«Досвидос!» Глава Коми вжился в роль потребителя

Глава Коми Вячеслав Гайзер раскритиковал программу по развитию конкуренции в республике, поскольку за минувшие пару лет планы так и остались на бумаге. В причинах, тормозящих развитие экономики, разбирались члены Экономического совета Коми.

глава_1.jpg

Как оценить?

С докладом о реализации мер по развитию конкуренции выступил первый замминистра экономического развития Коми Андрей Черноусов. По его словам, с 2009 по 2011 годы объем инвестиций в экономику региона вырос в 1,6 раза и составил в прошлом году 192 миллиарда рублей. По объему инвестиций Коми занимает третье место по России и первое – в Северо-Западном федеральном округе.

С 2008 по 2011 годы возросло и число представителей среднего и малого предпринимательства на 15 процентов. Всего же «малышей» в бизнесе – 70 процентов от общего числа.

Меры по развитию конкуренции предпринимаются во всех 20-ти муниципалитетах. Речь идет о развитии механизмов размещения госзаказов, субсидировании части затрат по оплате процентов по кредиту, предоставлении муниципальных и госуслуг по принципу одного окна и многом другом.

– Мероприятия выполнены на сто процентов, – отрапортовал Андрей Черноусов. – Однако из-за отсутствия инструментария мы не можем оценить их эффективность.

На этой обескураживающей ноте докладчик предложил членам Экономического совета утвердить очередную программу на 2012 – 2013 годы по развитию конкуренции.

Вопросы возникли у замглавы Коми Константина Ромаданова, который поинтересовался: неужто ведомство не состоянии оценить результат своей работы? Андрей Черноусов попытался оправдаться: «Программу создали на основе федеральной. А федералы сами не знают как оценить ее результаты».

– Тогда программа не имеет практического смысла, – констатировал замглавы. – Мы занимаемся профанацией. Во всем мире как-то ведь оценивают меры по развитию конкурентной среды...

Ниже плинтуса

В разговор вмешался Глава Коми Вячеслав Гайзер: «Это работа ради работы. Если нет у федерального ведомства системы оценок, обратитесь к западным методикам. Наймите профессионалов, пусть они опросят наш бизнес и скажут: ребята, по развитию конкуренции вы находитесь ниже плинтуса. А принимать новую программу, не понимая, к чему она приведет, какой смысл?».

Слова попросил ректор СГУ Василий Задорожный. Пользуясь случаем, он предложил задействовать университет:

– Для студентов не проблема провести анализ зарубежных методик и анкетирование предпринимателей. В каждой дипломной студентов-маркетологов есть раздел по оценке конкурентной среды. Мы можем сделать обзор и предоставить информацию по товарным рынкам за последние полгода.

Вопрос, спровоцировавший Главу на эмоциональное выступление, задал мэр Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин.

– Я, наверное, всем уже надоел…Но хотелось бы знать: будут ли власти Коми возмещать расходы на вывоз продукции местных производителей из районов в города? Пока у нас субсидируется лишь ввоз. Тем самым, помогаем развиваться кировчанам. У нас предприниматель из поселка Зимстан уже хочет переводить производство в райцентр.

Андрей Черноусов ответил, что такая мера соцподдержки в регионе отсутствует. Однако Вячеслав Гайзер отреагировал остро: «Год назад я давал поручение Минэкономразвитию Коми разработать предложение по субсидированию произведенной в муниципалитетах продукции. Ведомство не выполнило мое поручение. Передайте своему руководителю, что я потребую наказания всех должностных лиц за игнорирование поручения Главы!».

Позовем «Роснефть»?

Вячеслава Михайловича задело, что из многочисленных членов Экономического совета лишь единицы проявляют интерес к теме.

– У всех ощущение, что кто-то другой решит за нас проблемы, – предположил он. – Да ничего подобного! Мы будем собирать комиссии, а цены будут по-прежнему расти. «ЛУКОЙЛ» и «Северсталь» обойдутся без наших предложений, а малый бизнес – нет.

Огонька в костер добавила руководитель УФАС по Коми Наталия Гуревская. Она заявила, что коллеги из других регионов завалены жалобами на недобросовестную конкуренцию. У нас же почему-то таких заявлений минимум.

– Поступают жалобы от предпринимателей на давление со стороны глав муниципалитетов, – сообщила она. – Руководители районов склонны к монополизации рынков и сговору с бизнесом. К примеру, создают казенные предприятия, переводят туда муниципальное имущество и выдавливают предпринимателей с рынков обслуживания. Малый бизнес вынужденно покинул целый ряд ниш.

