Сыктывкарская автокомпания доказала в арбитраже, что «овен» - это «баран»

Арбитражный суд Коми поддержал сторону ООО «Автомаксимум» в споре с ООО «Фирма «Овен-Авто» и Коми УФАС России. Компания настаивала, что может призывать «не быть овном» в непосредственной близости от автосалона «Овен-Авто». С помощью авторитетных экспертов истцу удалось доказать, что «овен» по смыслу рекламы – это «глупый и упрямый баран», а также отменить административный штраф антимонопольного органа в 100 тыс. рублей.

Напомним, Управление Федеральной антимонопольной службы по Коми возбудило дело в отношении рекламодателя - ООО «АвтоМаксимум» по признакам нарушения закона «О рекламе». Поводом к разбирательству стало заявление ООО «Фирма «Овен-Авто» и жителя Сыктывкара, которые пожаловались на рекламу, размещённую на стене здания по адресу: ул. Гаражная, д. 1. На плакате были изображены автомобиль и животное, напоминающее барана, а надпись над ними гласила: «Не будь овном, не упусти свой CHANCE в салоне АлексМоторс!».

Год назад реклама была вынесена на рассмотрение экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Коми УФАС России. На заседании было признано, что эта реклама может формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, в данном случае - автомобилем CHANCE. Совет также сослался на словари, в соответствии с которыми синонимом слова «овен» является, в том числе, слово «баран», а синонимы «барана» – «глупец», «кроткий», «простофиля».

Представители компании «АлексМоторс» полагали, что по своему смыслу такая реклама не формировала положительного или отрицательного отношения к лицу, которое пользуется или не пользуется автомобилем. В буквальном смысле, по их мнению, смысл слогана сводился к следующему: «Не упрямься и не упусти возможность купить автомобиль «Шанс» и призывает он к тому, чтобы прекратить упрямиться и сходить в автосалон. Как полагают в «АлексМоторс», фраза, в которую рекламодатель изначально не заложил оценочных категорий или суждений о лице, не пользующемся автомобилем «Шанс», не может формировать негативное отношение. В компании заверили также, что плакат был снят сразу же после того, как от руководителя «Фирмы «Овен-Авто» поступили устные претензии по поводу содержимого рекламной конструкции.

В соответствии с постановлением Коми УФАС России, ООО «Автомаксимум» в декабре прошлого года было назначено административное наказание в виде штрафа в 100 тыс. рублей. На днях это постановление антимонопольного органа было признано Арбитражным судом Коми незаконным и было отменено.

Эксперты Кировской лаборатории судебной экспертизы Минюста России, кандидаты филологических и психологических наук в ходе психолого-лингвистической судебной экспертизы не нашли как ничего противозаконного в слогане автокомпании, так и оскорбительного или унижающего честь и достоинство какого-либо лица или группы лиц.

- Наиболее очевидным вариантом толкования, с учетом словарных дефиниций каждого из составляющих компонентов, с лингвистических позиций представляется следующий вариант толкования смысла высказывания. А именно: адресант обращается к адресату (любому потенциальному читателю) с побуждением не глупить, не упрямиться, то есть не проявлять негативные поведенческие качества, свойственные такому животному, как овен/баран, и посетить салон «АлексМоторс» по адресу: ул. Гаражная, д. 1, г. Сыктывкар, с целью получения каких-либо сведений, в том числе о свойствах, возможностях приобретения товара, об автомобиле марки Chance, - следует из выводов экспертов, изложенных в заключении.

По мнению экспертов, такая реклама не вызывает у читателей осуждения по отношению к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, не формирует негативного отношения к людям, родившимся под зодиакальным знаком «Овен», а «вызывает сочувствие по отношению к ним, либо нейтральные, иронично-положительные эмоции».

- В рекламе содержится подтекстовая информация о возможности приобретения автомобиля марки «Chance» в определенном месте. Данная информация дается в лингвистической форме предположения, то есть не может быть подвергнута верификации – проверке на достоверность, - полагают эксперты лаборатории.