ПЛЮСЫ «ТРЕТЬЕГО ПАКЕТА»

«Третий антимонопольный пакет» законов, подписанный в декабре 2011 года Президентом России Дмитрием Медведевым, позволит контролирующему органу и бизнесу лучше понимать друг друга.

Эту мысль высказала в ходе пресс-конференции руководитель Коми УФАС России Наталия Гуревская. По ее словам, согласно документу изменения вносятся в закон «О защите конкуренции», Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законодательных актов. Внесенные поправки уточнили действующее законодательство и привели его в соответствие с лучшими мировыми практиками.

Среди основных нововведений, которые закрепил «третий антимонопольный пакет», – критерии определения монопольно высокой цены. Если раньше антимонопольный орган запрашивал у компаний документы, анализировал расходы, прибыль и т. п., то теперь будет пользоваться методом сопоставимых товарных рынков. То есть цена на рынке, где действует доминирующий хозяйствующий субъект, будет сравниваться с ценами на рынке с развитой конкуренцией, например, в других российских регионах.

Кроме того, законодательно закреплено, что при определении монопольно высокой цены необходимо анализировать поведение хозсубъекта не менее чем за один год.

«Тре тий  антимонопольный пакет» также вводит два новых юридических института. Один из них – предостережение. Его антимонопольный орган направляет в адрес физического лица, которое своими публичными заявлениями посылает «ценовые сигналы». «Например, выступая на конференции или в СМИ, руководитель какой-то компании говорит, что скоро вырастут цены на жилье. На волне ажиотажного спрос а цены действительно повышаются. Теперь мы сможем направлять предостережение, что подобные высказывания содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», – отметила Н. Гуревская.

Второй механизм – предупреждение, дающее возможность доминирующим хозяйствующим субъектам устранить нарушения антимонопольного законодательства и избежать оборотных штрафов. Это, в частности, актуально для компаний, уклоняющихся от заключения договоров. Получив предупреждение, они за определенный срок исправляют ситуацию. Иначе в отношении них УФАС может возбудить дело.

Руководитель антимонопольного управления отметила, что новые поправки законодательно закрепили понятие «картель», а также право потребителей на обращение в суд за восстановлением своих прав в результате нарушения антимонопольного законодательства. «Третий антимонопольный пакет» также установил запрет на передачу функций по выполнению государственных услуг хозсубъектам и на осуществление госуслуг на латной основе. За исключением случаев, предусмотренных законом или постановлением правительства.

Подводя итог, Н. Гуревская отметила, что принятые поправки делают антимонопольное законодательство более понятным, четко формулируют основные понятия и признаки нарушений, дают возможность вести конструктивный диалог с добросовестным бизнесом.