Наталья Гуревская предложила устранить унитарные и казенные учреждения с обслуживания товарных рынков. По поводу ситуации на топливной ниве предложила привлечь в регион такого крупного игрока, как «Роснефть», который сможет конкурировать с «ЛУКОЙЛом».

– Действующие меры борьбы не срабатывают. Мы налагаем на монополиста огромные штрафы, а их в итоге оплачивает потребитель. Надо выбрать стратегический рынок и на его примере детально изучить ситуацию.

Однако Вячеслав Гайзер с такой постановкой вопроса не согласился. По его словам, бессмысленно решать проблему в индивидуальном ключе. Должен быть системный подход.

Наше зло...

– В основе товарных рынков лежат госуслуги, где основным заказчиком является государство. С этим надо бороться! Не на государство работает бизнес, а на потребителя. Следует смотреть в корень проблемы и разработать предложения, в том числе для федерального центра. Взять пассажирские перевозки: все перевозчики бьются за возмещение затрат из муниципальных бюджетов. Это и есть зло.

Мэр Сыктывкара Иван Поздеев в словах Наталии Гуревской услышал упрек в свой адрес и счел нужным пояснить: «Когда я в 2010 году заступил на пост, на уборке города работали три ОООшки, четыре ИПэшки…Но порядка не было. Не от хорошей жизни мы их поменяли. Те, кто приходят по 94-ФЗ, создают нам одни проблемы…».

– Они пришли ко мне и пожаловались, что закрывают свой бизнес, – вставила Наталия Гуревская.

– Эти фирмы рубили деньги, не делая ничего! Я не мог затеять с ними в середине года тяжбу и поставить под угрозу уборку города, – прямо заявил градоначальник.

– Если бы потребители выступали заказчиками, они бы таким частникам сказали: не выполняешь – досвидос! – забыв про официоз, произнес Вячеслав Михайлович. – А так у нас никакой конкуренции нет.

А затем он и вовсе разоткровенничался: «Вы думаете, мы не предлагали «Роснефти» зайти в Коми? Просто 300 тысяч автомобилей, треть из которых на приколе, это не тот рынок, который позволяет принять решение о строительстве сети автозаправок. Их расходы никогда не окупятся».

– Мы получили от «Роснефти» письменный отказ, – подтвердил замглавы Коми Александр Буров.

Вячеслав Михайлович, между тем, продолжил: «Ситуация на рынке авиаперевозок никого не устраивает. Вы не знаете, сколько времени этому вопросу уделяют мои замы. Сами летают к авиаперевозчикам с просьбой прийти к нам. Результат нулевой. Поэтому базовое решение проблемы на «Комиавиатрасе». Возможно, будем закупать свои борта».

Против монополистов

На этом Глава Коми откланялся – спешил на следующее мероприятие. А заседание продолжилось содержательным докладом первого замминистра по развитию промышленности и транспорта Коми Александра Гибежа.

По его словам, рынок авиаперевозок в Коми – низкорентабельный. Перевозчики заинтересованы в возмещении выпадающих доходов из казны региона. В 2010 году на эти цели направлено 17 миллионов рублей, а в 2012 – аж 89,2 миллиона!

На рынке авиационного топлива монополистом выступает «ЛУКОЙЛ». По итогам 2011-го всего в республике 112 автозаправок, 52 процента из них принадлежат «ЛУКОЙЛу». Нефтеперерабатывающий завод «Енисей», запущенный в Усинске во втором полугодии 2011-го, производит полмиллиона тонн бензина, однако весь объем поставляет за пределы республики. «Надо поработать над тем, чтобы часть топлива оставалась у нас, – сказал Александр Гибеж. – Есть задумка по запуску мини-НПЗ в Троицко-Печорском районе и других муниципалитетах».

На рынке балансовой древесины монополист – ОАО «Монди СЛПК». Закупочные цены на древесину в Коми ниже, чем в других регионах и за шесть лет не менялись. В 2011-ом крупные заготовители стали жаловаться на то, что «Монди» не дает им развиваться. В конце прошлого года «Гигант на Вычегде» на 32,8 процента поднял цену на березу, однако кардинально ситуация не изменилась. Выход власти Коми видят в развитии топливной биоэнергетики и переходе на производство бруска из хвойного баланса, как это сделали предприниматели в Сыктывдинском районе.

Геня ДЖАВРШЯН

Фото rkomi.ru