превышая 40% газетной площади номера.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ № 3080 от 11.10.2013 в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», основным видом экономической деятельности является издательская деятельность.

В ходе рассмотрения дела <...>о О.М. пояснила, что на основании договоров, заключаемых со страховщиками, за вознаграждение в качестве страхового агента <...>о О.М. представляет интересы страховщиков в отношениях со страхователями, рекламу размещала с целью привлечения клиентов к своей деятельности.

В силу положений ч. 1 ст. 8 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые агенты – постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» с целью получения прибыли от экономической деятельности, а <...>о О.М. с целью получения вознаграждения от деятельности страхового агента.

Из письменных пояснений, представленных АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела, следует, что должностным лицом, ответственным за соблюдение законодательства о рекламе, является корреспондент Редакции <...>а <...>на (далее – <...>а И.М.).

Однако из представленных в материалы рекламного дела документов, в том числе должностной инструкции корреспондента не следует, что на указанное должностное лицо возложена обязанность по обеспечению соответствия размещаемых рекламных материалов требованиям Закона о рекламе и корреспондирующая этой обязанности ответственность.

В соответствии с п. 4.23 Устава АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и с п. 3.1 Учредительного договора средства массовой информации – газеты «Наша жизнь» от 06.05.2006 руководителем Редакции является главный редактор.

Согласно Постановлению администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 5/977 от 12.05.2012 исполняющим обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» назначена <...>а Л.С.

            Из материалов рекламного дела усматривается, что должностным лицом АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», ответственным за соблюдение Редакцией законодательства о рекламе, является исполняющая обязанности руководителя - главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>а Л.С.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло как по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя – АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и его должностного лица – исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С., так и по вине рекламодателя – <...>о О.М.; нарушение требований ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе произошло по вине рекламодателя – <...>о О.М.

Из материалов рекламного дела усматривается, что АУ «Редакция газеты «Наша жизнь», <...>ой Л.С. и <...>о О.М. не предпринято должных мер, направленных на соответствие рекламы требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>ой Л.С. нарушены требования ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, <...>о О.М. нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама распространялась в период с 25 апреля 2013 года по 20 июня 2013 года на территории Сыктывдинского района Республики Коми.

Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается представленным АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» в материалы рекламного дела оригиналом газеты «Наша жизнь» № 70 (9541) от 29.08.2013.

В связи с добровольным устранением совершенного нарушения, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» и <...>о О.М. предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Центр страхования ОСАГО *КАСКО *ДСАГО * Имущество, несчастные случаи, все виды страхования * Договора купли-продажи * Помощь в заполнении заявлений * Ксерокопии * Все страховые компании с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 45, 1 эт. каб. 6. Тел.: 8 (8212) 33-17-11, 8-904-103-32-91. Часы работы: пн-чт. – с 9 до 17.30 ч., пт. – с 9 до 16.30 ч. сб., вс. – выходной. Обед с 13 до 14 ч. Предъявителю купона скидка 5% Реклама», размещенную на странице 5 газеты «Наша жизнь» № 42 (9513) от 23 мая 2013, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы <...>о О.М. не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении исполняющей обязанности руководителя – главного редактора АУ «Редакция газеты «Наша жизнь» <...>ой Л.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...>о О.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 31 октября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-01/9268 [format] => [safe_value] => 03-01/9268 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 45-10/13 [format] => [safe_value] => Р 45-10/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-11-01 11:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-31 11:55:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383307032 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Коми УФАС России )