• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Наталия Гуревская: «ФАС снизит нагрузку на бизнес»

С января 2016 года ФАС России вводит четвертый антимонопольный пакет (поправки в закон «О защите конкуренции»), принятый российским правительством в октябре этого года. Документ содержит комплекс мер, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства в стране. Нововведения можно разбить на две группы — снижение административной нагрузки на бизнес и переход на предупредительный контроль. Чего ожидать предпринимателям, рассказала сегодня на пресс-конференции руководитель антимонопольного ведомства в Коми Наталия Гуревская.

Наталия Гуревская: «ФАС снизит нагрузку на бизнес»

Фото Николая Антоновского

С нового года реестр монополистов - хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, - упраздняется. Такой реестр служба вела на протяжении порядка 15 лет. До последнего момента включение в реестр предполагало существенное ограничение предпринимательских прав и предусматривало ряд дополнительных обязательств.

- Упразднение реестра существенно снизит административное давление на бизнес, - считает Гуревская.

Вторым нововведением будет переход на предупредительный контроль, для этого расширен институт предупреждения практически на все статьи, по которым ранее были предусмотрены серьезные санкции. Исключения тут составят крупные нарушения: использование чужого товарного знака и установление монопольно высокой цены.

- До последнего времени по любым нарушениям со стороны крупных монополистов антимонопольный орган возбуждал дела, приходил к выводу о нарушении законодательства, факты фиксировались в решении, что автоматически влекло штрафные санкции. Теперь введен и значительно расширен практически на все составы нарушений институт предупреждений. На момент рассмотрения заявления, когда мы видим содержание признаков нарушений, мы отправляем субъекту предупреждение и просим устранить его в добровольном порядке. Если он устраняет нарушение, то служба не выносит антимонопольного дела и не привлекает субъект к административной ответственности, - объяснила Наталия Гуревская.

По ее словам, это дает возможность для бизнеса оперативно устранить нарушения. Институт предупреждения активно применяется и помогает в оперативные сроки (месяц-два) решить проблемы без длительных судебных тяжб. Также на субъекты снижается административная нагрузка.

При этом, четвертый антимонопольный пакет предусматривает увеличение административной ответственности: с нового года максимальная штрафная санкция на конкретное должностное лицо составит 50 тысяч рублей, а в случае повторного правонарушения — суд будет решать вопрос о дисквалификации лица.

- Бизнес получит возможность оперативно устранить нарушения законодательства без наложения штрафов, служба сможет возбуждать дела только после отказа субъекта или органа власти исполнять предупреждение, потребители получат возможность оперативно защитить свои права, а для судов это означает резкое сокращение обжалованных дел, - отметила Гуревская положительные моменты введения института предупреждений для всех сторон.

Еще одним достижением работы четвертого антимонопольного пакета станет начало работы механизма административного обжалования в сфере строительства. В данной сфере, по словам руководителя ведомства, много административных барьеров и коррупции. Для решения этих проблем введен новый механизм действий.

- Если госорган или естественный монополист задерживает разрешительную документацию на строительство, нарушает сроки предоставления технических условий или создает дополнительные необоснованные препятствия в сфере строительства, то с января 2016 года можно будет обратиться в УФАС России, и мы в течение 10 дней проверим их действия на предмет нарушения, оштрафуем виновных лиц и восстановим нарушенные права, - рассказала об оперативной работе руководитель службы.

Также во вступающих в силу с нового года поправках «Закона о конкуренции» более подробно обозначится понятие недобросовестной конкуренции. По словам Гуревской, в силу несовершенства законодательства многие не понимали, что это такое, и редко обращались в службу в сфере защиты прав от недобросовестной конкуренции.

- Четвертый антимонопольный пакет существенно расширил перечень действий, которые попадают под недобросовестную конкуренцию, и конкретно сформулировал состав, чтобы хозяйствующим субъектам было понятно, что под это подходит, - заявила Гуревская.

Последней поправкой в пакете будет прекращение работы антимонопольной службы с физическими лицами. Сама Гуревская оценивает это как «не совсем положительный момент», хотя признает, что таким образом разгрузится работа службы и появится возможность уделить больше времени контролю над монополистами.